Все 460 финских коммун поделены на категории, в зависимости от сложившегося уровня обеспечения и необходимой поддержки и получают соответствующие субсидии от государства, размер которых в 90-х гг. колебался от 29 до 63% всех расходов коммуны на здравоохранение и социальную помощь.
Финская система социального обеспечения имеет три основных элемента: профилактическая политика социального обеспечения и здравоохранения, социальные услуги и услуги здравоохранения и третий – социальное страхование.
В целом за время своего существования социальная политика Финляндии прошла три этапа децентрализации. На первом этапе происходила передача прав на ее осуществление от государства к регионам и коммунам, на втором – от коммун к микрорайонам и общинам, а на третьем – коллективам граждан и даже отдельным лицам.
Шведская модель социальной защиты отличается универсальностью, т.е. охватом всех слоев населения. Основным принципом этой модели является принцип солидарности, который состоит в том, что все граждане равным образом и независимо от социального статуса принимают участие в финансировании системы социальной защиты, внося соразмерный своим доходам вклад. Швеция – страна с одним из наиболее высоких показателей числа социальных работников на душу населения в мире. Число профессиональных социономов в стране оценивается в 18 тыс. человек, причем вузы страны осуществляют ежегодный выпуск около 1000 специалистов. Кроме того, в Швеции насчитывается несколько сотен тысяч социальных работников без высшего образования.
В социальном законодательстве Швеции реализован интегральный подход к социальному обслуживанию как сфере деятельности, в которой взаимодействуют социальные службы, муниципальные и губернские власти, семьи и отдельные граждане с учетом факторов окружающей их обстановки. Вопросы социального и медицинского обслуживания, как и в Финляндии, относятся к компетенции муниципальных и областных властей. Основная обязанность по социальному обслуживанию граждан возложена на муниципалитет, на территории которого они постоянно проживают.
В каждом муниципалитете за социальное обслуживание отвечает комитет социальной помощи, который при желании может организовывать и районные комитеты. Работа в муниципальных и районных комитетах ведется по следующим направлениям:
– Планирование и проектирование коммунального обслуживания в социальной сфере.
– Улучшение социальных условий конкретных групп населения.
– Индивидуальная работа с отдельными лицами и семьями по конкретным проблемам.
Система социального обеспечения в Швеции гарантирует каждому гражданину возможность достойного существования и уверенность в социальной защищенности. Благодаря национальной солидарности и высокому уровню самосознания оказалось возможным проводить налоговую политику, которая в сочетании с социальной образует механизм равномерного распределения личных доходов граждан.
Норвегия – это государство всеобщего благополучия со смешанной экономикой, основанной на значительных доходах от производства бензина. Финансирование социальной сферы в стране составляет около 30% государственного дохода, каждый десятый трудящийся занят в социальной сфере или сфере здравоохранения. Организация социальной защиты основана на выделении трех уровней: государственного, регионального, муниципального.
В Норвегии существует три основных типа социальных служб: государственная служба, финансирование которой осуществляется на бюджетной основе. Службы регионального уровня, получающие финансовую поддержку от крупных организаций или правительства; социальные службы, образованные в результате частых начинаний и финансируемые частными лицами или общественными организациями, движениями, церковью. Таких служб в Норвегии большинство.
Выделяются следующие приоритетные направления социальной политики в Норвегии: социальное страхование и пенсионное обеспечение; контроль употребления алкоголя; защита детей; охрана здоровья населения.
Коммуны в Норвегии обязаны оказывать экономическую помощь людям, которые не состоянии сами обеспечивать себя материально или заботиться о себе. В каждой коммуне есть служба, которая оказывает социальную помощь.
Социальная служба по определенным условиям выдает пособия ходатаям, которым они нужно для преодоления трудной жизненной ситуации и адаптации к ней. Помощь, в основном, дается в такой форме, чтобы она содействовала данному лицу стать независимым в течении приемлемого времени. Социальная служба несет расширенную информационную ответственность, дает информацию, советы и руководящие указания, которые могут содействовать решению или предотвращению социальных проблем. Если социальная служба сама не может оказать такую помощь, она по мере возможности должна проследить за тем, чтобы ее оказали другие.
В заключение обзора социальной политики скандинавских стран следует сказать, что несмотря на значительные успехи достигнутые в области социального обеспечения и защиты, в современных условиях мирового кризиса даже скандинавские модели зачастую дают сбой.
2.3 Сравнительный анализ подходов к решению проблем молодежи в отдельных государствах северо-западной Европы
Основной причиной формирования молодежной политики как отдельного направления социальной политики является трудность процесса социализации молодых людей в современных условиях. Некоторая часть молодых людей выпадает из общего процесса адаптации, пополняет ряды маргинальных элементов, становясь очагом социальной дестабилизации и преступности. Молодежная политика в странах северной Европы ориентирована как на молодежь в целом, так и на проблемную ее часть. Молодежь, как правило, условно разделяется на группы (от 14–18 лет до 25–27 лет), что позволяет более точно адресовать мероприятия в зависимости от возраста.
Общая цель молодежной политики различных скандинавских государств – содействие бесконфликтной интеграции молодых людей в общество. За 10–12 лет пребывания в молодежной возрастной группе необходимо получить образование, овладеть профессиональными навыками, усвоить свои права и обязанности, пройти курс гражданского и нравственного воспитания, чтобы вступить в самостоятельную жизнь как полноценная сознательная личность.
В национальных концепциях молодежной политики европейских стран можно выделить 2 основные стратегии. Первая основана на ведущей роли государства, а вторая – на паритете государства и структур гражданского общества. В странах Скандинавского п-ова традиционно реализуется вторая из названных стратегий.
Среди скандинавских стран Финляндия занимает особое место. Экономические успехи этой страны достигнуты благодаря некоторым особенностям финской социально-экономической модели и таким чертам национального характера как трудолюбие, основательность, законопослушание, склонность к разумному потреблению, к инновационной деятельности, высокий престиж образования и профессионального обучения, а также готовность к постоянному самосовершенствованию и т.д.
В Финляндии молодежная работа делится на собственно гражданскую работу молодых людей и различные общественные меры, направленные на улучшение условий деятельности молодежи, что дополняется сервисными услугами, связывающими эти два сектора. Согласно Закону о молодежи (72/2006), за общую разработку молодежной политики и работу с молодежью отвечает Министерство образования.
Работа с молодежью акцентируется на сотрудничестве со школьными сообществами. Среди их ключевых партнеров Отдел общего образования департамента Министерства образования и научной политики и Национальный Совет по образованию. Их общая сфера деятельности охватывает жизнь школьников после уроков, грамотность школьников в области средств массовой информации и демократии, а также различные проекты по расширению возможностей молодежи (2003–2007 гг.). Ответственность за образование и обучение в молодежной работе лежит на Отделах Министерства по университетскому, политехническому и профессиональному образованию.
В настоящее время финские законы, регулирующие высшее образование, кроме традиционных видов деятельности, ставят перед высшей школой новую задачу – контролировать окружающую среду и потенциальный рынок труда. Решение этой проблемы достигается путем усиления контактов с местными компаниями и фирмами, общественными и частными организациями как непосредственными заказчиками на подготовку соответствующих специалистов. Почти каждый вуз имеет специальную службу занятости для студентов, ее сотрудники обязаны изучать ситуацию на рынке труда. Кроме того, существуют национальные агентства, которые исследуют тенденции в этой сфере на национальном уровне. Усиление влияния государства на систему высшего образования, повышение требований к специалисту и его положению на рынке труда обусловило одну из ведущих тенденций университетского образования – возрастание его профессиональной ориентации.
Основными организациями, занятыми в молодежное работы общественного сектора – это местные власти (муниципалитеты). Их обязанности определены в Законе о молодежи, но муниципальное учреждение по своему усмотрению определяет объем и проводит реализацию сервисов. На 1.01.2006 г. в Финляндии существовало 432 муниципальных учреждения.
В целях расширения гражданской и общественной активности молодых людей, определенной в Законе о молодежи в Финляндии (2006 г.) созданы 69 национальных молодежных организаций и национальных служб по организации молодежной работы и 37 национальных организаций по молодежной работе, получающих рабочие субсидии от Министерства образования. Кроме того, Министерство образования выделяет рабочие субсидии районным организациям.
Как и в других скандинавских странах, в Финляндии ведется активная борьба с наркотиками, которая является важным аспектом молодежной политики этих стран. Однако в этой стране паника в обществе не достигла того размаха, как в других скандинавских странах. Это связано со следующими факторами: во-первых, Финляндия занимает окраинное положение и поэтому все новые «веяния» доходят туда с опозданием; во-вторых, в Финляндии долгое время проблемой номер один был алкоголизм, поэтому наркотики отходили на второй план; в-третьих, решение большой части финских проблем с наркотиками берет на себя соседняя Швеция, в которой борьба с наркоманией – ведущий национальный приоритет.
Как и в других скандинавских странах, в Финляндии имеет место активное вовлечение молодежи в политическую жизнь страны. В Парламенте Финляндии регулярно один раз в два года (с 1998 года) собирается «Молодежный парламент». 17 марта 2006 г. состоялось пленарное заседание «Молодежного парламента», что стало одним из ключевых событий в рамках столетнего юбилея финского парламента. «Молодежный парламент» организован совместно с Центром школьных клубов.
Парламент Финляндии проводит «игры в законодателей» – инновационный способ обучения законотворческой деятельности, навыкам парламентаризма и политики. Участники игры узнают, как готовятся и принимаются законы, как проходит рабочий день членов парламента. Игра может проводиться на финском или шведском языке в гостевом центре; также возможно проведение игры в режиме он-лайн на сайте парламента.
Норвежские органы власти на протяжении многих лет уделяли большое внимание тому, чтобы обеспечить активную роль детей и молодежи в развитии общества. Как государственное законодательство, так и ратифицированная Конвенция ООН о правах ребенка поддерживают право детей и молодежи на высказывание собственного мнения и право на то, что это мнение будет услышано. Благодаря этому дети и молодежь получают возможность оказывать воздействие на свою жизнь и получают стимул для активного участия в жизни общества.