Особенности производства предварительного расследования с участием иностранных граждан в Российской Федерации

Особенности производства предварительного расследования с участием иностранных граждан в Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Белгородский юридический институт









Особенности производства предварительного расследования с участием иностранных граждан в Российской Федерации

Учебное пособие















Белгород - 2005

Особенности производства предварительного расследования с участием иностранных граждан в Российской Федерации: Учебное пособие. - Белгород: ООНИ и РИД БелЮИ МВД России, 2005. - 44 с.

Учебное пособие обсуждено и одобрено на заседании кафедры от 05 октября 2004 года, протокол № 2

В работе анализируются проблемы, возникающие на стадии предварительного расследования в связи с участием иностранных граждан, и высказываются предложения автора по совершенствованию уголовно-процессуальной деятельности дознавателя, следователя и прокурора, осуществляемой на стадии предварительного расследования с участием иностранных граждан.

Работа подготовлена в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации 2001 года с учетом внесенных в него изменений и дополнений.

Пособие предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей юридических факультетов высших учебных заведений, а также практических работников правоохранительных органов.

© ООНИ и РИД БелЮИ

МВД России, 2005


Содержание

Введение

1. Особенности производства предварительного расследования с участием иностранных граждан в Российской Федерации

2. Особенности производства следственных действий

3. Особенности применения мер уголовно-процессуального принуждения

4. Особенности привлечения к уголовной ответственности иностранных граждан

Заключение

Библиографический список


Введение


Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью теоретического осмысления проблем реализации норм уголовно-процессуального права в связи с участием иностранных граждан на стадии предварительного расследования в России.

При увеличении притока иностранных граждан на территорию РФ и, как следствие этого, увеличении количества преступлений с участием иностранных граждан, до сих пор слабо осуществляется взаимодействие между государственными структурами, призванными обеспечивать безопасность иностранных граждан и предупреждать, пресекать и расследовать преступления, совершенные как иностранными гражданами, так и в отношении них. Отсутствует единая система информационного обеспечения деятельности этих органов. Нет глубоких научных разработок, крайне редко публикуются монографии и статьи по указанной проблематике.

Таким образом, и с точки зрения практики, и с позиции теории вопрос о производстве по уголовным делам с участием иностранных граждан в стадии предварительного расследования в российском уголовном судопроизводстве приобретает достаточно острый характер.

Российское уголовно-процессуальное законодательство не адаптировано к сложившейся ситуации, поскольку не учитывает закрепленные в нормах международного права особенности правового статуса иностранных граждан вообще и в сфере уголовного судопроизводства в частности. Поэтому исследование вопросов, связанных с правовой регламентацией участия иностранных граждан в стадии предварительного расследования, требует выявления пробелов в уголовно-процессуальном законодательстве РФ, взаимообусловленности и взаимодополняемости уголовно-процессуального законодательства РФ с нормами международного права, устанавливающими особенности предварительного расследования с участием иностранных граждан в России. В предстоящем исследовании будет уделено особое внимание именно особенностям предварительного расследования с участием иностранных граждан в России.

Целью исследования является формулирование и обоснование положений, которые сформировали бы основу правоприменения, связанную с особенностями предварительного расследования с участием иностранных граждан в России; а также разработка на данной основе рекомендаций по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства РФ и иных норм.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в ходе участия иностранных граждан на стадии предварительного расследования.

Предметом исследования являются нормы уголовно-процессуального законодательства РФ и международно-правовых актов, регулирующие уголовно-процессуальную деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование с участием иностранных граждан, а также сам механизм правоприменения, связанный с особенностями производства по уголовным делам с участием иностранных граждан на стадии предварительного расследования в России.

Будут исследованы: Конституция РФ; УПК РФ; Федеральный закон РФ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"; Федеральный закон РФ "О гражданстве РФ"; Венская конвенция о дипломатических сношениях; Венская конвенция о консульских сношениях; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и др. международные договоры, консульские конвенции, соглашения, заключенные между РФ (СССР) и иностранными государствами; федеральные законы; ведомственные нормативные акты МВД, МЮ и МИД России; монографии; учебная литература; а также материалы практической деятельности.

Методологическую базу исследования составляют диалектический метод научного познания, а также исторический, логический, сравнительно-правовой и другие частные методы научно-исследовательской работы.

Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных правоведов по проблемам уголовно-процессуального законодательства, теории права, международного, конституционного, уголовного права и иным научным дисциплинам, относящимся к теме исследования. Использование, помимо правовых наук, других отраслей знания позволит избежать узкоспециального подхода к изучаемой проблеме.

