Особенности заключения гражданско-правовых договоров

Часть вторая ГК РФ в положениях о договоре розничной купли-продажи конкретизировала правила о публичной оферте (ст. 494). В розничной купле-продаже в зависимости от формы и места, где осуществляется публичная оферта, различаются требования к ее содержанию.

Так, если предложение сделано не в месте продажи товара, а в рекламе, каталогах и описаниях, то оно признается публичной офертой только при наличии в нем всех существенных условий договора розничной купли-продажи.

Предложение, сделанное путем выставления товаров на прилавках, в витринах, демонстрации образцов или предоставлении сведений о них (описаний, каталогов, фотоснимках и т.п.) в месте их продажи, признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи. Это правило знает исключение, касающееся товаров, в отношении которых продавец явно определил, что они не предназначены для продажи (оформление прилавков, витрин либо торговое оборудование).

Данное правило закреплено и в Постановлении Правительства РФ от 21.07.97 № 918 «Об утверждении правил продажи товаров по образцам»[46]. В соответствии с п. 8 указанных Правил продавец обязан заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар, предложенный в рекламе или описании, если в этом предложении содержатся все существенные условия договора, а в случае демонстрации образцов товаров в месте продажи - независимо от указанных условий.

В правоприменительной практике следует отличать от оферты рекламу.

В соответствии с положениями ГК РФ реклама, если из нее прямо не следует, что она является офертой, рассматривается только как приглашение делать оферты. Определение рекламы дается в ст. 2 Федерального закона от 16.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»: «Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке»[47].

Исходя из определения рекламы, можно выделить два ее признака, позволяющие отграничить ее от оферты. Во-первых, реклама всегда обращена к неопределенному кругу лиц. Во-вторых, основной целью рекламы не является сообщение адресатам о существенных условиях договора. Главная цель рекламы - проинформировать потребителей о товарах, работах и услугах, предоставляемых физическими и юридическими лицами.

Необходимо отметить, что при признании за рекламой качества публичной оферты (публичного предложения о заключении договора в рекламе) у нее возникают два правовых последствия. Первое последствие заключается в том, что рекламодатель становится связанным своей рекламой. Второе - он не вправе в течение срока, указанного в рекламе отозвать ее.

Законодатель предусмотрел ответственность рекламодателя, уклоняющегося от заключения договора после получения в установленном порядке акцепта лица, которому была адресована публичная оферта. В этом случае суд, арбитражный суд вправе принять решение о понуждении к заключению договора и о возмещении убытков, причиненных необоснованным отказом рекламодателя от заключения договора. Такое же положение было отражено и в п. 3 письма Высшего Арбитражного суда РФ от 8 сентября 1995 года № С 5-7/03-540, согласно которому в случае наличия в рекламе признаков публичной оферты и при уклонении рекламодателей от заключения договора после получения в установленном порядке акцепта лица, которому адресована публичная оферта, это лицо вправе обратиться в суд с требованием о заключении договора и о возмещении убытков, причиненных необоснованным отказом рекламодателя от заключения договора[48].

Если реклама не содержит существенных условий договора, то она будет признаваться только, как приглашение делать оферты. В этом случае рекламодатель вправе отказаться от своего приглашения делать оферты без наступления для него неблагоприятных правовых последствий.

К иным предложениям, адресованным неопределенному кругу лиц, относится вызов на оферту (приглашение делать оферты), то есть сообщение о том, что физическое или юридическое лицо заключает договоры определенного вида. Такое предложение признается не предложением заключить договор, а предложением вступить в переговоры о заключении договора и направлять соответствующие оферты. Офертой будет считаться то заявление, которое делается лицом, откликнувшимся на приглашение.

Юридическое значение приглашения делать оферты заключается в том, что направившее его лицо может отказаться от своего приглашения без наступления для него отрицательных правовых последствий.


2.2 Акцепт


Для заключения договора необходимо, чтобы на предложение заключить договор было дано согласие на его заключение со стороны адресата предложения.

Акцепт - это ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии.

Так как основной целью направления оферты является заключение договора, то необходимо, чтобы содержание акцепта соответствовало содержанию оферты. С данной целью в п.1 ст. 438 ГК РФ введены два требования, предъявляемые к акцепту. Во-первых, акцепт должен быть полным, то есть выражать одобрение всем существенным условиям, указанным в оферте. Во-вторых, он должен быть безоговорочным, то есть не содержать никаких дополнительных условий.

Ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Данная ситуация может возникнуть в трех случаях:

сторона, которой адресована оферта, предлагает включить в договор новые условия;

эта сторона предлагает изменить формулировки первоначально предложенных условий;

адресат оферты предлагает исключить из предложения какое-либо определенное условие.

В соответствии со ст. 443 ГК РФ акцепт на иных условиях признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой.

В литературе сложились две точки зрения относительно признания любого акцепта на иных условиях новой офертой.

В соответствии с теорией, предложенной М.И.Брагинским «действия акцептанта могут рассматриваться как встречная оферта лишь при условии, что они обладают указанными признаками оферты. Ответ на оферту, в котором исключено из нее хотя бы одно из существенных условий, не может рассматриваться как встречная оферта»[49].

В соответствии с положениями, изложенными А.Ю. Кабалкиным, если оферент получил акцепт на иных условиях и будет излагать свои возражения по предъявленным разногласиям, то и в этом случае его протокол разногласий должен рассматриваться в качестве новой оферты[50]. Таким образом, в любой ситуации (с исключением и без исключения, с включением и без включения нового существенного условия) акцепт на иных условиях следует признавать новой офертой.

Следует признать более правильной позицию Ю.А. Кабалкина, так как адресат оферты отвечает на конкретное предложение, и если первоначальный оферент согласится на условия, предложенные в встречной оферте, то договор следует считать заключенным.

Так как по своей правовой природе акцепт и оферта в определенной части совпадают, то некоторые из положений, относящихся к оферте, распространяются и на акцепт. Так, акцепт считается неполученным, если извещение об отзыве акцепта поступило лицу, направившему оферту, ранее акцепта, либо одновременно с ним. После получения акцепта оферентом договор считается заключенным и в этом случае можно требовать только досрочного расторжения договора.

В доктрине неоднозначно решается вопрос о том, в какой форме и способом должен быть заявлен отказ от акцепта.

С точки зрения А.Ю. Кабалкина «в отношении акцепта, направленного по почте, возможно, руководствоваться принципом: поскольку акцепт может считаться совершенным, как только письмо о нем сдано на почту, телефонный звонок и телеграмма, отменяющие акцепт, должны считаться недействительными, хотя бы они и были получены оферентом ранее письма»[51].

Данная позиция нарушает общепризнанную теорию «получения» извещения, в соответствии с которой волеизъявление лица становится известным с момента получения извещения, а не его отправки. Так, Ф.И. Гавзе писал, что «волеизъявление одного из лиц, изъявивших свою волю (оферента), направлено на получение ответного волеизъявления другого лица (акцептанта), в результате чего возникает общий волевой акт, договор, приводящий к достижению встречных результатов, желательных для них»[52].

Только с момента получения извещения о волеизъявлении акцептанта в любой форме (письмом, телеграммой, факсовым сообщением или телефонным звонком) оферент может судить о данном волеизъявлении. Поэтому нельзя допускать суждения, согласно которому направление акцепта по почте исключает возможность акцептанта отозвать свой ответ с помощью телефонного звонка или телеграммы. Кроме того, данное суждение вообще исключает возможность акцептанта воспользоваться своим правом заявить отказ от акцепта.

Поэтому изложенное позволяет сделать вывод о том, что независимо от способа сообщения акцепта (письмом, телеграммой и т.п.), заявить отказ от акцепта можно всеми средствами, доступными акцептанту (телефонным звонком, телексным сообщением, телеграммой), главное, чтобы отказ поступил оференту ранее или одновременно с ним.

Для заключения договора необходимо, чтобы акцепт был доведен до адресата в формах, установленных ГК РФ: путем молчания, конклюдентных действий, письменной форме.

В ст. 158 ГК РФ сформулирована общая презумпция, согласно которой молчание не является юридическим фактом, то есть не порождает, не изменяет и не прекращает гражданские правоотношения. Однако, п. 3 ст. 158 ГК РФ допускает возможность признать молчание выражением воли совершить сделку, если это предусмотрено законом или соглашением сторон. Специальная норма, посвященная акцепту (п. 2 ст. 438 ГК РФ) расширяет возможности признания молчания акцептом в случае, если это предусмотрено не только законом, но и обычаем делового оборота, либо вытекает из прежних деловых отношений сторон.

При этом в трех указанных случаях речь идет только об акцепте. Поэтому можно сделать вывод о том, что оферта в форме молчания не допускается.

В то же время необходимо отличать молчание от бездействия. Бездействие необходимо рассматривать только, как отсутствие воли адресата заключить договор. Однако в одних случаях ГК РФ рассматривает молчание как согласие со стороны акцептанта, а в других как несогласие с его стороны.

Так, молчание как согласие предусмотрено п. 3 ст. 995 ГК РФ, в соответствии с которым комитент признается согласившимся на покупку комиссионером по цене выше ранее согласованной между ними, если не пришлет возражений в разумный срок; п. 3 ст. 1008 ГК РФ - отчет агента считается принятым, если в течение тридцати дней принципал не пришлет возражений и др.

Однако необходимо разграничивать случаи молчания как отказ заключить договор и молчания как отказ исполнить обязанность по уже заключенному договору. Так, пункт 1 ст. 556 ГК РФ построен по конструкции молчания как отказ исполнить обязанность по заключенному договору: уклонение одной стороной от подписания документа о передаче недвижимости на условиях, предусмотренных договором, считается отказом соответственно продавца от исполнения обязанности передать имущество, а покупателя - обязанности принять имущество.

Примером акцепта в форме молчания, предусмотренного обычаями делового оборота, является практика по проведению расчетных операций по корреспондентским счетам банков с помощью электронных сообщений. Так, если в межбанковских соглашениях установлена возможность направления корреспонденту предложения в форме электронного сообщения, и если в течение определенного срока с момента получения такого сообщения корреспондентом он не выражает несогласия в электронной форме, это предложение считается одобренным и принятым со стороны корреспондента.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты