Особенности конституционно-правового статуса политической партии

Подобные ограничения направлены на решение нескольких проблем. Они призваны не допустить фактического превращения политических партий в коммерческие организации. Предпринимательская деятельность партий, не связанная с их политической деятельностью, негативно сказывается на выполнении ими своих функций в политической сфере и способна «уменьшить их роль как политических организаций», ибо политические цели и извлечение прибыли находятся в известном противоречии.

В этом случае возрастает опасность тайного финансирования партии со стороны финансово-промышленного капитала и других групп особых интересов. Увеличение объема сведений и материалов, подлежащих проверке, уже снижает эффективность работы контролирующих органов. Даже в условиях ограничения предпринимательской деятельности партий широкое распространение получила регулярная реклама в партийных печатных изданиях (как правило, малоэффективная), оплата издательских, полиграфических и прочих работ и услуг по договорам с партийными фондами, образовательными учреждениями или исследовательскими центрами, в том числе по завышенным расценкам, и т.п. Учитывая, что партиям нередко предоставляются налоговые льготы, нельзя исключить организацию под видом партии коммерческого предприятия, что влечет за собой потерю доходов бюджета.

Частные пожертвования со стороны граждан и юридических лиц требуют самостоятельной оценки. В отличие от пожертвований граждан, возможность участия юридических лиц в финансировании партий, в особенности их избирательных кампаний, подвергается в литературе довольно жесткой критике, которая в целом представляется обоснованной- Прежде всего, речь идет о крупных пожертвованиях коммерческих организаций. Основной легальной целью их деятельности является извлечение прибыли. Это позволяет предположить, что пожертвование от корпорации, особенно крупное, в действительности рассчитано на получение прямой или косвенной выгоды, будь то лоббирование интересов конкретной компании или отрасли в целом.

В отличие от государства и граждан крупные частные инвесторы не только могут, но и хотят «вложить в политику» значительные денежные средства. Потребность в денежных средствах, пишет Х. Палтиел, может привести политиков к тому, что они будут относиться с большим вниманием к интересам и запросам лиц, которые оказывают им финансовую поддержку, а не своих избирателей. В свою очередь, те, кто предоставляют такую помощь, могут прямо или косвенно стремиться получить разного рода «большее внимание».

Корпорации располагают финансовыми ресурсами, несопоставимо большими даже по сравнению с весьма состоятельными гражданами. Поэтому их чрезмерные денежные вложения в избирательную кампанию, сопровождающиеся активной политической рекламой, способны исказить результаты волеизъявления избирателей. Кроме того, с экономической точки зрения пожертвования организаций представляют собой финансирование со стороны ее членов или учредителей. В этой связи возможность отдельных граждан оказывать поддержку партии непосредственно от своего имени и через созданные ими юридические лица (объединения) в известной степени не согласуется с принципом равноправия граждан.

Некоторые исследователи указывают, что без пожертвований юридических лиц партии едва ли смогут обойтись. Однако фактически речь идет о значении для партий не частного финансирования, а финансового обеспечения в целом, которого всегда оказывалось недостаточно.

Поэтому можно лишь признать, что, предоставляя средства, корпорации поддерживают партии как традиционные демократические институты, которые выполняют важные общественно-политические функции, увеличивают возможности их работы с избирателями, содействуют активизации политических дискуссий и более широкому участию граждан в политической жизни. В то же время это утверждение в каждом конкретной случае зависит от того, на какие цели расходуются полученные партией средства.

Некоммерческие организации также имеют специфические цели деятельности, закрепляемые в уставе. В том случае, если уставные цели организации специфичны (благотворительные, религиозные) и не связаны с политической деятельностью, ее участие в финансировании политических партий представляется нелогичным. Напротив, различные общественные объединения, преследующие цели политического просвещения, пропаганды определенных политических взглядов и т.п., могут с полным правом в установленных законом формах и пределах финансировать партии и выборы.

Что касается пожертвований граждан, то здесь затруднительно выделить какие-либо критерии их допустимости, пригодные для правового регулирования. Пожертвование может осуществляться гражданином как с целью материально поддержать политическую организацию, программу которой он разделяет, так и с целью получить определенные выгоды (место в партийном списке и т.п.). Оптимальными являются небольшие пожертвования, осуществляемые без намерения получить какие-либо выгоды, незначительные работы (услуги) для партии со стороны ее членов или сторонников, которые можно оценить аналогично членским взносам.

Представляется, что в целом правовое регулирование должно быть направлено на закрепление такой модели смешанного финансирования партий, которая бы исключала крайности, по возможности устраняла недостатки государственного и частного финансирования, равно и взаимно усиливала их положительное влияние. То есть наиболее предпочтительной является сбалансированная модель партийного финансирования с разумным сочетанием публичного и частного финансирования.