Для решения задач используется комплекс теоретических и практических методов: изучение и анализ литературы, практический опыт сотрудников ОВД, прокуратуры, анкетирование, методы обработки данных - количественный и качественный анализ.

Учебное пособие содержит рекомендации для сотрудников органов дознания и следствия ОВД по производству предварительного расследования с участием иностранных граждан в российском уголовном процессе, а также для преподавателей, курсантов и слушателей вузов МВД России.


1. Особенности производства предварительного расследования с участием иностранных граждан в Российской Федерации


Расследование уголовных дел с участием иностранных граждан имеет ряд особенностей, обусловленных, главным образом, наличием или отсутствием у иностранных граждан дипломатического или иного иммунитета.

Рассмотренные нами в предыдущем учебном пособии "Проблемы возбуждения уголовных дел с участием иностранных граждан в России" особенности статуса иностранных граждан во многом определяют уголовно-процессуальные и организационные аспекты расследования по уголовным делам данной категории. Существует проблема создания методик расследования преступлений, осложненных наличием "иностранного элемента", а также эффективной системы защиты их прав и законных интересов[1]. Эта проблема долго недооценивалась из-за убеждения, что преступления данной категории не очень распространены[2]. В действительности достаточно давно в практике работников правоохранительных органов и в статистике МВД России существовали понятия "преступления против иностранных граждан" и "преступления, совершенные иностранными гражданами".

Исследование показало, что при расследовании уголовных дел с участием иностранных граждан возникает множество вопросов и затруднений, так как действующим УПК РФ, к сожалению, многие из них до сих пор нормативно не урегулированы.

На практике нередко возникает вопрос о разграничении компетенции между следователями различных правоохранительных ведомств. Статья 151 УПК РФ определяет вопросы подследственности, но, вместе с тем, законодатель умалчивает о том, какими признаками должен руководствоваться орган предварительного расследования при передаче по подследственности материалов о преступлении. Между тем, это имеет важное значение.

На наш взгляд, в свете исследуемой проблемы, вопрос о подследственности должен решаться в зависимости от того, к какой категории относится лицо, совершившее это преступление. Думается, что в отношении иностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом и привилегиями, по любым видам преступлений, расследование должно осуществляться только в форме предварительного следствия, а не дознания (исходя из персонального признака подследственности). Это обусловлено рядом причин. Во-первых, следователь по сравнению с дознавателем более квалифицированный специалист. Во-вторых, срок предварительного следствия позволяет делать запросы по поводу согласия на производство процессуальных действий. В-третьих, перевод процессуальных документов на родной язык иностранных граждан, с участием которых ведется производство по уголовному делу, также отнимает достаточно много времени, в связи с чем более обоснованной формой производства предварительного расследования будет являться предварительное следствие и др. Поэтому, на мой взгляд, необходимо дополнить ст.151 УПК РФ: "ч.8. В отношении иностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом и привилегиями, по любым видам преступлений, расследование должно осуществляться только в форме предварительного следствия". Кроме того, целесообразно выделить специальное подразделение следователей, которое занималось бы исключительно производством по уголовным делам с участием иностранных граждан, обладающих иммунитетом и правом неприкосновенности. Это необходимо в связи с тем, что следователь должен знать не только уголовно-процессуальное законодательство РФ, регулирующее производство по такой категории уголовных дел, но и уметь ориентироваться в нормах международного права, регулирующих это производство.

В обоснование этой позиции также отметим, что в отношении указанных категорий иностранных граждан УПК РФ устанавливает особый порядок привлечения их к участию в процессуальных действиях.

2. Особенности производства следственных действий


Одной из особенностей расследования с участием иностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом (дипломатической неприкосновенностью), является то, что в соответствии с ч.2 ст.3 УПК РФ все процессуальные действия с участием таких лиц производятся лишь по их просьбе или с их согласия. Согласие на производство процессуальных действий испрашивается через МИД РФ. Таким образом, до обращения иностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом с просьбой об участии в производстве процессуальных действий либо до получения через МИД РФ согласия на их участие в производстве процессуальных действий, следует выполнять неотложные следственные и иные процессуальные действия, не затрагивающие дипломатического иммунитета. Согласно Положению о дипломатических и консульских представительствах такие лица не обязаны давать показания в качестве свидетелей, а в случае их согласия дать показания - не обязаны для этого являться в судебные или следственные органы[3]. Этим правом, как показало изучение дел, заинтересованные лица достаточно широко пользуются. Из лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью, в 1998-2003 годах лишь около 50% пожелали принять участие в процессуальных действиях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты