Основные социальные права человека и гражданина в Российской Федерации (на примере Чеченской Республики)

1.     «О гражданских и политических правах»: «Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия….»В соответствии со ст.6 ч.2 Конституции РФ гражданин, а не какое-либо иное лицо обладает на территории Российской Федерации всей полнотой прав и свобод, предусмотренных Конституцией.1 Иначе говоря, все основные права граждан России отличаются от других прав и обязанностей основанием возникновения – принадлежностью к гражданству Российской Федерации.

В качестве субъектов права можем рассмотреть лица со следующими статусами:

- ГРАЖДАНЕ РФ;

 - ИНОСТРАНЦЫ;

 - ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА.

2.     Законодательство определяет гражданство как «устойчивую правовую связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.». Данное положение определяет важность принадлежности к гражданству, так как только в этом случае возникают права и свободы, защищаемые государством, где бы гражданин ни находился. Кроме того, очень важным моментом в данном определении является то, что именно признание государством и готовность защищать права и свободы характеризует государство как демократическое и правовое. Кроме того, граждане Российской Федерации по сравнению с другими лицами, законно находящимися на территории РФ, наделены правами в сфере осуществления политической власти.

Например, только граждане могут избирать и быть избранными в представительные органы Российской Федерации и ее субъектов. Иначе говоря, «личные права» – каждому, «политические» – гражданам.

Связь политических прав с гражданством не означает, однако, что политические права – вторичны и производны от воли государства. Гражданство и, связанные с ним права и обязанности, возникнув, (по рождению или в соответствии с установленным Законом порядком), длятся до тех пор, пока не наступит смерть гражданина или не прекратятся иным законным способом.

Важно отметить, что от того, каким статусом обладает лицо – является ли оно гражданином или нет – зависит объем гарантий, которые Конституция дает по защите прав и свобод – так называемое субъективное право, когда «гражданство опосредуется правами личности по поводу гражданства».

Говоря о наделении субъектов основными правами и свободами, можно сказать, что именно гражданин Российской Федерации «обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации».

Однако, права и свободы любого человека, не являющегося гражданином России, признаются, соблюдаются и защищаются в виде прав и свобод иностранного гражданина или лица без гражданства. Это также является обязанностью Российского государства, ибо оно взяло на себя обязанность соблюдать права и свободы любого человека.

Таким образом, мы можем определить основные права человека и гражданина, как права, закрепленные конституционно.

3.     НОРМА глава 2 ст.17-19


1.2 Виды конституционных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации


Говоря о правах и свободах, мы в качестве субъекта рассматриваем человека и гражданина. Здесь прослеживается та же логика, что и в определении приоритетов при классификации прав и свобод - она отражена во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах по правам человека.

1.     Личные права;

2.      Политические;

3.     Социальные и экономические права;

4.     Культурные права

Думается, что классификация прав и свобод достаточно условна – так право собственности является не только личным, обеспечивающим самостоятельность личности, но и социальным, экономическим, связанным с удовлетворением материальных притязаний человека;

право на определение национальности и пользование родным языком – может рассматриваться не только в сфере личных прав, но и социальных, культурных. Тем не менее, существуют критерии, которые определяют подобное разграничение прав:

 Личные права человека – наиболее широко определенные Конституцией. Специфика их заключается в том, что это именно те права, которые присущи любому человеку от рождения, не связаны с понятием гражданства. Все эти права определяют свободу человека в его личной жизни, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного вмешательства – ограждение автономии личности.

 Политические права и свободы - отражают возможность участвовать в политической жизни и осуществлении государственной власти. Однако этот критерий дает возможность рассматривать многие из так называемых личных прав в числе прав гражданских и политических – например, право на свободу мысли и слова, получение, производство и распространение информации (ст. 29).1 В качестве критерия выделения данной группы прав и свобод в относительно самостоятельную группу, думается, целесообразно рассматривать такое понятие как «гражданство» – выше приводилось определение этого института, данное в Законе о гражданстве РФ.

Кроме того, нужно отметить, что, несмотря на естественность и неотчуждаемость этих прав, в полном объеме они могут быть осуществлены по достижении лицом, наделенным гражданством РФ 18 лет (ст. 60 Конституции РФ) – т.е. возраста полной дееспособности. Следует также отметить, что осуществление некоторых политических прав регулируется другими статьями Конституции. Так, депутатом Государственной думы может быть избран гражданин по достижению им возраста 21 года (ст. 97 КРФ), для избрания Президентом установлен возрастной ценз в 35 лет (ст. 81 КРФ). Такие ограничения оправданы тем, что, достигнув определенного возраста, гражданин осознает и предвидит последствия своих действий, обладает жизненным опытом и в состоянии нести обязательства, которые, как известно всегда сопутствуют правам. Политические права являются непременным условием реализации всех других прав граждан, поскольку они образуют основу системы демократии и выступают как средство контроля над властью.

 Говоря о правах социально-экономических, необходимо отметить, что Конституция 1993 года Российской Федерации привнесла много нового в эту сферу жизни - личность стала экономически активной.

Положения об экономических и социальных правах и свободах человека, изложенные в Международном Пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года легли в основу статей Конституции РФ 1993 года. Помимо положений, регулирующих экономические права и свободы, большое количество норм регулируют социальную сферу. Можно сказать, что здесь речь в большей степени идет не только и не столько правах, сколько о гарантиях.

 Культурные права - Осуществление этих прав и свобод человека в демократическом социальном государстве предполагает гарантии на свободу творчества (ст. 44); право на защиту интеллектуальной собственности (ст. 44); право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ст. 45).Особое место в системе прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации занимают так называемые «права по защите других прав». «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство….» - это самое первое положение Конституции РФ утверждает, что Российское государство, приняв и подписав положения международных документов по правам человека взяло на себя обязанность и закрепило ее конституционно гарантировать осуществление и законную защиту прав и свобод человека и гражданина в случае любого их нарушения. Поскольку темой нашей работы являются конституционные гарантии основных социальных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, этот раздел Конституции имеет особое значение – ведь Конституция, как Закон, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие должна реально регулировать общественные отношения и оказывать непосредственное воздействие на всю систему органов государственной власти.

Таким образом, одним из принципов на которых основывается провозглашение Конституцией прав и свобод является гарантированность - как общих начал, так и конкретных прав и свобод в отдельности.

Но провозглашение этих прав было бы декларативным, не будь в Конституции указаний на гарантии их осуществления и защиты. Более того, положения Конституции, в которых закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина получают свое развитие в нормативных актах принятых государственными органами. «Права человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием»13. Положения этой статьи указывают на то, что любое поведение человека по осуществлению своих прав и свобод (при соблюдении ограничения ст. 17, 55 - не нарушая права и свободы других людей) является правомерным и не требует наличия специальных нормативных актов.

Это, однако, не означает что подобные акты не нужны - более того, в ряде случаев прямо предусматривается необходимость издания федеральных конституционных и федеральных законов – например, ст. 36, в которой провозглашается право частной собственности на землю – ч. 3 этой статьи гласит о том, что «условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона».

Таким образом, конституционные права в законах конкретизируются, развиваются, расширяют перечень прав и свобод (но не сокращаются) – «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», гарантий их выполнения и защиты. В этом случае конституционные нормы становятся гарантом выполнения положений иных нормативных актов.



Глава П. Проблемы реализации и защиты основных социальных прав человека и гражданина


2.1 Механизм реализации социальных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: проблемы становления и эффективного функционирования (на примере Чеченской республики)


Прежде стоит рассмотреть специфический набор средств и методов защиты конституционных прав и свобод, необходимо рассмотреть механизмы реализации социальных прав и свобод человека и гражданина в РФ. Среди основных механизмов принято выделять следующие:

Конституционно-судебный механизм – т.е. возможность обращения в Конституционный Суд (регулируется Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 1994 г.);

Судебная защита в судах общей юрисдикции (регулируется Законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» 1993 г.);

Административные действия органов исполнительной власти;

Законная самозащита человеком своих прав – лично или через общественные объединения в пределах, оговоренных в нормативных актах;

Международно-правовой механизм – возможность обращения в Европейский суд по правам человека или иные международные правозащитные организации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в том случае, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты.

На примере конкретных статей Конституции рассмотрим действие этих механизмов:

Гарантии личных прав человека – наиболее широко определенные Конституцией. Специфика их заключается в том, что это именно те права, которые присущи любому человеку от рождения, не связаны с понятием гражданства.

Право на жизнь (ст. 20 КРФ)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты