Основные социальные права человека и гражданина в Российской Федерации (на примере Чеченской Республики)

За последние 10 лет огромный ущерб нанесен растительному покрову республики Истребление лесов и сокращение растительного покрова отражается на общем экологическом состоянии ЧР.

Власти Чеченской Республики разработали и утвердили Государственную программу лесовосстановительных работ на всей территории республики, которая, в частности, предусматривает создание системы питомников и коллекционных участков по выращиванию посадочного материала, а также для воспроизводства редких, реликтовых и исчезающих видов растений. Ставится вопрос о воссоздании разрушенного войной ботанического сада, коллекции которого включала более тысячи видов растений из разных стран и континентов. Планируется также принятие ряда законодательных и нормативных актов, которые должны заложить основу для создания действенной системы экологического контроля и защиты. Потушены скважины, которые выбрасывали в атмосферу тысячи тонн продуктов сгорания.

Парламентом Чеченской Республики уже приняты законы «Об охране окружающей среды в Чеченской Республике», «Об отходах производства и потребления В Чеченской Республике», «Об особо охраняемых природных территориях Чеченской Республики».


2.7 Реализация права на образование в Чеченской Республике


Образовательные учреждения Чеченской Республики были одной из самых пострадавших сфер от военных действий и беззакония в период с 1991 – 1999годы. Был нарушен учебный процесс, и многие дети не имели возможности учиться. В течение многих лет республика находилась вне образовательного поля России. В результате произошло резкое снижение уровня образованности населения и выросло целое поколение, не имеющее даже среднего образования. Парадоксально, но в Чеченской Республике родители намного образованнее и грамотнее своих детей. Начиная с 2000 года, восстановление сферы образования стало самой главной задачей, стоящей перед властью и она ее успешно решает по сегодняшний день. В настоящее время в республике функционирует 700 государственных образовательных учреждений. В них обучается и воспитывается 363916 человек, работает более 24 тысяч человек, из которых 20382 педагогических работника, включая профессорско-преподавательский состав ВУЗов, в числе которых 59 докторов наук и 286 кандидатов наук.

Несмотря на большое количество действующих в Чеченской Республике школ, в среднем на каждую школу приходится 435,6 учащихся (в среднем по России – 290,7 учащихся, а по ЮФО -362,7 учащихся). При этом доля учащихся во вторую и третью смену составляет в среднем по РФ-19,8 %, по ЮФО-25,2 %, а по Чечне- 36,7 %. Таким образом. Хотя к 2010 году в Чечне ожидается некоторое сокращение детей школьного возраста, потребность в строительстве новых школ, тем не менее, сохраняется.

Сегодня в Чечне остро не хватает учреждений дошкольного образования – их число существенно отстает от минимальных стандартов, что значительно снижает уровень детей, поступающих в общеобразовательные школы.

Немаловажно и то, что развитие системы дошкольных учреждений позволит гораздо успешнее решать такую важную проблему, как начальное обучение детей русскому языку. В настоящее время примерно 70 % детей дошкольного возраста не владеют русским языком, в результате чего значительно снижается эффективность учебного процесса в начальной школе. Если исходить из нормативной потребности в местах в дошкольных учреждениях (60 % охвата детей в возрасте 2-5 лет в городах и 40 % в сельской местности), то до 2010 года в республике необходимо построить еще 350 дошкольных учреждений. Реализация этой программы потребует примерно 8,6 млрд. рублей.

Сегодня проблемы образования последовательно решаются и находятся под особым вниманием республиканской власти. Для их успешного решения привлекаются помимо федеральных средств и республиканские средства, и помощь гуманитарных организаций и благотворительных фондов.

Приоритетный Национальный проект «Образование», активно развернувшийся в стране по инициативе Президента В.В.Путина, предусматривающий поддержку инноваций в Российском образовании с целью ускорения его модернизации, достижения современного качества образования оказывает существенную поддержку возрождающемуся образованию в Чеченской Республике. В рамках Национального проекта Бюджет Чеченской Республики получил 145357714. рублей на вознаграждение за классное руководство, 5 млн. рублей на внедрение инновационных технологий в общеобразовательных школах, 16 млн.700 тыс. рублей на поощрение лучших учителей республики.

Практически все школы республики оснащены компьютерными классами и подключены к сети Интернет. В республике функционируют 22 учреждения начального и среднего профессионального образования, выпускающие около

9–ти тысяч специалистов, и три государственных ВУЗа, ежегодное количество выпускников которых составляет более четырех тысяч. Однако существует большая проблема с трудоустройством специалистов в Чеченской Республике. По расчетам к 2010 году в учреждениях начального и среднего профессионального образования должно обучаться 14 тысяч человек и проблема не в том, чтобы увеличить число учащихся по сравнению с имеющимся, а в том, чтобы обеспечить выпускников рабочими местами.

Только 13% выпускников начального и среднего профессионального образования и 3% специалистов с высшим образованием трудоустраивается. Проблема в том, что находятся в стадии восстановления и пока не функционируют целые отрасли промышленности. Это создает дефицит рабочих мест и порождает одну из главных проблем сегодняшнего дня – проблему массовой безработицы в республике.

В современном обществе, в условиях рыночной экономики все шире распространяется мнение, что образование – это лучшая защита от безработицы и очень важно, чтобы молодые люди получили образование.

В тоже время безжалостная статистика показывает, что самый высокий процент безработных по России – именно среди молодых людей, имеющих образование.

Еще одна проблема в том, что сегодня наше образование выпускает специалистов, не учитывая потребности рынка, нет должной связи между учебными заведениями и предприятиями и организациями республики, нет четких определений потребностей общества, спроса рынка труда.

Руководство республики пытается решить проблему трудоустройства выпускников и сделать так, чтобы средства, затраченные государством на подготовку специалистов, а также время и затраты самих учащихся и их семей на обучение не пропали впустую. Эта проблема актуальна для всей Российской Федерации и Государственная Дума предложила проект о внесении изменений в Закон РФ «Об образовании», в котором предлагается возобновить систему распределения, но уже на добровольной основе и изменения в законе помогли бы в решении проблемы занятости молодых специалистов. Вместе с тем, в отдаленных горных районах республики ощущается острый дефицит педагогических кадров, так как молодые специалисты-педагоги не хотят идти в школу из-за низкой оплаты труда педагогических работников. Парламентом Чеченской Республики принят закон «Об образовании», который предусматривает единовременную выплату в размере 20 минимальных ставок молодым специалистам, которые будут работать в отдаленных районах республики. Данным законом предусмотрены также доплаты за звания в размере от 30 до 50% от заработной платы, а также льготы по оплате коммунальных услуг и др.

На подрастающее поколение мы, взрослые, возлагаем свои самые лучшие и смелые надежды. Ведь от того, какими вырастут наши дети, зависит будущее республики, будущее всех нас и мы можем и должны сделать так, чтобы жизнь наших детей была интересной, насыщенной и мирной.

Ведь любой ребенок – это неповторимый, уникальный мир, и наша задача – помочь каждому как можно полнее раскрыть свои задатки и способности.

В наших силах защитить детей от несправедливости, насилия и пороков общества.


Заключение


В социальных и культурных правах раскрывается важная грань социального правового государства. Оно не может и не должно раздавать всем гражданам правовые, материальные и духовные блага, но обязано обеспечить им возможность защищать свое право на достойную жизнь. Однако для этого надо разумно ограничить свободу других. Если государство не сделает этого, то общество будет постоянно раздираться острыми социальными противоречиями, и в конце концов погибнет.

Рассмотренная группа прав неотделима от личных и политических прав, поскольку все права и свободы взаимосвязаны и составляют единый правовой статус человека и гражданина. В то же время защищенность этих прав по своей юридической силе не может быть такой же, так как в обществе с рыночной экономикой механизм распределения благ находится не только в руках государства. Отсюда вытекает, что прямое действие этих прав объективно оказывается весьма относительным, ибо ни один суд не примет гражданский иск о реализации такого права только на основе его конституционного закрепления. Причина, на мой взгляд, достаточно ясна: отсутствует конкретный ответчик, так как данное право не порождает ни для каких лиц каких - либо прямых обязанностей. Получается, что социальные и культурные права являются не столько юридическими нормами, сколько стандартом, к которому должно стремиться государство в своей политике. США, например, официально поддерживает позиции, согласно которой рассматриваемые права являются пожеланиями, а не обязанностью.

Такой подход проявился при принятии в ООН Международных пактов о правах человека. Если положения Пакта о гражданских правах подлежат применению немедленно и без оговорок, то Пакт об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства "принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное полное осуществление признаваемых в Пакте прав" (ч.1 ст.2). Следовательно, реализации прав ставится в зависимость от материальных возможностей государства и к тому же обеспечивается постепенно. Сохраняются различия в механизме имплементации этой группы прав по сравнению с гражданскими и политическими правами - Комитет по правам человека обладает большими возможностями контроля над обеспечением гражданских и политических прав, чем Комитет по второй группе прав.

В своем развитии многие нормы конституционного права достигли действительно большого прогресса при формировании истинно демократического государства. Это не значит, что конституционный строй России "списан" с западных моделей, но, безусловно, он учитывает все лучшее, что накопила за столетия демократическая мысль. У России свой, неповторимый путь в истории, но этот путь, при всей его специфике, не должен вырывать наше Отечество из мирового сообщества.

Чеченская Республика находится в положении, когда молодой президент вместе с молодыми институтами власти должны одновременно и срочно решать все социально-экономические проблемы широким фронтом.

В настоящее время республика восстанавливается по всем направлениям и отраслям и они все являются важными и приоритетными. Только в 2007 году начал работать республиканский бюджет, поэтому и Парламент был вынужден откладывать на «потом» социальные законы, требующие финансирования из республиканского бюджета. С начала этого года такие законы стали активно приниматься, так как появляются, хоть и небольшие, но все же собственные финансовые средства.

Президент Чеченской Республики проводит большую работу по привлечению инвесторов в республику и результатом этой работы являются десятки проектов, которые уже нашли своих инвесторов.

 Чеченская республика всегда была многонациональной, но, как известно, в последние годы произошел массовый отток русскоязычного населения, что отрицательно сказывается на внутренней жизни республики. Власти республики приняли программу по возвращению русскоязычного населения, которая предусматривает значительные льготы гражданам республики, которые решили вернуться в родные для них места. Православный Храм в г.Грозном восстановлен на личные средства Президента республики и на средства общественного фонда им.Ахмата Кадырова, Приведены в порядок все православные кладбища, на празднование Пасхи организовывается ежегодно приезд граждан из различных регионов страны. Для стариков и малоимущих из числа русских организованы бесплатные пункты питания, им оказывается материальная помощь. На мой взгляд, все это делается для того, чтобы определенные силы, как в Чечне, так и за ее пределами поняли, что Чеченская Республика находится в правовом поле Российской Федерации, является ее неотъемлемой частью и здесь одинаково должны соблюдаться конституционные права всех граждан независимо от национальности, вероисповедания и цвета кожи. Решение этой задачи является приоритетным политическим курсом Президента, Парламента и Правительства Чеченской Республики. Эту стратегию и этот курс поддержал весь народ, когда принял Конституцию Чеченской Республики 23 марта 2003 года. Эти позитивные изменения происходят не только в жизни, но и в сознании чеченского народа и Чеченская Республика в скором времени по праву займет достойное место среди братских республик, краев и областей великой Российской Федерации.


Список литературы


Законодательные акты и организационно-правовые документы:

4.     Конституция Российской Федерации 1993 г. Официальный текст по состоянию на 01 января 1997 г. М: ИНФРА. М-НОРМА.

5.     Конституция Российской Федерации. Москва, Издательство " Юридическая литература", 1993 г.

6.     Федеральный Конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997 № 9.

7.     Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 25 февраля 1993 г. с изменениями и дополнениями от 14 декабря 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 51.

8.     Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / коллектив авторов / под. ред. В.В. Лазарева. – М.: Издательство «Спарк», 1997 г.

9.     Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М: Издательство «Бек», 1994 г.

10. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.

11. Ведомости Верховного Совета (СССР, РСФСР), Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета (СССР, РСФСР).

12. Гражданский кодекс Российской Федерации.

13. Кодекс законов о труде Российской Федерации.

14. Жилищный кодекс РСФСР.

15. Кодекс о браке и семье РСФСР.

16. Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина от 9 декабря 1948 г. // Права человека. Сб. международных договоров. Нью-Йорк, 1989.

17. Международный пакт о гражданских и политических правах // Права человека. Сб. международных договоров. Нью-Йорк, 1989.

18. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // Права человека. Сборник универсальных и региональных международных документов. М., 1990.

19. Декларация прав человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991 № 52.

20. Права человека. Основные международные документы: Сборник. Москва, Издательство "Международные отношения", 1994 г.

21. Отчет министерства экономического развития и торговли Чеченской Республики за 2006 год.

22. Отчет министерства здравоохранения Чеченской Республики за 2006 год.

23. Отчет министерства труда и социального развития Чеченской Республики за 2006 год.

24. Отчет министерства образования и науки Чеченской Республики за 2006 год.

25. Сведения о рассмотренных в Совете Республики законах Чеченской Республики по состоянию на 1 июля 2007 г.

26. Информационно-аналитический сборник «Деловая Чечня». Грозный.2006 г.

Учебники и учебные пособия:

1.     Азаров А.Я. Права человека (Новое знание). М., 1995.

2.     Баглай М.В. Конституционное право российское право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997.

3.     Баглай М.В., Габричидзе Б.Н.. Конституционное право Российской Федерации.

4.     Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. М., 1991.

5.     Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985.

6.     Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997.

7.     Государственное право Российской Федерации: Курс лекций. Под редакцией академика О.Е. Кутафина. Москва, 1993 г.

8.     Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. Учебное пособие. М.: Манускрипт, 1992.

9.     Теория права и государства. Под ред. проф. Г.Н. Манова. – М.: Издательство «Бек», 1996.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты