Во-первых, мы считаем, что присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели, участвующими в рассмотрении дел несовершеннолетних, могут быть лица, достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 35 лет.
Во-вторых, присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели, участвующими в рассмотрении дел несовершеннолетних, не могут быть лица, решением суда лишенные родительских прав.
Кроме того, присяжным заседателям при вынесении вердикта необходимо учитывать возрастные и нравственно-психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей при решении вопроса о том, заслуживает ли несовершеннолетний снисхождения. В Международном пакте о гражданских и политических правах сказано, что в отношении несовершеннолетних процесс должен быть таков, чтобы учитывался их возраст и желательность содействия их перевоспитанию.
Возрастные и нравственно-психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей должен учитывать и председательствующий, рассматривающий дело в отношении несовершеннолетних с участием присяжных заседателей.
Возрастные и нравственно-психологические особенности современных подростков- правонарушителей, а также сложная криминогенная обстановка в России, вызванная последствиями мирового финансового и экономического кризиса, затронувшая наше государство, являющееся частью мирового сообщества, обусловливают необходимость более конкретных реформ уголовно-процессуального законодательства, особенно в области осуществления правосудия по делам в отношении несовершеннолетних с участием присяжных заседателей.
Возрастные и нравственно-психологические особенности современных подростков- правонарушителей, а также сложная криминогенная обстановка в России обусловливают необходимость более конкретных реформ уголовно-процессуального законодательства, особенно в области осуществления правосудия по делам в отношении несовершеннолетних. На современном этапе назрела необходимость создания самостоятельной юстиции для судебного разбирательства дел несовершеннолетних. Данная юстиция в отношении подростков должна быть построена на принципиально новых позициях.
Речь, разумеется, идет о специализированной системе правосудия в отношении несовершеннолетних, называемой ювенальной юстицией.
Термин «ювенальная юстиция» в последние годы все чаще используют российские юристы, особенно те, кто выступает за создание специализированных судов по делам несовершеннолетних, ссылаясь на опыт зарубежных стран и международные стандарты в области правосудия. Например, профессором Р.С. Хисматуллиным был разработан проект Федерального закона России «О Семейных судах по делам несовершеннолетних в Российской Федерации».
В соответствии с Минимальными стандартными правилами Организации Объединенных Наций, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинскими правилами»), в рамках каждой национальной юрисдикции следует предпринять усилия для принятия комплекса законов, которые относятся непосредственно к несовершеннолетним правонарушителям и органам, в функции которых входит отправление правосудия в отношении несовершеннолетних.
Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты прав несовершеннолетних, лишенных свободы, также говорят о необходимости создания системы правосудия в отношении несовершеннолетних. Суды, специализирующиеся на рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних, существуют в ряде стран мира. Впервые ювенальные суды - суды по делам несовершеннолетних - были созданы в штате Иллинойс США в 1899 году и быстро получили распространение по всей стране. Правосудие в этих судах осуществлялось специализированными по делам несовершеннолетних судьями и, что особенно важно, осуществлялось изолированно от правосудия по делам взрослых. Судебный процесс проходил по упрощенной процедуре с тем, чтобы снизить негативное влияние на подростков от участия в рассмотрения дела.
Слушания в ювенальном суде США имеют, в основном, неформальный характер, ограничиваясь иногда беседами между судьей, родителями и несовершеннолетними правонарушителями. Однако в последнее время процедура рассмотрения дел несовершеннолетних приобретает все более формальные черты, нередко ничем не отличаясь от судебной процедуры в отношении взрослых.
В Англии и Уэльсе система специализированных судов по делам несовершеннолетних существует с 1908 года. Следует отметить, что к подсудности судов по делам несовершеннолетних не относится рассмотрение дел о тяжких преступлениях, совершенных подростками. Такие дела рассматриваются судами общей юрисдикции. Законодатели данных государств, вероятно, полагают, что подростки, совершающие тяжкие преступления, не нуждаются в специальной процедуре судопроизводства.
С данным положением трудно согласиться. В силу своих возрастных и нравственно-психологических особенностей несовершеннолетние, даже совершившие тяжкие преступления, требуют особого отношения. Если государство располагает системой специализированных судов по делам несовершеннолетних, к компетенции данных судов целесообразно отнести рассмотрение всех дел в отношении лиц, не достигших совершеннолетия, за исключением дел, относящихся к подсудности вышестоящих судебных инстанций.
В Германии суд по делам несовершеннолетних был создан в 1908 году. Данный суд не являлся автономным, а действовал в составе общего суда, одному из членов которого предоставлялись двойные полномочия. Первое полномочие - рассмотрение всех дел о несовершеннолетних в возрасте от 12 до 18 лет. Второе - опекунское производство в отношении малолетних.
Принятые в 1922 и в 1948 годах в Японии Законы о несовершеннолетних предусматривали создание так называемых судов для несовершеннолетних (впоследствии - Семейных судов). В Семейный суд направлялись все без исключения дела несовершеннолетних. Если в процессе изучения дела суд приходил к выводу, что к несовершеннолетнему целесообразно применить такие же уголовно-правовые меры, как в отношении взрослых, дело возвращалось прокурору. Подобное положение также вызывает возражения. Думается, что компетенция Семейного суда по делам несовершеннолетних должна быть более широкой и предусматривать применение к подросткам-правонарушителям мер уголовно-правового характера.
В настоящее время суды по делам несовершеннолетних существуют в большинстве развитых стран. Деятельность данных судов достаточно успешна.
В России в 1910-1917 годах была создана система судов по делам несовершеннолетних, где функции судьи единолично осуществлял мировой судья. Первый суд по делам несовершеннолетних был создан в Санкт-Петербурге в 1910 году. Законы Российской Империи предусматривали уменьшение тяжести уголовного наказания для несовершеннолетних. Уголовно-процессуальное законодательство содержало нормы о повышенной юридической защите несовершеннолетних по сравнению со взрослыми подсудимыми. При достаточно драматичных событиях эти судебные органы дважды (в 1918 и 1935 годах) были упразднены. Деятельность данных судов оценивалась очень высоко.
Прежде всего, специализация судебных органов по делам несовершеннолетних обеспечила высокий профессиональный уровень судей. Суд, специализировавшийся на рассмотрении дел несовершеннолетних, глубоко и полно исследовал особенности психологии конкретного подростка и истинные мотивы совершения им преступления. Это, несомненно, способствовало качественному рассмотрению данной категории дел.
После принятия в 1938 году Закона о судоустройстве, в котором не была предусмотрена специализация судебных органов, деятельность специализированных судов по делам несовершеннолетних была прекращена, что отрицательно сказалось на осуществлении правосудия. Значительно ухудшилась после этого организация защиты по делам несовершеннолетних.
Анализируя деятельность специализированных судов и развитие правосудия по делам несовершеннолетних в первые годы Советской власти, необходимо констатировать, что отказ от автономной судебной системы для рассмотрения дел несовершеннолетних был ошибочным и привел к невосполнимым потерям. Тем не менее, реформирование правовой системы идет медленно. Структура и полномочия существующей судебной системы не обеспечивают эффективной защиты прав личности в новых сложных условиях. Устаревшие формы судопроизводства делают неэффективной защиту законных интересов и прав граждан.
Создание системы ювенальных судов предусмотрено Указом Президента России от 14 сентября 1995 года, утвердившим «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей» как меры по укреплению правовой защиты детства. Данная необходимость также обусловлена обязательствами, которые взяла на себя Россия по исполнению норм международного права в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации. Российское законодательство приводится в соответствие не только с Конституцией России, но и с принципами и нормами Международного права и Международными договорами.
На современном этапе развития России возможно применение норм международного права, которые стали частью правовой системы нашего государства. Приоритет прав и свобод человека и гражданина закреплен в Конституции Российской Федерации. Пленум Верховного Суда Российской Федерации 14 февраля 2000 года принял Постановление «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних», рекомендовав в судебной деятельности непосредственно применять международно-правовые стандарты и нормы, касающиеся особенностей уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, профилактики их правонарушений, мер по обеспечению интересов несовершеннолетних и защите их прав. Особо подчеркнута необходимость специализации правосудия в отношении несовершеннолетних.
При создании системы специализированных судов по делам несовершеннолетних необходимо также использовать имеющийся опыт, накопившийся в процессе реализации проекта программы развития ООН «Поддержка осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних» (ПРООН).
В 2000 году в Ростовской области побывала делегация Представительства ПРООН в Российской Федерации, которая познакомилась с организацией работы судов, Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Ростовской области, прокуратуры, правоохранительных органов и органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав. Она сделала вывод о том, что названные службы готовы к работе в системе ювенальной юстиции. Было заключено «Соглашение о сотрудничестве» между Ростовским областным судом, Управлением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Ростовской области и Представительством программы развития ООН (ПРООН) в Российской Федерации.
После Москвы и Санкт-Петербурга, в которых проекты ПРООН осуществляются уже несколько лет, Ростовская область стала третьим регионом России, к сотрудничеству с которым приступило Представительство ПРООН. Впервые в соглашении по проекту ПРООН участвует Судебный департамент. Цель проекта – познакомить работников судебной системы, правоохранительных органов, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних с механизмом осуществления правосудия, соответствующим международным стандартам в этой области, а также с накопленным отечественным и зарубежным опытом.
В соответствии с данным проектом с 1 января 2001 года в районных судах введены новые должности - социальные работники при судах. Их задача – оказание помощи судье в исследовании личности несовершеннолетнего, изучении его психологических особенностей, социальной и воспитательной среды, причин и условий совершения преступления, подготовке предложений по мерам воздействия и реабилитации. Для наблюдения за ходом реализации проекта и его поддержки при Ростовском областном суде создан Координационный Совет. Судья при рассмотрении дела о преступлении несовершеннолетнего не ограничивается только вынесением судебного решения, но и принимает меры по выявлению причин преступления, их устранению, оказанию необходимой помощи подростку. Доклады социальных работников о результатах социального обследования и личности несовершеннолетнего оказывают судье незаменимую помощь в судебном разбирательстве.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10