Основы гражданского права Российской Федерации

У аудита и государственного и муниципального финансового контроля разные объекты и задачи. Вместе с тем, у них есть много общего в приемах и, по существу, одна конечная цель - укрепление финансовой дисциплины. Объектом государственного и муниципального контроля являются, в основном, централизованные финансы, аудита - преимущественно децентрализованные финансы.

Все аудиторские услуги платные. Отношения аудиторской фирмы с клиентами, как правило, оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка производится на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторской услуги производится за счет проверяемой организации по тарифам, утверждаемым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности —зa счет средств государственного бюджета с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.

В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 23 декабря 1993 г, результат аудиторской Проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы).

Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Различают четыре варианта заключения:

1) заключение без замечаний —аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой и бухгалтерской отчетности;

2) заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем положительном мнении аудитора о достоверности отчетности, но о наличии отдельных упущений, которые указаны в аналитическом разделе;

3) отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учет на предприятии не соответствует требованиям законодательства, а финансовая отчетность недостоверна и не дает представления о реальном состоянии финансов;

4) заключение не составляется в том случае, если аудитору н была предоставлена возможность получить необходимую информацию о проверяемом объекте.

Сфера действия аудиторского финансового контроля в России расширяется по мере развития рыночных отношений, одновременно повышаются требования к качеству аудита и профессиональному уровню аудиторов.


46. Правовое регулирование банковской деятельности


Финансово-правовое регулирование банковской деятельности осуществляется с использованием механизмов денежно-кредитного регулирования, в том числе регулирования банковской ликвидности, надзора и контроля за банковской деятельностью.

Механизм денежно-кредитного регулирования функционирует посредством влияния на объем и структуру денежной массы в обращении и направление движения ресурсов банков, которые могут быть использованы для кредитования реального сектора экономики.

При этом регулирование осуществляется посредством тех инструментов денежно-кредитной политики, использование которых связано с особенностями функционирования банковской системы, способностью банков увеличивать или уменьшать с помощью кредитной эмиссии объем денежной массы.

В современных условиях в странах с развитой рыночной экономикой преимущественно используются три основных инструмента, посредством которых центральные банки осуществляют косвенное регулирование денежно-кредитной системы, - это: учетная ставка, операции на открытом рынке, нормы обязательных резервов.

В банковском законодательстве для определения совокупности организаций, имеющих право на осуществление в Российской Федерации банковской деятельности, используется термин ≪банковская система». Статья 2 Закона ≪О банках и банковской деятельности» устанавливает структуру банковской системы Российской Федерации.

Поэтому субъектный состав в механизме финансово-правового регулирования банковской деятельности представляется Центральным банком Российской Федерации, кредитными организациями, филиалами и представительствами иностранных банков.

Различное правовое положение элементов банковской системы позволяет условно выделить несколько уровней, т.к. ее элементы имеют различные в рамках данной системы цели, задачи, функции, полномочия и ответственность, имеют различный правовой статус, но при этом действуют в одной сфере общественных отношений.

Банковская деятельность как составная часть финансовой деятельности проявляется в целенаправленной деятельности кредитных организаций и Банка России, носит публичный характер и направлена на систематическое осуществление банковских операций.

Ее основой для Банка России и его учреждений является Закон ≪О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»; для кредитных организаций - специальное разрешение (лицензия) Банка России, полученное после государственной регистрации в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Правовое регулирование банковской деятельности представляет собой нормотворческую и индивидуально-властную деятельность, направленную на упорядочение банковской системы в целом, создание условий для функционирования кредитных организаций.

Оно призвано формировать и поддерживать устойчивый правовой порядок в сфере банковской деятельности, защиту прав и законных интересов ее участников и частных лиц.

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется с целью реализации и защиты публичного интереса в сфере банковской деятельности, а также частного интереса, получившего отражение в определении правового положения кредитных организаций.

Банк России является специализированным органом финансово-правового регулирования банковской деятельности, не принадлежащим структурно к каким-либо ветвям власти и имеющим свои правовые средства воздействия.

Финансово-правовое регулирование банковской деятельности - это система мер, с помощью которых достигается обеспечение стабильного, безопасного функционирования банков, предотвращение дестабилизирующих тенденций в интересах развития всей экономики и государства в целом.

Финансово-правовое регулирование является составной частью государственного регулирования банковской деятельности.

Государственное регулирование банковской деятельности сводится, прежде всего, к установлению общеобязательных правил ее осуществления и надзору за их исполнением в интересах стабильности всей экономики.


47. Правовое регулирование валютных отношений


В п.7 ст.1 закона "О валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.1992 дается следующее определение валютных операций:

а) опеpации, связанные с пеpеходом пpава собственности и иных пpав на валютные ценности, в том числе опеpации, связанные с использованием в качестве сpедства платежа иностpанной валюты и платежных документов в иностpанной валюте;

б) ввоз и пеpесылка в Российскую Федеpацию, а также вывоз и пеpесылка из Российской Федеpации валютных ценностей;

в) осуществление междунаpодных денежных пеpеводов;

г) расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации (подпункт дополнительно включен с 31 декабря 1998 года).

В соответствии с дополнением к закону о валютном регулировании от 29.12.1998[22] расчеты между резидентами и нерезидентами в российских рублях признаются валютными операциями и порядок их осуществления устанавливается Центральным банком РФ. На практике это означает, что для совершения любой сделки между резидентом и нерезидентом требуется получение разрешения у Центрального банка РФ. Что заставляет всех нерезидентов переходить на нелегальное положение и осуществлять все расчеты наличными.

В правовой теории делаются попытки определить юридическую природу понятия валютных операций. Профессор А.Н. Козырин определяет "валютные операции как урегулированные национальным законодательством или международными соглашениями сделки или иные действия, предметом которых является валюта или валютные ценности. Н.В. Сапожников определяет валютные операции в узком смысле как действия резидентов и(или) нерезидентов, направленные на установление, изменение или прекращение их прав и обязанностей в отношении валютных ценностей. Специфической чертой валютных операций является законодательно закрепленный строгий валютный контроль за ними, сопровождающийся рядом как юридических так и фактических действий агентов и(или) органов валютного контроля. Валютная операция в широком смысле –это совокупность юридических и фактических действий участников валютных отношений, регламентированных частно-правовыми и публично-правовыми нормами и направленных на возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей относительно валютных ценностей. Участниками валютных отношений являются стороны валютой сделки, органы и агенты валютного контроля.

В экономической литературе Е.Ф. Жуков определяет «валютные отношения» как повседневные связи, в которые вступают частные лица, фирмы, банки на валютных и денежных рынках с целью осуществления международных расчетов, кредитных и валютных операций в России.

Некоторые авторы дают определение ≪операции как экономического потока, отражающего создание, обмен, передачу или ликвидацию какой-либо экономической стоимости, что может предполагать переход права собственности на товары и/или финансовые активы, оказание, оказание услуг либо предоставление труда и капитала».Данное понятие, несомненно, имеет огромное значение для экономической науки, но для правовой теории валютных операций оно абсолютно бесполезно, так как не представляется возможным определить юридическую природу экономического потока, отражающего преобразование какой-либо экономической стоимости, что лишь может предполагать переход права собственности на товары и/или финансовые активы, оказание услуг либо предоставление труда и капитала.

С точки зрения правоприменительной практики определяющим пониманием сущности валютных операций является позиция Департамента валютного регулирования Центрального банка РФ. Его точка зрения выражается в обобщении практики применения нормативных актов Центрального банка РФ от 10.08.2000:

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с пунктом 2.2 Инструкции Банка России N 86-И Экспортер вправе без дополнительного разрешения уплачивать на основании Контракта в пользу нерезидента неустойку (штраф, пеню) при неисполнении условий Контракта о качестве, количестве и сроках поставки товаров.

Вместе с тем согласно порядку формирования Ведомости банковского контроля (Приложение 4 к Инструкции Банка России N 86-И) в графе 2 раздела 2.3 Ведомости среди кодов вида платежа по Контракту в соответствии с приведенным классификатором указываются иные переводы (перевод средств иностранной стороне в оплату штрафных санкций; возврат денежных средств, ранее полученных от иностранной стороны в счет оплаты штрафных санкций, и т.п.). Таким образом, перечень переводов, осуществляемых в пользу нерезидента в рамках Инструкции N 86-И и отражаемых в Ведомости банковского контроля в графе 2 раздела 2.3, не является исчерпывающим.

Уполномоченный банк, как агент валютного контроля, самостоятельно определяет, являются ли представленные Экспортером документы достаточным основанием для уплаты в пользу нерезидента неустойки (штрафа, пеней) и возмещения убытков в случаях, перечисленных в пункте 2.2 Инструкции N 86-И. Ответственность за достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, несет резидент (Экспортер). При этом в качестве документов, подтверждающих факт неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств и причинения убытков, следует по аналогии рассматривать документы, указанные в разъяснениях

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты