Особенности производства по делам в отношении несовершеннолетних

Конфликтная атмосфера в семье, систематические ссоры между родителями или близкими родственниками на глазах детей или с их вовлечением в конфликт также являются типичными криминогенными факторами, лежащими в основе формирования преступной мотивации несовершеннолетних. Необходимо иметь в виду, что внутрисемейные конфликты весьма разнообразны как по составу участников, так и по содержанию. Однако все они одинаково пагубно влияют на неокрепшую психику несовершеннолетних. Дети и подростки в силу возраста гораздо более подвержены стрессам, вызываемым неудовлетворенностью и неуверенностью в стабильности семейных отношений. Для несовершеннолетнего особенно важно найти родительскую опору, конфликтность же не совместима с доверительными отношениями.

С другой стороны, несовершеннолетний из семьи, где конфликты являются обычным явлением, вырастают агрессивными, жестокими, склонными решать любые жизненные проблемы и трудности, прежде всего, насильственным путем. При этом не исключено, что указанные характеристики таких юношей и девушек будут направлены, в том числе и против собственных родителей или иных родственников, их воспитавших.

В последние годы одним из наиболее распространенных факторов, способствующих совершению несовершеннолетними преступлений, является наличие в семье затруднительного материального положения, что в свою очередь, определяет сложную психологическую обстановку в семье и неуверенность всех ее членов в завтрашнем дне. Следует отметить, что несовершеннолетний особенно остро реагирует на такого рода жизненные трудности. С одной стороны подростку сложнее примерится с отсутствием у него материальных благ, которые доступны его сверстникам из числа одноклассников, соседей или приятелей, а с другой - большинство подростков в силу возраста, отсутствия образования и необходимых профессиональных навыков, а иногда и в силу определенной инфантильности не в состоянии помочь взрослым в решении материальных проблем. В результате несовершеннолетние могут избрать незаконный способ зарабатывания денег, совершая, например, кражи, грабежи, занимаясь распространением наркотических средств или совершая иные преступления. При этом несовершеннолетние пытаются оправдать такое поведение в глазах окружающих, мотивируя его желанием восстановить определенную социальную справедливость.

Обратной стороной указанной проблемы является снижение ценности детей для родителей. Взрослые, занятые исключительно решением насущных материальных проблем, в ситуации, когда финансовое положение семьи продолжает оставаться на низком уровне, начинают относиться к своим детям как к обузе. В результате в семье исчезает атмосфера любви и доверия, снижается контроль за поведением детей, которые предоставлены сами себе, что в свою очередь может привести к негативным последствиям и формированию у безнадзорных подростков криминальной мотивации.

Наконец, хочется отметить еще один достаточно распространенный фактор, лежащий в основе некоторых преступных деяний несовершеннолетних. Эта чрезмерная опека ребенка, приводящая к формированию инфантильной личности, не способной правильно оценивать ситуацию и принимать верные решения. Такие несовершеннолетние характеризуются податливостью, отсутствием собственного мнения, и если они попадают в криминогенную среду, то чаще всего действуют под влиянием мнения группы, поскольку не умеют или боятся отстаивать собственные взгляды и позиции.[11]

В целом, на основе анализа внутренних отношений как фактора, лежащего в основе становления личности несовершеннолетних, следует отметить весьма неблагоприятные тенденции. В современном мире семья не редко перестает быть опорой и защитой для подростка, не дает ему должной уверенности в завтрашнем дне. Являясь важнейшим условием социализации, семья, вопреки своему основному предназначению, перестает качественно выполнять воспитательную функцию, предоставляя детей самим себе и не всегда положительному влиянию улицы.

Семьи, в которых царствует неблагополучие, выступают в качестве одного из основных факторов, предопределяющих корыстную преступность несовершеннолетних. Семьи такого типа являются деструктивным институтом социализации личности, служат, во-первых, первоисточником возникновения трудновоспитуемости детей и подростков, во–вторых, малой группой непосредственно формирующей личность несовершеннолетнего преступника, в–третьих, микросредой, оказывающей криминальное воздействие на детей и подростков, которые находятся в данной семье, а также в каком – либо контакте с ней.

Вот почему следователю и суду необходимо обращать внимание на условия жизни несовершеннолетнего в семье, на то, кто фактически занимается его воспитанием, где и в качестве кого работают родители, каковы взаимоотношения между родителями и членами семьи, не вытесняется ли подросток из дома жестоким обращением родителей или заменяющих их лиц.

При выяснении условий учебы или работы следователь, суд устанавливают, в какой школе (обычной, вспомогательной) учился несовершеннолетний, в каком классе, какова его успеваемость, поведение, принимал ли он участие в общественной жизни школы, с кем дружит, применялись ли к нему меры воспитательного характера и за какие проступки. Если несовершеннолетний не учится и не работает, следует выяснить, когда и по каким причинам оставил работу или учебу. В случаях исключения несовершеннолетнего из школы, требуется проверить, насколько обоснованна эта мера. Если же несовершеннолетний оставил работу, необходимо установить:

·                   уволился он по собственному желанию или за проступки;

·                   какие меры воспитательного характера приняла администрация до его увольнения;

·                   как реагировали родители на оставление работы;

·                   не вовлекался ли он в запрещенный законом бизнес (например, в выпуск порнографических изданий).

В случаях если несовершеннолетний работал в сфере обслуживания и шоу – бизнеса в нарушениях законов о труде, выяснить, кто и на каких условиях устраивал на работу в казино, ночные дискотеки, бары, эротические салоны и т.п. заведения.

Для полного представления о личности важно знать, употреблял ли он спиртные напитки или психотропные вещества, с какого времени и в каком количестве, кто приучил его к ним, где он добыл деньги, совершал ли он в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения правонарушения. Требуется установить лиц, виновных в вовлечении несовершеннолетних в совершение преступлений, либо антиобщественных деяний, и решать вопросы о привлечении их к уголовной ответственности.

Исследованию подлежит поведение подростка в прошлом. Имеют существенное значение следующие обстоятельства:

·                   совершал ли ранее он преступления, когда и какие;

·                   в каком возрасте;

·                   сколько раз, и на какой срок был осужден;

·                   где отбывал наказание и как долго;

·                   как вел себя в местах лишения свободы;

·                   не предоставлялась ли ему отсрочка исполнения приговора и т.д.;

·                   находился ли в специальных воспитательных учреждениях, когда, за что, и сколько времени;

·                   стоит ли на учете в подразделениях ОВД по делам несовершеннолетних;

·                   привлекался ли к административной ответственности.

Должны выяснить основные черты характера несовершеннолетнего, его интересы, привычки, состояние здоровья. При достижении несовершеннолетним возраста, с которого он может быть привлечен к уголовной ответственности, но имеет не связанное с психическим расстройством отставание в психическом развитии, ограничивающие его способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими, он не подлежит привлечению к уголовной ответственности (ч.3 ст.20 УК РФ). Поэтому выяснению вопроса о наличии отставания в психическом развитии следует уделять особое внимание при расследовании уголовных дел в отношении несовершеннолетних. Уровень психического развития – это состояние интеллекта, волевой сферы, эмоций, запас знаний, представлений, а так же иные особенности личности, связанные с позицией несовершеннолетнего по отношению к социальным ценностям, способностью к адаптации в обществе и позитивному поведению в сложных ситуациях, противопоставлению негативным влияниям.

III. Выявление данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, а также установление, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. При наличии данных, свидетельствующих об умственной отсталости несовершеннолетнего, назначается судебная психолого–психиатрическая экспертиза для решения вопроса о наличии или отсутствии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии. При этом в обязательном порядке перед экспертами должны быть поставлены вопросы о степени умственной отсталости несовершеннолетнего, интеллектуальное развитие которого не соответствует его возрасту, и в чем выражается, а также можно ли на основе полученных данных сделать вывод об осознанности несовершеннолетним (с учетом его психического развития) значения своих действий и возможности руководства ими.

Такое отставание связано не с болезненным состоянием психики и нарушением отражательной деятельности мозга, а только с задержкой умственного развития несовершеннолетнего (его познавательной, мыслительной деятельности, эмоционально-волевой сферы).

В целях выяснения способности несовершеннолетнего полностью осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, в зависимости от обстоятельств дела необходимо назначить психологическую, психолого-психиатрическую или медико-психологическую экспертизу. Рекомендуется на предварительном следствии и в суде привлекать в качестве экспертов специалистов в области детской и юношеской психологии.

В случае необходимости исследования особенностей психики несовершеннолетнего обвиняемого, имеющего сенсорные недостатки (глухота, немота, слепота и т. п.), по делу назначаются комплексная психолого-психиатрическая или медико-психологическая экспертиза.

Умственная отсталость, не связанная с психическим расстройством, не исключает вменяемости несовершеннолетнего, и рассматривается как конкретизация состояния вменяемости, при которой обвиняемый может испытывать затруднения в смысловой оценке своих действий, в прогнозе и учете важных обстоятельств, в выборе, планировании и контроле своих поступков, в опредмечивании конкретных мотивов и т. п. Поэтому в случае, если установлено, что несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного ч. 1-2 ст. 20 УК РФ, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности (ч. 3 ст. 20 УК), а дело подлежит прекращению по основаниям, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 24 и ч. 3 ст. 27 УПК РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты