Особенности социально-молодежной политики в странах Скандинавского полуострова
Введение
Молодежь – это та часть населения, которая еще не играет решающей роли в жизни страны, но от которой непосредственно зависит будущее всех остальных социально-демографических групп. Поэтому для государства важно обеспечить полный набор условий, способствующих «хорошему старту» молодежи, своевременной и успешной интеграции в сферу социально-трудовых отношений. В современном мире, переживающем глобальный экономический кризис, вхождение молодежи в общество, занятие ею достойного места на рынке труда особенно сложно. Кроме того, возникли серьезные проблемы, связанные со здоровьем молодежи, ее социальным самочувствием и экономическим положением. Серьезные опасения вызывает употребление молодыми людьми психоактивных веществ, раннее начало половой жизни, распространение различных форм девиантного поведения. Все эти и многие другие проблемы молодежи должны являться объектом пристального внимания правительства, озабоченного качеством жизни страны как в настоящий момент, так и в долгосрочной перспективе.
Особенно остро стоит молодежный вопрос в России, которая в ходе экономических и политических преобразований конца прошлого века утратила большую часть многолетнего опыта работы с молодежью, в то время как количество проблем подрастающего поколения неуклонно растет. Например, по данным статистики, 40% детей в нашей стране рождаются больными, причем по мере взросления потенциал здоровья молодого поколения не возрастает, а постоянно снижается, в результате чего школу оканчивают абсолютно здоровыми менее 10% юношей и девушек.
Поэтому в нашей стране необходима тщательная разработка программ молодежной политики, направленной на решение всего спектра проблем молодежи. В связи с этим актуальным представляется изучение опыта организации работы с молодежью в тех странах, которые добились в этой сфере ощутимых успехов. Социал-демократическая модель социальной политики, реализуемая в странах северной Европы, несомненно, позволяет добиться очень высоких результатов в решении проблем молодежи.
Целью настоящей курсовой работы является выявление особенностей молодежной политики в странах северо-западной Европы.
Достижение данной цели осуществляется через решение следующих задач:
1. Определить сущность понятия «социальная политика» как родового для молодежной политики.
2. Установить особенности молодежи как социально-демографической группы и ее основные социальные проблемы.
3. Определить содержание молодежной политики как направления государственной социальной политики.
4. Установить общие характеристики социальной политики стран северо-западного региона зарубежной Европы.
5. Выделить общие и особенные черты молодежной политики страны северо-западной Европы.
Объектом настоящей работы является молодежная политика как направления социальной политики.
Предмет работы – общее и особенное в молодежной политике стран северо-западной Европы.
Основным методом исследования является сравнительный анализ литературных источников.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть полезны для специалистов различных ведомств, реализующих на местном уровне государственную молодежную политику.
1. Социально-молодежная политика как элемент системы социальной защиты населения
1.1 Социальная политика, ее сущность и основные направления
Наиболее значимой детерминантой самодвижения социальной сферы является социальная политика. Именно социальная политика призвана решать проблему соотношения экономического развития и сохранения социальных гарантий, уменьшая противоречия в экономических и социальных процессах, протекающих в большей или меньшей мере стихийно.
Социальная политика – одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношений, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы. Именно она обеспечивает взаимодействие всех сфер жизнедеятельности общества в решении социальных проблем, проявляя свои свойства: универсальности (всеохватывающий характер воздействия социальной политики на все стороны социального воспроизводства людей); включенности (возможность проникать во все сферы жизнедеятельности) и атрибутивности (способность сочетаться с любыми общественными отношениями, общественными феноменами и сферами). Социальная политика – многогранный процесс и структурно сложное явление. Только по одному-двум показателям и критериям, пусть и очень важным, например, уровню заработной платы, безработицы и т.п., проблематично давать реальную и исчерпывающую оценку ее состояния.
Реальная социальная политика определяется свойствами, сложившимися в истории, конкретными условиями эпохи, особенностями экономического, политического и культурного развития общества, вероятностными и информационными факторами ее формирования.
Под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) обычно понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исходят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики – государственная, региональная, корпоративная и т.д. Такой терминологический подход имеет право на существование и его нельзя исключать, но он не дает возможности для более глубокого сущностного понимания этого социального явления. При таком узком толковании социальной политики, например, отсутствие мер и мероприятий позволяет делать вывод об отсутствии социальной политики как таковой. Социальная политика всегда имеет место не только чисто с теоретических позиций, но и в практической жизни. Другое дело, социальная политика может быть, к сожалению, ошибочной, слабой, деформированной и т.д., ибо в широком смысле и с научных позиций – это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель – человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом.
Социальная политика разрабатывается и реализуется посредством соблюдения ряда основных принципов: социальная справедливость; эгалитаризм, понимаемый как равенство социальных, личных прав, правовых возможностей, но не фактическое равенство материального положения, невозможное в принципе; социальная дифференциация; адресность поддержки слабозащищенных слоев населения; защита всех категорий населения от стихийных явлений, негативных факторов общественной жизни – инфляции, безработицы, роста цен и пр.; социальное партнерство; социальное равновесие, при котором исключаются острые конфликты между различными слоями и группами населения; поддержание стабильности в обществе, без которой невозможна мобилизация усилий государства и всей общественности по реализации различных социальных программ; толерантность как проявление понимания, сочувствия, внимания к социально незащищенным слоям населения; максимизация прожиточного минимума как стартовой основы при оказании социальной помощи и защиты; гражданский мир и согласие различных слоев, групп населения, партий, других общественных организаций и объединений, могущих своими действиями упрочить консенсусные и скоординированные основы социальной политики.
Многообразие объектов социальной политики, ее задач и направлений может быть отражено в понятии о ее типах. Выделяется несколько основных типов социальной политики, каждый из которых имеет свою структуру:
1. Государственно-территориальный тип социальной политики. В данном случае структура политики будет определяться административно-территориальным делением государства. Так в РФ с этой точки зрения можно выделить федеральную, региональную и муниципальную социальную политику. Таким образом, структурированная социальная политика будет осуществляться с учетом географических и климатических условий регионов, численностью населения в них, его социально-культурными особенностями и т.д. Как отмечает Е.И. Холостова, «рассмотрение социальной политики, осуществляемой в системе уровней государственного устройства позволяет утверждать, что деятельность по ее разработке и реализации будет продуктивной только в том случае, если все уровни будут действовать в единстве целей и средств, если будет последовательно проведено структурирование полномочий и обязанностей по каждому из уровней с созданием их непротиворечивой системы, и если всегда будет учитываться комплексность социальной политики».
2. Сферный тип социальной политики. Сферный подход охватывает всю жизнедеятельность общества и все функции государства, причем ряд элементов в рамках такой структуры являются «пограничными», лежат на стыке социальной сферы и смежных областей деятельности. Объект и предмет сферного типа социальной политики являются далеко не линейными, а многоуровневыми и системными. Они совпадают с главными элементами, блоками и структурами, входящими в крупный единый комплекс – социально-трудовую сферу (СТС) – систему взаимосвязанных компонентов и частей (частных сфер), среди которых:
• отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм, жилищно-коммунальный сектор и т.д.);
• рынок труда, занятость, безработица;
• социальное партнерство;
• социальная защита;
• оплата и охрана труда;
• социальное страхование;
• пенсионная система и др.
Поэтому, проводя социальную политику, важно равномерно учитывать все поле ее охвата, не увлекаясь одними направлениями и не забывая другие участки. Вряд ли можно признать сильной и правильной социальную политику, в рамках которой ее субъекты обращают свое внимание лишь на развитие образования, культуры и т.п. и не уделяют его проблемам занятости, мотиваций, пенсионного обеспечения и т.д.
3. Демографический тип социальной политики. Для данного типа характерна ориентация на различные социально-демографические группы населения. С одной стороны, такой подход позволяет рассмотреть в различных группах населения нечто особенное, то что отличает их от других. С другой стороны, он позволяет сосредоточить в едином содержательном и организационном блоке все проблемы, касающиеся конкретной социально-демографической группы и наметить пути их разрешения, независимо от того, к деятельности какого ведомства они относятся.
В то же время, использование данного подхода связано с определенными рисками. Концентрация внимания на одной категории нуждающихся граждан или на небольшом их количестве обычно бывает вызвана дефицитом социально-экономических ресурсов, невозможностью организации всеохватной социальной политики, стремлением обеспечить выживание особо уязвимых слоев. Однако такой подход может обернуться отсутствием единой социальной политики, дроблением социальных усилий на отдельных направлениях, что ограничивает их действенность. Так, планируя политику в отношении пожилых людей, нельзя забывать о том, что проблемы старшего поколения закладываются в детстве, укореняются в зрелом возрасте и лишь проявляются в пенсионные годы. Можно сказать, что такой подход ориентирован скорее на выживание определенных групп населения, чем на социальное развитие всего общества.