Однако национальные особенности оказывают существенное влияние как на содержание законодательных предписаний, так и на практику их реализации и эффективность соответствующих систем правовой регламентации партийного финансирования в целом. Поэтому вопросы о том, оправдывает ли значение партий различные формы их государственного финансирования, что можно рассматривать как приемлемую государственную поддержку, способствующую развитию демократии, какими должны быть лимиты на пожертвования и партийные расходы, будут по разному решаться в зависимости от конкретных условий отдельных стран, положения партий в политико-правовой системе государства.

1.2 Основные права и обязанности политической партии как юридического лица


Закон о политических партиях устанавливает ряд общих прав и обязанностей политической партии как юридического лица. Политическая партия как юридическое лицо в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе:

а) свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи;

б) участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, установленных настоящим Федеральным законом и иными законами;

в) участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) создавать региональные, местные и первичные отделения, в том числе с правами юридического лица, принимать решения об их реорганизации и ликвидации;

д) организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия;

е) учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические предприятия, средства массовой информации и образовательные учреждения дополнительного образования взрослых;

ж) пользоваться на равных условиях государственными и муниципальными средствами массовой информации;

з) создавать объединения и союзы с другими политическими партиями и иными общественными объединениями без образования юридического лица;

и) защищать свои права и представлять законные интересы своих членов;

к) устанавливать и поддерживать международные связи с политическими партиями и иными общественными объединениями иностранных государств, вступать в международные союзы и ассоциации;

л) осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом политической партии.

Длительное время политические партии существовали де-факто, а конституционное право и иные отрасли права не имели специальных правовых норм, которыми бы опосредовались те или иные направления их деятельности, в том числе финансовой. Однако примерно с 1950-60 годов финансово-хозяйственная деятельность партий становится предметом детальной правовой регламентации. Обращение законодателя к проблеме финансирования партий вызывалось, как правило, финансовыми злоупотреблениями и связанными с ними политическими скандалами. Во многих странах политическая коррупция, тесно связанная с организованной преступностью, оказалась распространена настолько широко, что уже разрушительным образом действует на внутренние демократические процессы. Участие в финансировании партий и выборов представителей преступного мира, влияние иностранного капитала (особенно в развивающихся странах) обострили проблему обеспечения национальной безопасности и государственного суверенитета, решение которой можно рассматривать как одну из задач правового регулирования.

Последнее направлено «на материальное обеспечение многообразной деятельности партий, содействие эффективному выполнению ими своей общественной роли, на оздоровление политической жизни путем пресечения политической коррупции», а также создание справедливых условий политической конкуренции между различными партиями и кандидатами, развитие демократии, не искаженной денежными вливаниями в политический процесс, реализацию политических прав и свобод граждан.

Своеобразие национальных условий, расстановка политических сил, влияние исторических и политических традиций, сложность и объемность задачи разработки правового статуса партий и длительность процесса правовой институционализации обусловили значительное разнообразие форм и способов правовой регламентации финансирования партий.

Правовые нормы, регламентирующие хозяйственную деятельность и финансирование партий, содержатся в различных правовых источниках и отраслях национального права: основном законе (конституции) государства, законе о партиях, избирательном законодательстве, законе о финансировании партий или выборов, решениях высших судебных инстанций. При этом регулирование финансовой деятельности партий посредством принятия конституций, законов и вынесения судебных решений относится к внешнему методу регламентации. Внутренний метод регулирования осуществляется самими партиями через их центральные и местные руководящие органы. Вместе с тем действие локальных партийных актов в финансовой сфере ограничено. В уставе политической партии, предусматриваются, как правило, порядок формирования специальных органов, ответственных за финансовые вопросы, порядок уплаты и размеры членских взносов, распределение полученных бюджетных средств.

К одному из способов законодательной регламентации финансирования партий можно также отнести регулирование в рамках общего нормативного акта, устанавливающего порядок формирования и деятельности представительного органа. Представляется, однако, что вид специального нормативного акта, в котором решаются вопросы финансирования партий, не имеет принципиального значения. На это указывает во многом совпадение в различных актах характера содержащихся нормативных предписаний и объектов правового регулирования. И в законах о партиях, и в избирательном законодательстве закрепляются перечень запрещенных источников финансирования, устанавливаются прямые или косвенные ограничения расходов партий и кандидатов, лимиты пожертвований граждан и юридических лиц, формы контроля и финансовой отчетности, обеспечивающие прозрачность партийных финансов и ответственность за нарушение законодательства о финансировании.

Правовое регулирование финансирования политических партий специальным законодательством не является исчерпывающим. Участие партий, как юридических лиц, в имущественном обороте регламентируется также гражданским законодательством, нормы которого имеют общий характер, и образуют своего рода фон специального правового регулирования их финансовой деятельности. Учет этих норм и их соотношение с предписаниями специальных законов имеют принципиальное значение, тем более что в данном случае нередко используются различные методы правового регулирования (публично-правовой и частноправовой).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты