Особенности правового статуса индивидуального предпринимательства

 Поэтому несовершеннолетний, даже если не вступил в брак и не признан эмансипированным, может зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя только при условии достижения им 14-летнего возраста и представления им наряду с иными документами нотариально удостоверенного согласия на осуществление предпринимательской деятельности от родителей, усыновителей или попечителя.

Таким образом, как следует из положений Гражданского кодекса Российской Федерации, предпринимателями могут быть зарегистрированы физические лица, достигшие 14-летнего возраста.

В соответствии с п. 1 ст. 21 Кодекса способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Несовершеннолетнему гражданину необходимо представить в регистрирующий орган документ, подтверждающий приобретение дееспособности.

В соответствии с п. 1 ст. 26 Кодекса несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя[48].

Таким образом, документом, подтверждающим приобретение дееспособности, может являться письменное согласи6е родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности. Этот документ должен быть нотариально удостоверен.

В соответствии с п. 2 ст. 21 Кодекса в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

Статья 13 Семейного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность вступления в брак лиц, достигших возраста шестнадцати лет. Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, документом, подтверждающим приобретение дееспособности для несовершеннолетних в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, может быть свидетельство о заключении брака либо паспорт с отметкой о вступлении в брак.

В соответствии с вышеупомянутой ст. 27 (п. 1) Гражданского Кодекса несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Объявление несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет, полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда.

В соответствии с п. 1 ст. 34 Кодекса органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.

Таким образом, документами, подтверждающими приобретение дееспособности для несовершеннолетних в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, могут являться решение суда об объявлении физического лица полностью дееспособным, а также решение органа опеки и попечительства об объявлении физического лица полностью дееспособным.

Постановка физического лица на учет (снятие с учета) подтверждается документом, форма которого утверждена Приказом МНС России от 3 марта 2004 г. № БГ-3-09/178, зарегистрированным Минюстом России 24 марта 2004 г., регистр. № 5685[49].

Вышеуказанный документ выдается (направляется) организации или индивидуальному предпринимателю вместе с документом, подтверждающим внесение записи в соответствующий государственный реестр.

В соответствии с п. 2.1.2 и 2.2.2 «Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц», утвержденных Приказом МНС России от 3 марта 2004 г. № БГ-3-09/178, налоговый орган по месту жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, обязан осуществить постановку на учет индивидуального предпринимателя с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и кода причины постановки на учет (КПП) (для организаций), внести сведения в ЕГРН не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации и выдать (направить по почте с уведомлением о вручении) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе одновременно со свидетельством о государственной регистрации, т.е. не позднее рабочего дня с момента государственной регистрации, которая осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (ст. 8 и 11 Закона № 129-ФЗ).

Помимо регистрации несовершеннолетних физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, в исследовании представляется необходимым рассмотреть специфические особенности государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств


2.2.2.Особенности государственной регистрации

крестьянских (фермерских) хозяйств


В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. № 630 государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей[50].

На основании п. 2 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Таким образом, при государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства статус физического лица, являющегося главой крестьянского (фермерского) хозяйства, приравнивается к индивидуальному предпринимателю.

Статьей 5 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ установлено, что фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»[51] фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

На основании п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 октября 2003 г. № 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 438 и 439»[52] государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется путем внесения в ЕГРИП сведений о главе крестьянского (фермерского) хозяйства. Перечень вносимых в государственный реестр сведений определен п. 2 ст. 5 Закона № 129-ФЗ.

При государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, изменений в сведения о главе крестьянского (фермерского) хозяйства, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, при прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства, при внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, зарегистрированном до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, а также для внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, зарегистрированном до 1 января 2004 г., документы, предусмотренные ст. 22.1, 22.2, 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ), ст. 3 Федерального закона от 23 июня 2003 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц», представляются в регистрирующий орган по месту жительства главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

Вместе с тем необходимо отметить следующие особенности.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.

Указанное соглашение представляется в регистрирующий орган в случае, если крестьянское (фермерское) хозяйство создается несколькими гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подводя итог настоящей главе, следует сказать, что нами были рассмотрены общие положения государственной регистрации, а также специфические особенности регистрации отдельных видов предпринимателей. Однако следует сказать, что регистрация не является единственной формой легитимации индивидуального предпринимателя. В следующей главе будут исследованы вопросы лицензирования, как специального разрешения, выдаваемого уполномоченными органами государственной власти индивидуальным предпринимателям для занятия определенными видами деятельности.

Раздел 3. Особенности правового статуса индивидуального предпринимателя в условиях разрешительной системы

3.1. Общие положения о лицензировании


Рассмотрим особенности правового статуса индивидуального предпринимателя в условиях разрешительной системы.

Сущность разрешительной системы заключается в том, что для занятия определенными видами деятельности требуется специальное разрешение, выдаваемое уполномоченными органами государственной власти. Лицензирование, как правовое отношение между такими органами и предпринимателями, представляет собой одно из средств государственного регулирования рынка - единую систему оценки условий, содержания и результатов предпринимательской деятельности[53].

Правовая база лицензирования весьма обширна. Особую роль в ней играют законы, и прежде всего Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[54] (далее - Закон № 128-ФЗ). Значение этого акта в том, что в нем закреплен единый перечень лицензируемых видов деятельности и унифицирована процедура лицензирования.

В юридической литературе отмечается, что в российском законодательстве о лицензировании на различных этапах его развития лицензия рассматривалась как: 1) документ (п. 1 Порядка ведения лицензионной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. № 1418); 2) право (ст. 2 Закона о лицензировании 1998 г.); 3) юридический факт в форме соответствующего решения (ч. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ)[55]. Закон о лицензировании 2001 г. устанавливает, что лицензией считается специальное разрешение лицензирующих органов на осуществление конкретного вида деятельности (абз. 2 ст. 2).

Лицензия является основанием возникновения правоспособности, т.е. возможности заниматься определенными видами деятельности, перечень которых определяется законом (ст. 49 ГК РФ). Приобретаемая на основании лицензии правоспособность обусловливает персонифицированный характер лицензии, т.е. лицензируемая деятельность может выполняться только конкретным индивидуальным предпринимателем - лицензиатом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты