К предпринимательскому кредиту на Руси было особое отношение. Его старались не брать, так как кредит выдавался ростовщиками под огромные проценты, что очень часто приводило к долговой кабале. Нередко ростовщическая деятельность провоцировала народные протесты. Так весной 1113 года в Киеве произошло восстание, во время которого были разгромлены дома ростовщиков, взимавших огромные проценты, а также занимавшихся скупкой и перепродажей по спекулятивным ценам продуктов широкого потребления. Такое положение дел вынудило князя Владимира Мономаха ограничить сумму процента, выплачиваемого по кредиту - не более 20 процентов в год.
Рассказывая о предпринимательстве в Древней Руси нельзя обойти стороной город, находившийся в относительно безопасном месте на пересечении важнейших торговых путей - это Новгород.
Сам город являлся крупнейшим торговым центром России. Новгородские купцы вели свою торговлю и промысловую деятельность компаниями, или артелями, которые представляли собой хорошо вооруженные отряды.
Крупную взаимовыгодную торговлю новгородские купцы вели с ганзейским союзом. По всей России новгородские купцы скупали и продавали ганзейцам льняные ткани, выделанные кожи, воск и смолу высокого качества, мед, хлеб, хмель, строевой лес, меха. А от ганзейцев новгородские купцы получали металлы, вино, соль, сафьян, перчатки, крашеную пряжу и разные предметы роскоши.
Хорошо развитая система предпринимательства в совокупности с народным самоуправлением были главными условиями экономического процветания древнего Новгорода, которое неоднократно отмечалось иностранными путешественниками и купцами, посещавшими этот удивительный для них город.
В 14-16 веках торговые предприниматели, имевшие лавки на городском торгу (ряда), объединялись в самоуправляемые организации, их участники назывались рядовичами.
Сообща рядовичи владели территорией, отведенной под лавки, обладали особыми правами на сбыт своих товаров, у них были свои выборные старосты. Как правило, центром рядовичей была их церковь (в ее подвалах хранились товары), нередко им также предоставлялись даже судебные функции. Имущественное положение купцов было неравное. Самыми богатыми были сурожане - купцы, торговавшие с Сурожем и другими городами Причерноморья. Состоятельными были и купцы суконного ряда - суконники, торговавшие привозимым с Запада сукном.
Символом русского предпринимательства в эпоху Ивана Грозного становится энергичная деятельность предпринимателей Строгановых, купеческие корни которой уходят еще в Новгород 15 века. Самый знаменитый представитель и основатель рода Строгановых - Аника Федорович продолжил и развил солеваренное дело, которое досталось ему от отца. Особую значимость приобрела торговля Строгановых с народами Урала и Приуралья. По сути дела, с помощью этой торговли начинается активное освоение русскими людьми Урала и Сибири. Люди Строгонова доходят вплоть до Оби и начинают бойкую торговлю с остяками и другими народами этого края. В 1557 году Аника Федорович едет в Москву и объявляет при царском дворе о выгодах этой торговли и необходимости экономического и государственного освоения Урала и Сибири.
Настоящими патриотами проявили себя Строгановы и в смутное время - они всячески способствовали и деньгами и людьми освобождению Руси от интервентов, а также избранию царя Михаила. Строгановы построили в России множество заводов, которые обеспечивали работой десятки тысяч людей.
Продолжая повествование о развитии предпринимательства в нашей стране, можно отметить, что уже в 16 - 17 веках Россия обладает сильно развитой торговой сетью. В городах, селах, посадах, возле монастырей, на ярмарках ведут бойкую торговлю многие тысячи купцов и торговцев. Русская ярмарка - это необычайное самородное явление. На русской ярмарке можно было продать и купить все что угодно, заключались как копеечные сделки, так и многомиллионные. Ярмарка как бы была не только местом торговли, но и своеобразным смотром современных новинок и достижений.
Русскими купцами велась большая торговля с другими странами. Известны их поездки в Литву, Персию, Хиву, Бухару, Крым, Кафу, Азов и др. Предметом торговли были не только сырье и продукция добывающих промыслов, вывозившиеся из Руси (лес, пушнина, воск), но также изделия русских ремесленников (шубы, холсты, седла, стрелы, ножи, посуда и др.).
Грандиозность и масштабы русской торговли поражали иностранцев, посещавших нашу страну в 17 веке. В 17 веке в Москве торговое, купеческое сословие из разряда тяглых людей выделяется в особую группу городских или посадских людей, которая в свою очередь разделялась на гостей, гостиную и суконную сотни и слободы. Самое высшее и почетное место принадлежало гостям (их в 17 веке было не более 30 человек). Звание это получали от царя самые крупные предприниматели, с торговым оборотом не меньше 20 тысяч в год - огромная по тем временам сумма. Все они были приближены к царю, были свободны от уплаты пошлин, вносимых купцами рангом пониже, занимали высшие финансовые должности, а также имели право покупать в свое владение вотчины.
Сфера деятельности русских купцов и предпринимателей 17 века была огромна, отражала всю географию экономического освоения России. Из Москвы брали начало 6 основных торговых путей - Беломорский (Вологодский), Новгородский, Поволжский, Сибирский, Смоленский и Украинский, - составлявших экономическую инфраструктуру страны.
1.2 Эпоха промышленного роста с начала XIII в. по октябрь 1917 года
Новую, свежую волну внесла в развитии российского предпринимательства эпоха Петра Первого, вся жизнь и деятельность которого является ярчайшим примером российского предпринимателя.
Использование творческой инициативы и самостоятельности русского предпринимателя и работника - вот то главное, на что делал ставку Петр Первый, создавая благоприятные условия для реализации лучших качеств, и не ошибся. Он не стеснялся привлекать к делу и иностранцев, но их вмешательство носило второстепенный, вспомогательный характер. При прочих равных условиях царь предпочитал отечественных специалистов и для этого посылал их учиться за границу. Петр Первый создает специальные правительственные органы для развития индустриального предпринимательства - Берг-коллегия и Мануфактур-коллегия. Их целью является разработка программы мероприятий содействия и поддержки промышленного развития. Эти мероприятия осуществлялись не административными методами, а путем предоставления предпринимателям всевозможных льгот и привилегий.
Частные предприниматели для устройства фабрик и заводов получали ссуды без процентов; их снабжали инструментами и орудиями производства; освобождали от государственной службы; предоставляли временные льготы от податей и пошлин, беспошлинный привоз из-за границы машин и инструментов; обеспечивали гарантированными государственными заказами.
Поддерживание народной инициативы и предприимчивости в 18 веке шло по пути отмены ограничений. Если при Петре еще существовали некоторые ограничения и стеснялась свобода торговли, то уже при Екатерине Великой ликвидируется необходимость получения «разрешительных указов на открытие нового предприятия и устройство всякого рода промышленных заведений объявлено совершенно свободным для всех».
Екатерина Великая создает самые благоприятные условия для развития русского предпринимательства. Она отменяет все возможные ограничения, объявив, что теперь «всем подданным нашим к заведениям станов и рукоделий столь беспредельная от нас дана свобода, что не стесняются они уже ни частым на то испрошением дозволения, ни надзиранием за делом рук их, где собственная каждого польза есть лучшее и надежнейшее поощрение».
Одновременно объявляется об уничтожении монополий и введение полной свободы торговли. Историки отмечают исключительную яркость этого периода по необычайной интенсивности процесса индустриализации и по роли в нем частного предпринимательства.
1785 год - российские предприниматели получают от Екатерины жалованную грамоту, которая сильно возвысила их положение. В соответствии с этой грамотой все купцы были разделены на три гильдии. К первой гильдии относились купцы, владевшие капиталом не менее 10 тысяч рублей. Они получали право оптовой торговли в России и за границей, а также право заводить фабрики и заводы. Ко второй гильдии принадлежали купцы с капиталом от 5 до 10 тысяч рублей. Они получали право оптовой и розничной торговли в России. Третью гильдию составляли купцы с капиталом от 1 до 5 тысяч рублей. Эта категория купцов имела право только на розничную торговлю. Купцы всех гильдий были освобождены от подушной подати (вместо нее они платили 1% с объявленного капитала), а также от личной рекрутской повинности.
Использование инициативы и предприимчивости, опора на лучшие качества русского предпринимателя и работника дали поразительные результаты, которые с полным основанием можно назвать промышленной революцией. Количество промышленных предприятий (без ремесленных мастерских) только за 18 век увеличилось в 10-12 раз, достигнув в 1801 году - 2 423 предприятий с числом занятых почти 100 тысяч человек. Россия вышла на самые передовые рубежи по ряду экономических показателей. Прежде всего это относилось к металлургической промышленности.
Предприятия уральских предпринимателей и, прежде всего, демидовские заводы, продукция которых была известна во всей Европе, стали материальной базой стремительного рынка России в 18 веке, и более того, уральский металл создал основу для промышленного переворота в Англии.
Велика также роль русских предпринимателей в развитии технического прогресса. В частности черная металлургия России 18 века была самой передовой в мире. Уже первые уральские домны, построенные на заводах Демидовых, да и не только у них, оказались значительно крупнее и продуктивнее английских, которые в то время считались лучшими.
Активным внедрением технических новшеств характеризовалось русское промышленное предпринимательство и в других отраслях, нередко опережая лучшие достижения мировой технической мысли. Если в Англии первая паровая машина Уатта двойного действия, обеспечившая собою целый промышленный переворот в этой стране, была построена только в 1785 году, то в России аналогичная двухцилиндровая паровая машина была создана гениальным механиком-самоучкой Ползуновым на 20 лет раньше, уже в 1765 году.
В 1829 году в Санкт-Петербурге была открыта Первая Всероссийская мануфактурная выставка, в которой приняли участие сотни русских предпринимателей. Вплоть до революции эта выставка проходила раз в четыре года попеременно в разных городах. Со второй половины 19 века Россия начала принимать активное участие во всемирных выставках с разнообразным ассортиментом своих изделий.
Символом русского предпринимательства 19 века стала семья старообрядцев Морозовых. Родоначальник семьи Савва Васильевич Морозов в 1820 году вместе с сыновьями выкупается на волю за 17 тысяч рублей. В 1820-1840-е годы Морозовы создали четыре хлопчатобумажных фабрики, которые уже тогда оценивались в 200-300 тысяч рублей. Во второй половине 19 века фабрики вырастают в четыре огромные фирмы. Перед революцией собственные капиталы семьи составляли более 110 миллионов рублей, на предприятиях Морозовых 54 тысячи рабочих производили продукции примерно на 100 миллионов рублей.
В целом темпы развития русского предпринимательства в 19 веке были просто поразительны. С 1802 по 1881 годы численность фабрик (без мелкого и кустарного производства) увеличилась с 2 423 до 31 173, а численность рабочих с 95 тысяч до 771. Только за 1804-1863 годы (даже при наличии крепостного права) производительность труда увеличилась почти в пять раз.
Особый этап русского предпринимательства приходится на конец 19-начало 20 веков. Происходит обновление предпринимательства. Лидерство в деловом мире начинает постепенно переходить от фабрикантов традиционных отраслей (текстильных, переработки сельхозпродуктов и т. п.) к фабрикантам передовых технологий - машиностроения и металлообработки. Происходит гигантское усиление роли банков и страховых учреждений. Начинает преобладать акционерная форма предпринимательства. Русские предприниматели начинают осуществлять коренное техническое перевооружение промышленности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8