Особенности правового статуса индивидуального предпринимательства

Таким образом, с 1 января 2004 г. в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в редакции Федерального закона от 23 июня 2003 г. № 76-ФЗ) налоговые органы осуществляют следующие функции государственной регистрации предпринимателей:

государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

государственная регистрация изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе;

государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

предоставление сведений о физическом лице, зарегистрированном в качестве индивидуального предпринимателя до 1 января 2004 г.

Кроме того, осуществляется:

выдача выписки из ЕГРИП о конкретном физическом лице, осуществляющем деятельность в качестве индивидуального предпринимателя[36].

С 1 января 2004 г. вступил в силу Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[37], который внес существенные изменения в ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 185-ФЗ принято Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[38], которым утверждены Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации, а также Изменения, которые вносятся в акты Правительства РФ по вопросам государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Все сведения о предпринимателях заносятся в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей[39]. Причем этот реестр отделен от реестра юридических лиц. В случае перемены места жительства предпринимателем регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Согласно подп. «д» п. 2 ст. 5 Закона № 129-ФЗ государственный реестр содержит место жительства индивидуального предпринимателя в Российской Федерации. Место жительства включает в себя адрес, по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а именно: наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры.

Порядок регистрации граждан Российской Федерации по месту их жительства определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию»[40] (далее - Постановление № 713).

Согласно п. 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением № 713, регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства производится путем соответствующей отметки в их паспортах.

На основании Постановления № 713 Министерством внутренних дел Российской Федерации издан Приказ от 23 октября 1995 г. № 393 «Об утверждении Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте РФ 16 ноября 1995 г. № 980).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[41] (далее - Закон № 115-ФЗ) временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание, постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.

На основании Закона № 115-ФЗ приняты Постановления Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. № 794 «Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство»[42] (далее - Постановление № 794) и № 789 «Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание»[43] (далее - Постановление № 789).

На основании Постановлений № 794 и № 789 МВД России издан Приказ от 14 апреля 2003 г. № 250 «Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание и видов на жительство»[44], которым определен порядок регистрации (перерегистрации) по месту жительства.

Представление документов заявителем и иным лицом, получение свидетельства, выдача расписки.

Статьей 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения[45].

Непосредственно документы могут быть представлены как заявителем, так и иным физическим лицом.

В случае представления документов третьим лицом на основании доверенности регистрирующий орган принимает их, выдает указанному лицу расписку в получении документов. Доверенность, при этом, остается в регистрирующем органе.

Законом № 129-ФЗ предусмотрено, что верность копии документа, представляемой при государственной регистрации, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случая, если заявитель представляет ее в регистрирующий орган непосредственно и представляет одновременно для подтверждения верности такой копии соответствующий документ в подлиннике. Данный подлинник возвращается заявителю при выдаче регистрирующим органом предусмотренной расписки.

Таким образом, при представлении документов по почте или третьим лицом копии документов, представляемые для государственной регистрации, должны быть засвидетельствованы в нотариальном порядке.

В случае отсутствия нотариально засвидетельствованных копий документов, включая представляемые третьим лицом, в том числе при одновременном представлении им подлинников документов, регистрирующий орган вправе принять решение об отказе в государственной регистрации.

Подытожив, следует еще раз акцентировать внимание на том, что государственная регистрация индивидуальных предпринимателей это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о статусе физического лица как индивидуального предпринимателя.

В следующем параграфе рассмотрим особенности государственной регистрации некоторых категорий предпринимателей, в частности: несовершеннолетних лиц и крестьянских (фермерских) хозяйств.


2.2. Особенности государственной регистрации некоторых

категорий предпринимателей

2.2.1.Особенности государственной регистрации несовершеннолетних

физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей


ГК РФ допускает возможность осуществления несовершеннолетним предпринимательской деятельности без признания его полностью дееспособным. Пункт 1 ст. 27 ГК РФ непосредственно упоминает осуществление несовершеннолетним предпринимательской деятельности с согласия родителей, усыновителей или попечителя как одно из условий для возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным).

 Единственное условие, которое должно быть соблюдено, - получение согласия на это от родителей, усыновителей или попечителя. Именно такой документ, причем нотариально удостоверенный, должен представить несовершеннолетний в регистрирующий орган, если он не приобрел дееспособность вследствие вступления в брак либо не был объявлен дееспособным вследствие эмансипации. При этом может возникнуть вопрос относительно возраста, с которого несовершеннолетний может, представив указанное согласие, зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. В частности, комментируемый Закон не устанавливает конкретный критерий возраста несовершеннолетнего как условия для осуществления его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В то же время следует учитывать, что указанная статья предусматривает необходимость представления для осуществления государственной регистрации основного документа, удостоверяющего личность, который гражданам РФ выдается с 14-летнего возраста.

В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации (п. 1), утвержденным6 Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации»[46]// Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 28. Ст. 3444.

 ГК РФ также исходит из того, что правоспособность и дееспособность в сфере предпринимательской деятельности возникает у физических лиц в 14-летнем возрасте. Так, статьи 17 и 18 ГК РФ устанавливают, что граждане могут заниматься предпринимательской деятельностью с момента рождения. Ребенок, не достигший возраста 14 лет, может иметь имущество на праве собственности, следовательно, можно предположить возможность формирования у него воли, направленной на извлечение прибыли путем использования этого имущества. Вместе с тем дееспособностью для совершения юридических действий он не обладает. Законный представитель малолетнего не может восполнить недостающую дееспособность, так как значительно ограничен в своих действиях законом. При этом в соответствии с п. 3 ст. 28 ГК РФ именно он несет риск, связанный с совершением им от имени малолетнего либо самим малолетним сделок. Поэтому деятельность малолетнего, направленная на извлечение прибыли и осуществляемая им через своего законного представителя, не может быть признана предпринимательской[47].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты