Основы гражданского права Российской Федерации

Гражданство может быть приобретено также и по другим основаниям, указанным в законе. Например, дети в возрасте до 14 лет приобретают российское гражданство при получении его родителями (гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при их согласии).

Признание гражданства РФ означает, что его носителями признаны все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РФ на день вступления силу закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» (6 февраля 1992г.), однако с оговоркой - если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве РФ.

Распространенное основание приобретения гражданства - по рождению. Прежде всего ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, есть ее гражданин, независимо от места рождения. При различном же гражданстве родителей, один из которых состоит в гражданстве РФ, а другой имеет иное гражданство, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места рождения определяется письменным соглашением родителей. Лицо, не состоящее в гражданстве РФ, может быть принято в него, решение по этому вопросу прерогатива Президента РФ. Об этом может ходатайствовать достигшее 18-летнего возраста дееспособное лицо независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.


10. Понятие и система экологического права


Экологическое право Российской Федерации — это самостоятельная отрасль права в правовой системе России, которая исторически сформировалась в связи с выделением экологических интересов общества в самостоятельную категорию. Экологическое право образуют правовые нормы, регулирующие поведение людей по отношению к окружающей природной среде. Формирование экологического права в России и странах мира обусловлено появлением экологической проблемы во второй половине XX столетия как проблемы опасной деградации окружающей природной среды под влиянием человеческой деятельности. Под воздействием этого в обществе развивается понимание необходимости подчинения своих действий требованиям, способным обеспечить благоприятное состояние окружающей среды как необходимого условия выживания современной и будущих цивилизаций, стабильного и бескризисного развития общества.

На федеральном уровне система министерств и ведомств, обладающих полномочиями по организации исполнения экологического законодательства, включает:

1) Министерство природных ресурсов РФ;

2) Министерство здравоохранения Российской Федерации, в составе которого действует департамент санитарно-эпидемиологического надзора;

3) Министерство сельского хозяйства, в структуре которого имеется департамент охотничьих ресурсов;

4) Министерство имущественных отношений РФ;

5) Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

6) Государственный комитет РФ по рыболовству;

7) Федеральную службу России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

8) Федеральную службу земельного кадастра России;

9) Федеральную пограничную службу Российской Федерации;

10) Федеральную службу геодезии и картографии России;

11) Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор);

12) Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор).

В соответствии с Положением «О Министерстве природных ресурсов РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г., данное министерство является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В ведении Министерства природных ресурсов России находятся недра, водный и лесной фонды, полномочия по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель. Оно также является специально уполномоченным органом на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал.

Министерство природных ресурсов России осуществляет возложенные на него полномочия как непосредственно, так и через свои территориальные органы. В его ведении находятся предприятия, особо охраняемые природные территории, специализированные инспекции, лаборатории и станции мониторинга окружающей среды, научно-исследовательские учреждения и иные организации.

Территориальными органами этого министерства являются комитеты по природным ресурсам в субъектах РФ, бассейновые управления, расположенные в бассейнах наиболее крупных рек, горные округа.


11. Понятие и содержание гражданского правоотношения


Гражданское правоотношение - это основанное на нормах гражданского права имущественное или неимущественное общественное отношение, участники которого, обладая правовой автономией и имущественной обособленностью, выступают в качестве юридически равных носителей субъективных прав и юридических обязанностей.

Структура любого правоотношения это: содержание, субъект и объект.

Содержание гражданского правоотношения состоит из:

1. Материального (социального) содержания - это само общественное отношение, правила поведения;

2. Юридического содержания - это субъективные права и обязанности.

Субъект гражданских правоотношений - тот, кто наделен субъективными правами и обязанностями.

Субъекты гражданских правоотношений:

1. Физические лица - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (только живые люди).

2. Организации, имеющие статус юридического лица. Понятие юридического лица дано в ст.48 ГК - это организация, обладающая обособленным имуществом, отвечающая по своим обязательствам всем принадлежащим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Для того, чтобы юридическое лицо стало субъектом гражданского правоотношения, оно должно пройти государственную регистрацию. Юридические лица делятся на: а) коммерческие (дается исчерпывающий перечень в ГК) и б) некоммерческие.

3. Унитарные, государственные и муниципальные предприятия, хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, акционерные общества, кооперативы (производственные и потребительские), общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, учреждения, ассоциации и союзы.

4. Государственные образования - РФ в целом и субъекты РФ.

5. Муниципальные образования.

Правосубъектность складывается из правоспособности и дееспособности (Деликтоспособность + Сделкоспособность).

Правоспособность (ст. 17 ГК) - это способность иметь гражданские права и нести обязанности. У граждан возникает с момента рождения и до момента смерти. У юридических лиц правоспособность возникает с момента государственной регистрации.

Граждане обладают универсальной правоспособностью, т.е. могут заниматься любыми видами деятельности не запрещенными законом. Специальной правоспособностью обладают учреждения, государственные и муниципальные предприятия, унитарные образования.

Дееспособность (ст. 21 ГК) - это способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности.

Объекты гражданских правоотношений - это то, по поводу чего возникают гражданские правоотношения.

Наиболее распространенным объектом является вещь (предмет материального мира, который находится в обладании человека и может быть полезен ему, им могут быть деньги, ценные бумаги и т.п.). Помимо вещей к объектам относят информацию, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага.

Ст.129 ГК делит все объекты гражданских правоотношений на три группы, в основу деления положена оборотоспособность объектов:

1. Свободно обращающееся объекты права (это общее правило);

2. Объекты ограниченные в обращении (требуется специальное разрешение, напр., оружие);

3. Объекты полностью изъятые из оборота (сильнодействующие яды).


12. Определение предпринимательской деятельности


Предпринимательство, бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса (рыночной стоимости предприятия, гудвила). Предпринимательство, бизнес — важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все ее институты.

Может осуществляться юридическим лицом или непосредственно физическим лицом. В России, как и во многих странах, для ведения предпринимательской деятельности физическому лицу требуется регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

Предпринимательством можно заниматься в разных сферах. Помимо общего предпринимательства, выделяют социальное и технологическое предпринимательство.


13. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений


Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ).

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

К признакам юридического лица относятся: организационное единство; имущественная обособленность; самостоятельность участия в гражданском обороте; самостоятельность имущественной ответственности; самостоятельное участие в судопроизводстве.

В зависимости от цели деятельности, для достижения которой они созданы, юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие.

Коммерческие организации - юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Перечень коммерческих организаций исчерпывающим образом определен в ГК РФ (п. 1 ст. 50 ГК РФ).

Некоммерческие организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, товариществ собственников жилья, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом (п. 3 ст. 50 ГК РФ). Так, соответствующими федеральными законами предусматривается создание таких некоммерческих организаций, как политические партии, профсоюзы <*>. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (п. 3 ст. 50 ГК РФ).


14. Организационно-правовые формы юридических лиц (виды)


Юридические лица классифицируются в зависимости от степени имущественной самостоятельности. Хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные и религиозные объединения, благотворительные и иные фонды обладают имуществом на праве собственности. Государственным и муниципальным унитарным предприятиям, а также финансируемым собственником учреждениям имущество передается (закрепляется) собственником на ограниченном вещном праве. Государственные и муниципальные унитарные предприятия владеют имуществом на праве хозяйственного ведения, а учреждения и казенные предприятия - на праве оперативного управления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты