Особенности социально-молодежной политики в странах Скандинавского полуострова

Тем не менее, именно демографический подход в соответствии с темой данной работы должен быть использован в качестве ее методологической основы. Учитывая рассмотренные его особенности, необходимо понимать, что социально-демографический подход в социально и экономически развитых странах северной Европы не является основным для структурирования социальной политики. В данных государствах преобладают территориальный и сферный типы политики. Поэтому молодежная политика там обычно не выделяется как один из центральных элементов социальной политики, а как бы растворяется в основных социальных сферах.


1.2 Молодежь как социальная группа, ее социальные проблемы


В отечественном обществоведении долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа: выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве.

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано В.Т. Лисовским: «Молодежь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: «Молодежь–социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации». В источниках по социальной работе можно встретить такие определения: «молодежь – это социально-демографическая группа, в возрасте от 14 до 30 лет – от наступления физической зрелости до достижения трудовой и социальной стабильности (приобретение профессии, экономической самостоятельности), создания семьи и рождения детей»; «молодежь – это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества».

К своеобразию особенностей социального состава молодого поколения (в силу его переходного положения, а также вследствие изменений, происходящих в самом обществе) необходимо отнести:

во-первых, наличие значительной доли молодежи (учащиеся, студенты), не имеющей в полном смысле слова собственного социального положения и характеризующейся либо своим прошлым социальным статусом – социальным положением родительской семьи, либо своим будущим статусом, связанным с профессиональной подготовкой;

во-вторых, то, что социальные особенности различных групп молодежи определяются не только их формальной принадлежностью к различным структурам общества, но и непосредственной включенностью в массовые движения. Образуемые таким образом социокультурные модели масс молодежи (неформальные, движенческие, когортные и т.д.) существенно различаются.

Разные авторы выделяют различные характеристики молодежи как социальной группы. Так, указывается, что отличительными чертами современной молодежи является то, что она, как правило, более образована, владеет новыми профессиями, является носителем нового образа жизни и социального динамизма. Кроме того, особенности молодежи на современном этапе определяется не только способностью молодого поколения наследовать и воспроизводить сложившуюся на момент ею становления социальную структуру общественных отношений, но и участвовать в ее активном совершенствовании и преобразовании.

Т.С. Зубкова и Т.В. Тимошина выделяют следующие характеристики молодежи, определяющие ее роль в обществе: большая потенциальная общественная энергия; способность видеть и остро воспринимать все негативные черты общества на каждом этапе его развития; потребность в переменах и уверенность в своих возможностях произвести их; максимализм и несклонность к компромиссам; отсутствие жизненного опыта; потребность в сильном лидере; неумение адекватно и объективно оценивать себя и других.

Таким образом, как относительно самостоятельная социально-демографическая группа молодежь имеет свою специфику, требующую пристального анализа, разработки специальных концепций и теорий среднего уровня. Учитывая относительность самостоятельности молодежи как социально-демографической группы, необходимо, во-первых, не отрывать эту группу от общества, частью которого она является, а во-вторых, акцентировать внимание на том, что характер возрастных, социально-психологических и физиологических особенностей, специфических интересов и потребностей молодежи социально обусловлен, и они могут быть конкретно интерпретированы лишь в более широком общественном контексте. Поэтому и молодежные проблемы, ставшие предметом научного анализа, принято подразделять на две большие группы:

1. Специфически молодежные социальные проблемы: определение сущности молодежи как общественной группы, ее роли и места в воспроизводстве общества; установление критериев ее возрастных границ; изучение запросов, потребностей, интересов и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, анализ социальных аспектов деятельности неформальных объединений и движений молодежи.

2. Проблемы, которые являются общесоциологическими и в то же время либо преимущественно касаются молодежи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфическое проявление в молодежной среде (особенности воспитания молодежи, эффективность его различных форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности молодежи, ее роль и место в структурах власти и т.д.).

Наиболее значимые социальные проблемы молодежи связаны с «жизненным стартом» – с получением образования, началом трудовой жизни, формированием семьи, профессиональным ростом и продвижением. В современном обществе обозначенные проблемы обострились из-за ускорения темпов развития, несовпадения зрелости физиологической, которая наступает раньше (акселерация), и социальной, которая, напротив, затягивается, главным образом в связи с ростом продолжительности учебы. К таким проблемам можно отнести проблему равных образовательных возможностей, проблему занятости и трудоустройства, проблему организации досуга, проблему социализации и социальной идентификации и т.д.


1.2 Молодежная политика как направление социальной политики


В настоящее время термином «молодежная политика» обозначают ряд государственных и социальных функций, осуществляемых в отношении молодого поколения. В.Т. Лисовский и его соавторы выделяют несколько аспектов в понимании данного термина.

Во-первых, это очень широкая, многофункциональная политика, включающая большой перечень мер, которые затрагивают прямо или косвенно молодое поколение с момента рождения и до 29 лет (детские сады, поддержка семьи, образование, социальное обеспечение, занятость, жилье, свободное время, обязательная воинская служба и т.д.).

Во-вторых, под «молодежной политикой» подразумевается деятельность специализированных центральных правительственных и муниципальных (местных) учреждений, комитетов, комиссий по делам молодежи. Они совместно с другими структурами решают частные вопросы, касающиеся проблем молодежной безработицы, преступности среди подростков, социальной незащищенности молодей семьи.

В-третьих, термин «молодежная политика» охватывает только политику в сфере свободного времени и образования молодежи. В некоторых регионах комитеты по делам молодежи объединены с соответствующими комитетами по спорту и физической культуре, что отражает прямолинейное и узкое понимание сути молодежной политики на данной территории.

Как узкое, так и широкое трактование сути молодежной политики подвергаются критике со стороны ученых и практиков. Такие подходы приводят или к сужению содержания этого вида социальной политики или к ее «размыванию» в других социально-экономических вопросах, решаемых правительственными и муниципальными органами в отношении различных категорий населения.

Молодежная политика – это своего рода «молодежный срез» государственной (общенациональной), муниципальной (региональной районной), социально-экономической политики. Она может осуществляться также частными, общественными организациями и фондами. Это система мер по «завоеванию», удержанию и поддержанию определенного социального (экономического правового, политического, этнического, культурологического и т.д.) статуса молодежи, которая в силу тех или иных причин оказывалась или может оказаться в перспективе в трудном, ущемленном положении по сравнению с другими группами (слоями) населения и при этом только собственными силами не в состоянии улучшить свое положение.

Таким образом, цель молодежной политики заключается в создании благоприятных экономических и политических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество жизни молодежной популяции (не в ущерб жизнедеятельности других групп и слоев общества). Цель определяет две взаимосвязанные задачи:

– создание объективных условий для цивилизованного социального становления и развития подрастающего поколения (как объекта молодежной политики);

– создание благоприятных условий для инновационной, самостоятельной деятельности молодежи в различных сферах общества и в интересах самого общества; практической отработки новых общественных отношений и форм социальной жизнедеятельности молодежи (как субъектов политики).

Можно утверждать, что государственная молодежная политика – это интегрирование отдельных программ и проектов, касающихся молодежи, в единое целое при усилении регулирующей роли современного государства.

Традиционно выделяются следующие направления молодежной политики:

–                   обеспечение соблюдения прав молодежи;

–                   обеспечение гарантий в сфере труда и занятости;

–                   государственная поддержка молодой семьи;

–                   гарантированное предоставление социальных услуг;

–                   поддержка талантливой молодежи;

–                   формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи;

–                   поддержка деятельности молодежных и детских объединений;

–                   содействие международным молодежным обменам.

Указывается, что система формирования и реализации государственной молодежной политики включает три основных направления деятельности: социальное законодательство; государственное регулирование; плановое и финансовое обеспечение.

В ряде стран Запада молодежная политика рассматривается как составная часть стратегии социально-экономического развития, причем речь идет не только о расходах на конкретные молодежные программы, а об инвестициях, направленных на подготовку новой рабочей силы, на развитие производительных сил в целом. Такой подход к молодежной политике имеет конечной целью всестороннее развитие личности молодых людей, их привлечение к сознательному и активному участию в жизни общества и государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты