Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством.
Основные признаки правового государства:
1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к «ужасающему деспотизму» (Ш. Монтескье);
2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти;
3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон. Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону. Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра;
4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений.
Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней;
5. Взаимная ответственность государства и личности: личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права;
6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом – в судебном порядке;
7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение;
8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное
отношение к праву, противостоящее «правовому нигилизму» (вера в право силы и неверие в силу права).
7. Основы конституционного строя РФ
Государственный строй Российской Федерации определен Конституцией, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
Статья 3 Конституции Российской Федерации гласит, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
Согласно ст. 7 Конституции Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В ст. 14 Россия обозначена как светское государство, то есть никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Статьей 13 Конституции установлено, что в России признаются политическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
8. Система органов государственной власти в РФ
Статья 10 Конституции устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Тем самым конституционно закреплено признание теории разделение властей.
В статье 11 Конституции России в качестве субъектов осуществления государственной власти указаны:
1. Президент Российской Федерации;
2. Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);
3. Правительство Российской Федерации;
4. Суды Российской Федерации.
Отдельно подчеркивается, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Причем, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией России, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Согласно ст. 12 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако, они в пределах своих полномочий самостоятельны, а в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.
9. Конституционные права и свободы человека и гражданина
Конституцией устанавливается общеправовой статус граждан.
Конституционно правовой статус - это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется, прежде всего, Конституцией и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной стабильностью, обобщенностью.
Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы всем и каждому Основным Законом страны - право на жизнь (ст.20), на труд (ст.37), образование (ст.43), получение медицинского обслуживания (ст.41), на защиту собственности (ст.35) , право избирать и быть избранным (ст. 32), право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22) и пр. Изменение этого содержания зависит от воли законодателя, а не от каждого отдельного лица.
Общий правовой статус не в состоянии учесть всего многообразия субъектов права, их особенностей, отличий, специфики.
Поэтому в него не входят многочисленные субъективные права и обязанности, которые постоянно возникают и прекращаются у субъектов в зависимости от их трудовой деятельности, характера правоотношений, в которые они вступают, других ситуаций. Если бы указанные права и обязанности были включены в понятие общего статуса гражданина, то получился бы различный, крайне нестабильный и неопределенный статус. Он уже не был бы единым. Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных. По нему можно судить о характере, социальной природе, степени демократичности данного общества.
Вопросу посвящена вторая глава Конституции. Особенностью этой главы является то, что она имеет особенную защиту.
Статья 64 гласит, что положения второй главы не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией.
В главе 9 статье 135 подробно описан порядок изменения этой главы, а также 2 и 9 глав.
1. Положения глав 1, 2, 9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием <…> или выносится на всенародное голосование. <...>. ( Конституция РФ,1993г.)
Гражданство в РФ.
Гражданство - устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности основанная на признании и уважении достоинства основных прав и свобод человека.
В своей совокупности граждане РФ составляют народ, но на территории государства могут проживать иностранные граждане и лица без гражданства, которые имеют иное правовое положение по сравнению с гражданами этого государства. Лишь граждане РФ в полном объеме пользуются правами и должны выполнять обязанности, но это, конечно, не означает, что иностранцы и лица без гражданства бесправны.
В Российской Федерации вопросы гражданства регулируются соответствующими конституционными нормами и законом «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991г. (с последующими изменениями и дополнениями). Они устанавливают принципы гражданства.
В связи с федеративным устройством России большое значение имеет конституционный принцип единого гражданства, положение о том, что граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в ее составе, являются одновременно гражданами этой республики
Конституционный принцип равного гражданства означает, что оно является равным независимо от оснований его приобретения (ч. 2 ст. 6 Конституции РФ). В соответствии с этим равный правовой статус имеют все граждане РФ, ставшие ими как по рождению, так и по другим основаниям, например, в результате приема в гражданство по решению Президента РФ.
Важное демократическое значение имеет конституционное закрепление недопустимости лишения гражданства или права изменить его (ч. 3 ст. 6 Конституции Р.Ф.). В настоящее время, таким образом, государство не может в одностороннем порядке расторгнуть правовую связь с гражданином. В то же время гражданин имеет право изменить свое гражданство, и государство не должно лишать его этого права.
Допускается двойное гражданство в соответствии с законом или международным договором, т.е. гражданин РФ может иметь и гражданство иностранного государства (ч. 1 ст. 62 Конституции). Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства (двойное гражданство) не умаляет его прав и свобод, и не освобождает от обязанностей, вытекающих из Российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ (ч. 2 ст. 62 Конституции).
Следует отметить еще ряд принципов гражданства РФ: сохранение гражданства РФ лицами, проживающими за пределами Российской Федерации; защита и покровительство граждан РФ со стороны Российской Федерации; сохранение гражданства РФ, при заключении брака, изменении гражданства другим супругом недопустимость выдачи гражданина РФ другому государству или высылки его за пределы РФ.
Гражданство подтверждается документами: паспортом, удостоверением личности, а до их получения - свидетельством о рождении или иными документом, содержащем указание на гражданство лица. Гражданство РФ может быть приобретено по ряду оснований:
1. в результате признания гражданства;
2. по рождению;
3. в порядке регистрации;
4. в результате приема в гражданство;
5. в результате восстановления гражданства;
6. путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26