Особенности трудового договора педагогических работников с учителями общеобразовательных школ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
На тему: «Особенности трудового договора педагогических работников с учителями общеобразовательных школ»
Введение
На основе теоретико-практического анализа нормативно-правовых положений прошлых лет и ныне действующего законодательства мы проведем исследование указанной темы.
Актуальность данной темы в настоящее время заключается в том, что сейчас заключение трудовых отношений между работником и работодателем широко распространены и часто возникают проблемные вопросы применения законодательства, как в теории, так и в практике.
В основном проблемные вопросы возникают по поводу исполнения трудовых обязательств, как со стороны работника, так и со стороны работодателя.
Объектом исследования являются трудовые отношения, складывающиеся по поводу реализации и применения, закрепленных в Трудовом законодательстве Российской Федерации норм гарантий исполнения условий по трудовому договору.
Предмет исследования – правовые нормы, определяющие основания и порядок регулирования трудовых отношений.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основании теоретико-практического анализа нормативно-правовых положений прошлых лет и ныне действующего законодательства, разработок иных отраслей научного знания изучить историю развития норм о трудовом договоре с различными категориями граждан, в том числе и с педагогическими работниками различных направлений, а так же изучить проблемные вопросы теории и судебной практики, возникающих при применении норм об исполнении сторон своих обязательств.
Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:
– исследовать понятия, используемые законодателем в области регулирования норм о трудовых отношениях с педагогическими работниками общеобразовательных школ;
– выработать практические предложения по совершенствованию правового регулирования норм трудового договора;
– предложить пути решения проблемных вопросов, возникающих в теории и практике.
Материальную основу любого общества составляет трудовая деятельность людей. Труд является независимым от любых общественных форм условием существования человека, и составляет его вечную естественную необходимость.
Назначение права также состоит в том, чтобы путем регламентации меры труда и меры вознаграждения за труд обеспечить справедливое распределение между членами общества, как самого труда, так и его результатов.
На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.
Формирование российского трудового законодательства имеет ряд специфических особенностей, обусловленных сложностью и исключительной важностью заключения трудовых договоров с педагогическими работниками.
Локальные нормы права призваны обеспечить наибольшую эффективность трудового законодательства в конкретных условиях производства.
К педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации
Основным отраслевым источником трудового права в настоящее время является Трудовой кодекс, принятый 21 декабря 2001 года. Это новый и относительно революционный правовой акт.
Значение этого кодекса, как основного отраслевого закона состоит в том, что он обеспечивает единый подход к регулированию трудовых и непосредственно (тесно) связанных с ними отношений, устанавливая, что трудовые нормы, содержащиеся в иных законодательных актах не должны противоречить нормам Кодекса.
Потребность в правовом регулировании труда определяется, как известно, объективными условиями развития общества. В нынешней России ощущается острая потребность в таком типе трудового права, который закрепил бы принципы демократии, гуманизма и справедливости в сфере трудовых отношений, максимально содействовал их переходу к рыночному характеру, как по форме, так и по содержанию.
Источниками информации для написания работы по теме «Особенности трудового договора педагогических работников с учителями общеобразовательных школ» послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных данной тематике, справочная литература, прочие актуальные источники информации.
1. Понятие трудового договора
Трудовой договор – это соглашение, которое заключают между собой работник и работодатель и, согласно которому, работник обязуется выполнять работу по определенной специальности, соответствующей его квалификации, а работодатель, в свою очередь, обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечить его условиями труда, соответствующими трудовому законодательству РФ.
По сути, трудовой договор это не что иное, как соглашение между работодателем и работником, по которому у сторон возникают взаимные права и обязанности, однако на самом деле трудовой договор обеспечивает работника социальными гарантиями и более выгоден сотруднику, чем работодателю, в отличие от гражданско-правового договора.
Стоит обратить внимание, что в недавнем времени внесение изменений в трудовой договор претерпело некоторые изменения, таким образом, теперь в трудовом договоре указывают:
– фамилию, имя и отчество работника;
– фамилию, имя и отчество работодателя, заключившего трудовой договор;
– документы, удостоверяющие личность работника и работодателя;
– ИНН (для работодателей);
– дату и место заключения трудового договора.
В то время как ранее в трудовом договоре указывали только:
– фамилию, имя и отчество работника;
– фамилию, имя и отчество работодателя, заключившего трудовой договор.
Согласно трудовому договору, работодатель обязан:
– предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции;
– обеспечить условия труда, предусмотренные ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права;
– своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату.
Согласно трудовому договору, работник обязан:
– лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию;
– соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка (Ст. 56 ТК РФ)
Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается обеими сторонами. Один экземпляр передается работнику, а второй остается у работодателя.
Трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним договор в письменной форме не позднее трех дней с момента допуска к выполнению трудовой функции.
Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня фактического допущения работника к выполнению трудовых обязанностей.
Существенными являются такие необходимые условия трудового договора, без согласования которых заключение такого договора невозможно.
Итак, в трудовом договоре указываются:
– фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя – физического лица);
– место работы (с указанием структурного подразделения);
– дата начала работы;
– наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или трудовая функция. В ст. 57 ТК РФ специально оговаривается, что искажение наименования профессии (должности) с целью исключить или уменьшить расходы по предоставлению льгот или гарантий работникам будет расцениваться как нарушение трудового законодательства со всеми вытекающими последствиями;
– права и обязанности работника;
– права и обязанности работодателя;
– характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
– режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в организации);
– условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
– виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.
Статья 64 ТК РФ предусматривает определенные гарантии работнику при заключении трудового договора.
При приеме на работу работодатель обязан ознакомить работника с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка, иными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника, коллективным договором. [1]
1.1 Порядок приема на работу и оплата труда
Для работников, не относящихся к педагогическому и руководящему составу общеобразовательного учреждения, действует обычный порядок – подписание трудового договора и издание приказа о приеме на работу. Для иных работников законодательством предусмотрена более сложная процедура.
В случае мотивированного отказа органа управления образованием утвердить кандидатуру, избранную на ту или иную должность государственного учебного заведения, проводятся новые выборы.
На педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе.
Работники общеобразовательного учреждения должны соответствовать требованиям квалификационных характеристик и обязаны выполнять устав общеобразовательного учреждения.
Руководители государственных и муниципальных образовательных учреждений других видов, как следует из ст. 35 Закона РФ «Об образовании», в соответствии с уставом образовательного учреждения могут быть:
– избраны коллективом образовательного учреждения;
– избраны коллективом образовательного учреждения при предварительном согласовании кандидатуры (кандидатур) с учредителем;
– избраны коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем;
– назначены учредителем;
– наняты учредителем.
В этой связи заметим, что первые 4 из указанных процедур, предшествующих заключению трудового договора с руководителем учебного заведения, в полной мере соответствуют положениям ст. 16 Трудового кодекса РФ. Что же касается случая, когда руководитель нанимается учредителем, то он, по нашему мнению, не вполне соотносится с положениями ст. 20 ТК РФ и 56 Закона РФ «Об образовании», по смыслу которых работодателем для работников образовательного учреждения, включая и его руководителя, является самообразовательное учреждение. В данном же случае получается, что работодателем руководителя учебного заведения будет выступать учредитель этого учреждения.