Особенности трудового договора педагогических работников с учителями общеобразовательных школ

Особенности заключения и прекращения трудовых договоров на замещение должностей педагогических работников в среднеобразовательных учебных заведениях устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации. [5]


2.1 Замещение педагогического работника


Трудовые договоры на замещение должностей педагогических работников в среднеобразовательном учебном заведении могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора.

Заключению трудового договора на замещение должности педагогического работника в среднеобразовательном учебном заведении, а также переводу на должность педагогического работника предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.

Конкурс на замещение должности педагогического работника, занимаемой работником, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, проводится один раз в пять лет.

В целях сохранения непрерывности учебного процесса допускается заключение трудового договора на замещение должности педагогического работника в учебном заведении без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности при приеме на работу по совместительству или в создаваемые высшие учебные заведения до начала работы ученого совета – на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, – до выхода этого работника на работу.

Не проводится конкурс на замещение педагогических работников:

– должностей педагогических работников, занимаемых беременными женщинами;

– должностей педагогических работников, занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет.

Положение о порядке замещения должностей педагогических работников утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Если работник, занимающий должность педагогического работника в общеобразовательных учреждениях по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, по результатам конкурса, предусмотренного ч. 3 настоящей статьи, не избран на должность или не изъявил желания участвовать в указанном конкурсе, то трудовой договор с ним прекращается в соответствии с пунктом 4 статьи 336 настоящего Кодекса.

При избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности педагогического работника новый трудовой договор может не заключаться. В этом случае действие срочного трудового договора с работником продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.

При переводе на должность педагогического работника в результате избрания по конкурсу на соответствующую должность срок действия трудового договора с работником может быть изменен по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.

До истечения срока избрания по конкурсу, предусмотренному частью третьей настоящей статьи, или в течение срока срочного трудового договора в целях подтверждения соответствия работника занимаемой им должности научно-педагогического работника может проводиться аттестация (ч. 2 ст. 81 настоящего Кодекса). Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности педагогических работников, утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Например, в государственных и муниципальных высших учебных заведениях должности ректора, проректоров, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста шестидесяти пяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

По представлению ученого совета государственного или муниципального среднеобразовательного учебного заведения работник имеет право продлить срок пребывания в данной должности до достижения ими возраста семидесяти лет.[6]


2.2 Основания прекращения договора с педагогическим работником


Трудовые договоры на замещение должностей педагогических работников в среднеобразовательном учебном заведении могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора.

Заключению трудового договора на замещение должности педагогического работника в среднеобразовательном учебном заведении, а также переводу на должность научно-педагогического работника предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.

Конкурс на замещение должности педагогического работника, занимаемой работником, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, проводится один раз в пять лет.

В целях сохранения непрерывности учебного процесса допускается заключение трудового договора на замещение должности педагогического работника в учебном заведении без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности при приеме на работу по совместительству или в создаваемые высшие учебные заведения до начала работы ученого совета – на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, – до выхода этого работника на работу.

Не проводится конкурс на замещение:

– должностей педагогических работников, занимаемых беременными женщинами;

– должностей педагогических работников, занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет.

Положение о порядке замещения должностей педагогических работников утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Если работник, занимающий должность педагогического работника по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, по результатам конкурса, предусмотренного частью третьей настоящей статьи, не избран на должность или не изъявил желания участвовать в указанном конкурсе, то трудовой договор с ним прекращается.

При избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности педагогического работника новый трудовой договор может не заключаться. В этом случае действие срочного трудового договора с работником продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.

При переводе на должность педагогического работника в результате избрания по конкурсу на соответствующую должность срок действия трудового договора с работником может быть изменен по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.

До истечения срока избрания по конкурсу, предусмотренному частью третьей настоящей статьи, или в течение срока срочного трудового договора в целях подтверждения соответствия работника занимаемой им должности педагогического работника может проводиться аттестация – Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности педагогических, педагогических работников, утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Таким образом, в заключение можно отметить, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании трудового договора, который в свою очередь является соглашением сторон по основным (существенным) его условиям. Трудовые договоры заключаются в письменном виде в двух экземплярах и хранятся у каждой из сторон. Изменения условий договора могут производиться только в письменном виде. В случае невыполнения условий договора одной из сторон, другая сторона может обжаловать нарушенное право в комиссии и по трудовым спорам или в суде.

Работники общеобразовательного учреждения должны соответствовать требованиям квалификационных характеристик и обязаны выполнять устав общеобразовательного учреждения.[7]



Заключение


Данная контрольная работа посвящена теме «Особенности трудового договора педагогических работников с учителями общеобразовательных школ».

На основе теоретико-практического анализа нормативно-правовых положений прошлых лет и ныне действующего законодательства мы провели исследование указанной темы.

Подведя итог настоящего исследования можно с уверенностью сказать, что при заключение договоров с педагогическими работниками общеобразовательных школ в отношении каждой из сторон, законодатель установил особые правила регулирования.

С этой целью некоторые положения об Особенностях трудового договора педагогических работников с учителями общеобразовательных школ были объединены в Трудовом Кодексе Российской Федерации, в отдельном параграфе исходя из специфики его предмета, предопределяющей особенности трудового договора педагогических работников с учителями общеобразовательных школ.

Анализируя содержание трудового договора, оплату труда, отпуск и порядок заключения трудового договора с педагогическими работниками общеобразовательных учреждений, необходимо отметить, что состав существенных условий данного договора носит не рекомендательный, а обязательный характер.

Главное предназначение Трудового кодекса – обеспечение баланса, согласования интересов работодателя и работников. Достичь же этого действительно сложно, т. к. интересы эти не только во многом различны, но и изначально противоположны.

Работники стремятся к увеличению оплаты труда и защите посредством законодательных норм от произвола работодателей, так как стороны

Уставом общеобразовательного учреждения либо непосредственно, либо путем отсылки к локальному нормативному акту может быть установлен перечень должностей, не относящихся к педагогическим, замещение которых осуществляется по конкурсу.

Формально равны только на момент заключения трудового договора. После его заключения работник утрачивает автономию воли и обязуется исполнять приказы и распоряжения работодателя, требования должностных инструкций, подчинятся правилам внутреннего трудового распорядка, установленного работодателем.

Последний же, прежде всего, заинтересован в повышении прибыльности производства, в гибком маневрировании численностью своих работающих.

Одна из основных целей Трудового кодекса – защита прав и интересов, как работников, так и работодателей.

С юридической точки зрения работник и работодатель – должны быть равноправными субъектами отношений, в которые они вступают.

Трудовые договоры заключаются в письменном виде в двух экземплярах и хранятся у каждой из сторон. Изменения условий договора могут производиться только в письменном виде. В случае невыполнения условий договора одной из сторон, другая сторона может обжаловать нарушенное право в комиссии и по трудовым спорам или в суде.

Педагогические работники общеобразовательного учреждения имеют право:

– на самостоятельный выбор и использование методики обучения и воспитания, учебников, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний обучающихся;

– на повышение квалификации;

– на аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение ее в случае успешного прохождения аттестации.

Работники образовательных учреждений имеют право на участие в управлении образовательным учреждением, на защиту своей профессиональной чести и достоинства.

Делая вывод о том, насколько удалось в новом Кодексе обеспечить такой баланс можно и нужно рассматривать анализировать все его отрицательные и положительные стороны.

Использование Трудового Кодекса Российской Федерации в практической жизни выявит недоработки и пробелы.


Список используемой литературы

 

1.     Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. 2-е изд., – М: «Юрист», 2000 г. Ст. 480

2.     Иванов С.А. Трудовое право переходного периода – М: «Право» 2000 г. №4. Ст. 563

3.     Иванкина Т.В., С.П. Маврин Под ред. А.С. Пашкова. Трудовое право России – СПб: «Издательство Санкт-Петербургского университета», 2004 г. Ст. 288

4.     Киселев И.Я. История развития трудового законодательства «Инфра» – М: 2000 г. Ст. 457

5.     Маврин С.П. Современные проблемы общей части российского трудового права «Труд» – СПб: 2005 г. Ст. 651

6.     Коршунов Ю.Н. «Комментарий к Трудовому Кодексу РФ», «Проспект» – М: 2007 г. Ст. 720

7.     Смирнова О.В. Трудовое право, «Проспект», – М: 2003 г. Ст. 462


1.                  [1] Гусов К. Н., Толкунова В. Н. Трудовое право России: Учебник. 2-е изд.,- М: «Юрист», 2000 г. Ст.114

[2] ФЗ «Об образовании» РФ от 10.07.1992 № 3266-1

[3] ФЗ РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании"

[4] О. В. Смирнова Трудовое право, «Проспект», - М: 2003 г. Ст. 237


[5] Иванкина Т. В., С. П. Маврин Под ред. А. С. Пашкова. Трудовое право России - СПб: «Издательство Санкт-Петербургского университета», 2004 г. Ст. 125-254

[6]  СПС «Гарант», 2008 г.

[7] Маврин С. П. Современные проблемы общей части российского трудового права «Труд»- СПб: 2005 г. Ст. 322


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты