На втором этапе руководитель формирует группу квалифицированных специалистов, которые, по его мнению, в состоянии подготовить варианты решения проблемы. В необходимых случаях руководитель самостоятельно выполняет эту работу.
На третьем этапе сформированная группа по подготовке решения проблемы осуществляет сбор и обработку информации, необходимой для подготовки управленческого решения. К такой информации относится директивная, нормативная информация, в том числе и ранее принятые решения по данной проблеме. Качество собранной информации должно оцениваться по достоверности, точности, полноте, актуальности, ценности, полезности. На основе собранной информации производится анализ проблемной ситуации со следующими выводами:
а) какие изменения произошли в объекте управления, в чем заключается проблема;
б) какие причины вызвали образование проблемной ситуации;
в) какими ресурсами располагает система управления для решения проблемы;
г) какие меры следует принять для решения проблемы.
На четвертом этапе группа разрабатывает на основе выбранных методов варианты решения проблемы. В каждом варианте должны определяться основные направления достижения цели (решения проблемы), конкретные исполнители решения, необходимые ресурсы, сроки достижения цели, предполагаемые социальные последствия от реализации решения.
Найденные варианты управленческого решения представляются руководителю, который делает окончательный выбор и утверждение управленческого решения.
На основе сопоставления представленных вариантов решения выбирается наиболее оптимальный, учитывающий такие показатели, как затраты ресурсов, продолжительность реализации решения, социальные последствия для объекта управления. Выбор варианта и утверждение решения руководителем является содержанием пятого этапа процесса подготовки и реализации управленческих решений.
На шестом этапе процесса осуществляется организация исполнения решения. На данном этапе прежде всего обеспечивается доведение решения до исполнителя или исполнителей, которые разрабатывают план мероприятий по его исполнению и доводят его до сведения руководителя администрации.
На последнем, седьмом, этапе производится контроль и оценка результатов исполнения решения. С этой целью копия управленческого решения передается в службу контроля, где осуществляется постановка его на контроль. Служба контроля напоминает исполнителям о приближении сроков исполнения и, с привлечением необходимых работников, осуществляет фактический контроль его исполнения, оценивая по срокам и качеству результаты исполнения.
С помощью контроля исполнения руководитель получает информацию о состоянии дел, что позволяет ему своевременно предупреждать возникновение неблагоприятных ситуаций.
Оценка деятельности заключается в том, что полученные результаты реализации управленческого решения сравниваются с ожидаемыми. Если результаты не совпадают с прогнозами и планами, то осуществляется коррекция действий для достижения запланированного результата, т. е. возникает необходимость разработки и принятия нового управленческого решения.
1.24 Формы и методы взаимодействия с населением муниципального образования
Местное самоуправление в любом государстве служит средством осуществления трех основных целей: обеспечения децентрализации в государственном управлении, развития демократических начал в решении вопросов местного значения и повышения эффективности в ведении местных дел. Органы местного самоуправления в работе с населением используют разнообразные формы и методы.
1.25 Территориальное общественное самоуправление
Одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление.
Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях или на части территории поселения населением непосредственно либо путем проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
ТОС не имеет фиксированного членства и представляет собой территориальное сообщество жителей, созданное на основе их добровольного волеизъявления. Территорию ТОС могут составлять:
сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями, городские микрорайоны, кварталы, улицы, дворы, многоквартирные жилые дома или группы таких домов и др.
Порядок организации и деятельности ТОС определяется уставом и правовыми актами муниципального образования.
ТОС считается учрежденным с момента регистрации его устава, котором устанавливаются:
1) территория, на которой оно осуществляется;
2) цели, задачи, основные направления и формы деятельности;
3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов ТОС;
4) порядок принятия решений;
5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
6) порядок прекращения осуществления ТОС.
В отличие от органов местного самоуправления ТОС:
не имеет властных полномочий (общественное самоуправление), хотя и может наделяться отдельными распорядительными полномочиями по решениям муниципальных органов;
не носит обязательного характера (на какой-то части территории поселения оно может быть, а на другой нет);
не имеет законодательно установленного перечня решаемых вопросов, этот перечень устанавливают сами жители применительно к местным условиям;
может заниматься или не заниматься хозяйственной деятельностью и, естественно, иметь или не иметь статус юридического лица.
ТОС, как юридическое лицо, подлежит государственной регистрации в форме некоммерческой организации.
В систему ТОС входят формы прямого участия граждан, органы и должностные лица ТОС. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома;
многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением;
иные территории проживания граждан.
Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории. Органы территориального общественного самоуправления наделены правом:
1) представлять интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивать исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
4) вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
Конкретный порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются Уставом муниципального образования и/или нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Органы территориального общественного самоуправления могут быть коллегиальными и индивидуальными.
Коллегиальные органы, исходя из принципов их организации, а также численности и состава населения, могут подразделяться на:
советы (коллегии) или комитеты населенных пунктов, микрорайонов, жилищных комплексов; квартальные, уличные, домовые, дворовые и другие советы (комитеты).
Индивидуальными органами могут быть выборные лица: староста, председатель, иной руководитель.
Органы территориального общественного самоуправления в значительной степени могут содействовать органам местного самоуправления в осуществлении их полномочий. Поэтому главы муниципальных образований должны координировать их деятельность,
оказывать им организационную и методическую помощь. Органы местного самоуправления вправе включать соглашения с уличкомами, домовыми комитетами, другими органами территориального общественного самоуправления, представлять им финансовые и материальные ресурсы для организации их деятельности. Муниципальные образования вправе предусматривать даже отдельной строкой в местном бюджете средства для обеспечения их деятельности.
Решения органов территориального общественного самоуправления, принятые ими в пределах своих полномочий, подлежат обязательному рассмотрению в установленные законодательством порядке и сроки органами местного самоуправления.
1.26 Собрания (конференции) граждан
Собрания граждан проводятся для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования.
Конференции граждан могут выполнять полномочия собрания граждан в порядке, предусмотренном Уставом муниципального образования, Уставом территориального общественного самоуправления и/или нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется Уставом муниципального образования и/или нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, Уставом территориального общественного самоуправления. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Федеральным законом от 6.10.2003 года № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” к исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:
установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
избрание органов территориального общественного самоуправления;
определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;
рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.
Они проводятся как по инициативе населения, так и по инициативе представительного органа и главы муниципального образования и назначаются соответственно представительным органом или главой муниципального образования.
Собрание граждан наделено правом принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления и избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами и должностными лицами местного самоуправления.