Особенности производства предварительного расследования с участием иностранных граждан в Российской Федерации

В некоторых международно-правовых актах установлено правило, согласно которому документы, подлежащие вручению в связи с вызовом лица в юридические органы запрашивающей Стороны, должны направляться в юридические органы запрашиваемой Договаривающейся Стороны в двух экземплярах[35].

Допрос явившегося по повестке (вызову) иностранного гражданина производится по правилам, установленным УПК РФ, за некоторыми исключениями. В частности, свидетели, потерпевшие и эксперты, вызванные в порядке, предусмотренном ст.9 Минской конвенции, не предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний либо за дачу заведомо ложного заключения. Это обусловлено тем, что согласно п.3 данной статьи такие лица не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, взяты под стражу или подвергнуты наказанию в связи с их показаниями или заключениями в качестве экспертов либо в связи с деянием, являющимся предметом разбирательства. Аналогичное правило закреплено в большинстве двухсторонних договоров об оказании правовой помощи[36].

Органы предварительного расследования РФ могут направлять юридическим органам соответствующих государств поручения: о допросе граждан в качестве обвиняемых и свидетелей; о признании граждан потерпевшими и допросе их в качестве потерпевших; о получении от граждан предметов и документов с последующей их передачей органам предварительного расследования РФ; о производстве осмотров; о производстве обысков; о наложении ареста на имущество; о проведении экспертиз и допросе экспертов и др. Однако, при этом следует иметь в виду, что в международно-правовых документах установлен различный объем правовой помощи[37].

В конвенциях и договорах об оказании правовой помощи установлена юридическая сила документов, составленных или засвидетельствованных компетентными органами и определенными лицами запрашиваемого государства в связи с исполнением просьбы (поручения) об оказании правовой помощи. Так, например, в ст.13 Минской конвенции сформулированы следующие нормы: "Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территории других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов".

В ст.11 Договора между СССР и МНР[38] приведенное выше правило распространяется на документы, составленные гражданами, если их подпись засвидетельствована по правилам, установленным на территории соответствующей Договаривающейся Стороны.

В международно-правовых документах иногда содержатся оговорки, связанные с выполнением определённых просьб (поручений) об оказании правовой помощи. Так, например, в ст.5 Европейской конвенции от 20 апреля 1959 года[39] установлено, что "Любая Договаривающаяся Сторона может, в момент сдачи на хранение ратификационной грамоты или документа о присоединении, путём заявления на имя Генерального Секретаря Совета Европы, оставить за собой право исполнять поручения в отношении обыска или наложения ареста на имущество при соблюдении одного или нескольких из следующих условий:

а) преступление, с которым связано поручение, наказуемо как по закону запрашивающей Стороны, так и по закону запрашиваемой Стороны;

b) преступление, с которым связано поручение, является в запрашиваемой стране преступлением, в связи с которым предусматривается выдача;

c) исполнение поручения не противоречит законодательству запрашиваемой Стороны (п.1). Когда Договаривающаяся Сторона делает заявление в соответствии с пунктом 1 настоящей Статьи, любая другая Сторона может применить правило взаимности (п.2)".

Ратифицируя названную Конвенцию, Российская Федерация заявила следующее: "Российская Федерация в соответствии со статьей 5 Конвенции оставляет за собой право исполнять поручения по проведению обыска или наложении ареста на имущество только при соблюдении условий, предусмотренных в подпунктах "а", "b" и "с" пункта 1 указанной статьи Конвенции"[40]. Отсюда следует, что другие государства участники данной Конвенции могут применить такое же правило в отношении поручений органов предварительного расследования РФ.

В ст.11 Европейской конвенции от 20 апреля 1959 года установлены особенности исполнения поручения о вызове в качестве свидетеля или для очной ставки лица, находящегося под стражей. Согласно п.1 данной статьи такое лицо "временно передаётся на территорию, где должно состояться рассмотрение дела, при условии, что оно будет отправлено обратно в сроки, указанные запрашиваемой Стороной, и при соблюдении положений Статьи 12 в той мере, в какой они применимы.

В передаче может быть отказано:

а) если лицо, находящееся под стражей, не даёт на это согласия;

b) если его присутствие необходимо для уголовного судопроизводства, осуществляемого на территории запрашиваемой Стороны;

с) если передача может продлить его содержание под стражей;

d) если есть другие веские основания не передавать его на территорию запрашивающей Стороны".

3. Особенности применения мер уголовно-процессуального принуждения


Одной из особенностей производства по уголовным делам с участием иностранных граждан является то, что в случае задержания или заключения под стражу иностранного гражданина, об этом извещается дипломатическое или консульское представительство государства, гражданином которого является задержанный или арестованный. Это положение нашло свое отражение в ч.3 ст.96 УПК РФ.

В соответствии со ст.36 Венской конвенции о консульских сношениях консульское учреждение представляемого государства должно быть безотлагательно уведомлено о том, что в пределах его округа какой-либо гражданин его государства арестован, заключен в тюрьму, задержан в каком-либо ином порядке, если гражданин этого потребует.

Порядок уведомления о произведенном задержании или заключении под стражу до 1998 года устанавливался Инструкцией о порядке извещения иностранных дипломатических и консульских представительств на территории СССР о задержаниях и арестах граждан представляемых ими государств, а также о порядке посещения консульскими должностными лицами и сотрудниками посольств задержанных, арестованных и осуждённых к лишению свободы граждан[41]. В соответствии с названной инструкцией извещения о задержании или аресте иностранного гражданина, с указанием его полного имени, фамилии, гражданства, даты и основания задержания или ареста, направлялись прокуратурой в МИД РФ для доведения информации до сведения соответствующего дипломатического или консульского представительства.

В частности, при задержании и аресте иностранного гражданина в соответствии с межведомственной Инструкцией[42] руководитель органа предварительного расследования обязан немедленно сообщить об этом телеграфно в Генеральную прокуратуру России, а копии протокола о задержании передать в МВД и ФСБ России. Кроме того, о задержании телеграфно уведомляется прокурор, осуществляющий надзор за исполнением законов при производстве расследования (наряду с этим уведомлением направляется и письменное сообщение о произведенном задержании в порядке ст.96 УПК РФ). Законность и обоснованность ареста такого гражданина в обязательном порядке проверяется прокурором, вышестоящим над тем, который санкционировал арест, либо согласно УПК РФ при наличии жалобы - судьей в порядке ст.125 и 126 УПК РФ.

Извещения о задержании или аресте иностранного гражданина, согласно п.5 Инструкции, Генеральная прокуратура России немедленно направляет в МИД России, которое доводит полученную информацию до сведения соответствующего дипломатического или консульского представительства (но не позднее 12 часов с момента фактического задержания).

Сроки уведомления об арестах и задержаниях иностранных граждан установлены консульскими договорами и конвенциями, например, об аресте и задержании польского гражданина представительство Польской Республики уведомляется в течение 3 дней (Протокол от 27.05.1971 г., п.1[43]); об аресте или задержании гражданина Китайской Республики представительство уведомляется в течение 7 дней (по новому Договору 1986 г. [44]); Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии - 1-3 дней, но не позднее (Протокол от 02.12.1965 г., п.1[45]) и др.

Консульские должностные лица, сотрудники дипломатических представительств по разрешению прокуратуры имеют право посещать задержанного, арестованного или отбывающего наказание в виде лишения свободы гражданина представляемого ими государства (если иное не предусмотрено международным договором), письменно сноситься с ним.

Периодичность посещения консульскими должностными лицами задержанных и арестованных граждан установлена в консульских конвенциях между РФ и конкретными государствами. Разрешение на первое посещение даётся незамедлительно (если иное не предусмотрено международным договором). Разрешение на последующие посещения даются через определённые периоды времени, как правило, не реже чем раз в два месяца, либо, как установлено в п.2 ст.12 Консульской конвенции между РФ и Республикой Молдова, "через разумные промежутки времени". Следует, однако, иметь в виду, что реализация права на посещение согласно п.8 указанной Инструкции зависит от решения Генеральной прокуратуры России, согласованного с Федеральной службой безопасности России.

Консульское должностное лицо имеет право посещать находящегося в заключении под стражей или задержанного в иной форме гражданина представляемого государства для беседы с ним, а также с целью передачи или получения от него корреспонденции и посылок и принятия мер к обеспечению для него юридического представительства. Беседа консульского должностного лица или сотрудника дипломатического представительства наедине с гражданином представляемого государства не предусмотрена. Согласно п.10 вышеназванной Инструкции беседа должна происходить в присутствии представителя органа, произведшего задержание или арест иностранного гражданина, и переводчика, либо в присутствии представителя администрации места предварительного заключения и переводчика. Во время беседы может присутствовать прокурор, осуществляющий надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных и арестованных.

Консульское должностное лицо воздерживается от принятия любых мер от имени находящегося под арестом, в заключении под стражей или задержанного в иной форме, если данный гражданин в присутствии консульского должностного лица прямо возражает против таких действий. В соответствии с нормами, закреплёнными в консульских конвенциях, органы предварительного расследования РФ обязаны проинформировать иностранного гражданина о том, что о его задержании или заключении под стражу в установленный консульской конвенцией срок будет направлено уведомление в консульское учреждение или дипломатическое представительство. Кроме того, данному лицу разъясняется периодичность посещения задержанного или арестованного консульскими должностными лицами и их права[46].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты