Ответственность за вред, причиненный актами власти

Репрессированными признаются народы (нации, народности или этнические группы и иные, исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей, например, казачество), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилось на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спец поселения (ст. 2 Закона от 26.04.91 г.).

          Реабилитация репрессированных народов означает признание и осуществления их права на восстановление территориальной целостности существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а так же на возмещение ущерба, причиненного государством.

          Реабилитация предусматривает возвращение народов, не имевших своих национально-государственных образований согласно их волеизъявления, в места традиционного проживания на территории РФ.

В процессе реабилитации репрессированных народов не должны ущемляться права и законные интересы граждан проживающих в настоящее время на территории репрессированных народов.

Заявления о реабилитации могут быть поданы самими репрессированными, а равно любыми лицами или общественными организациями. Заявления подаются по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий. В отношении подвергнутых в административном порядке ссылке, выселке, направленно на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в «рабочих колонных НКВД», а так же иным ограничением прав и свобод, - в органы  внутренних дел, в отношении прочих репрессированных – в органы прокуратуры.

Так, заявления о реабилитации может быть подано репрессированным по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий, либо по месту жительства заявителя.

Мазинов, 1941 года рождения, обратился в МВД Республики Марий Эл с заявлением о признании его пострадавшим от политических репрессий, ссылаясь на то, что он в 1944 г. вместе с матерью – Мазиновой был выселен из Крыма и с мая 19944 г. по июнь 1956 г. находился на спецпоселении в Марийской АССР.

МВД Республики в выдаче Мазину справки о реабилитации отказало, мотивируя тем, что эти вопросы должны рассматриваться ОВД Крыма по месту применения репрессий.

Мазинов считал действия должностных лиц МВД Республики неправомерными, обжаловав их в суд.

Волжский городской суд Республики Марий Эл жалобу Мазинов удовлетворил, обязав МВД Республики выдать заявителю справку о признании пострадавшим от политических репрессий.

В кассационном порядке дело не рассматривалось. Протесты прокурора Республики Марий Эл и заместителя Генерального прокурора РФ об отмене судебных постановлений оставлены без удовлетворения президентом Верховного Суда Республики Марий Эл и Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ.

Заместитель Генерального прокурора РФ в протесте вновь поставил вопрос об отмене судебных постановлений и вынесении по делу нового решения об отказе Мазинову в удовлетворении жалобы.

Президиум Верховного Суда РФ 13.08.97 г. судебные постановления оставил без изменения, а протест – без удовлетворения, указав следующее.

По мнению прокурора, действие закона РФ от 18.12.91 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» (с изменениями и дополнениями) не распространяется на заявителя, поскольку он был, подвергнут политической репрессии на территории Крымской области, входящей в состав республики Украина. Потому отказ МВД Республики Марий Эл Мазинову в выдаче справки и реабилитации, как считал прокурор, правомерен.

С приведенными в протесте доводами нельзя согласится.

 В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» (в редакции закона РФ от 22.12.92 г.) названный закон в части порядка реабилитации распространяется на граждан РФ, граждан государств – бывших союзных республик СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергшимся политическим репрессиям на территории РФ с 25 октября (7 ноября) 1917 года.

Мазинов – гражданин РФ, политической репрессии был подвергнут на территории РФ, т.к. до ноября 1954 г. Крымская область входила в состав РСФСР. Поэтому судебная инстанция обосновано, ссылаясь на положения данного Закона, считает требование заявителя подлежащим судебной защите.

Мнение же прокурора о том, что под территорией РФ следует понимать территорию на время принятия названного Закона, не соответствует ч. 1 ст. 2 этого Закона.

Согласно ст. 6 упомянутого Закона (в редакции закона РФ от 3.09.93 г.) заявление о реабилитации может быть подано репрессированным по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессии, либо по месту жительства заявителя.

Таким образом, Мазинов, будучи гражданином РФ, постоянно проживающим на ее территории, правомерно обратился с заявлением о реабилитации в МВД Республики Марий Эл. Однако ему в этом было необоснованно отказано.

Ссылка в протесте в обоснование правильности такого отказа на ч. 2 ст. 12 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» так же не основательна.

В силу ч. 2 ст. 12 этого Закона восстановление в правах лиц, репрессированных за пределами РФ, но постоянно проживающих на ее территории, представление им льгот и выплата компенсации производится в том случае, если принятые в отношении них уполномоченными на это органами государств – бывших союзных республик СССР решения о реабилитации не противоречат законодательству РФ.

Из содержания изложенной части упомянутого Закона следует, что она регулирует не порядок обращения заявителями о реабилитации, который предусмотрен ст. 6 данного Закона, а последствия самой реабилитации, о чем свидетельствует и название раздела «Последствия реабилитации», в котором содержится ст. 12.

При таком положении оснований к отмене судебных постановлений в порядке надзора не имеется.[18]

Срок рассмотрения заявлений о реабилитации не может превышать 3 месяцев.

ОВД по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций, устанавливают факты применения репрессии и выдают справку о реабилитации.

При отсутствии документальных сведений факт применения репрессий может быть установлен на основании свидетельских показаний в судебном порядке.

Решение УВД об отказе в выдаче справки о реабилитации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном для обжалования неправомерных действий органов государственной власти и должностных лиц, ущемляющих права граждан.

Орган прокуратуры с привлечением по их поручению органов государственной безопасности и внутренних дел устанавливают и проверяют все дела с неотмененными до введения в действие настоящего Закона решениями судов и несудебных органов на лиц, подлежащих реабилитации. По материалам проверки органы прокуратуры составляют заключения и выдают справки о реабилитации заявителя, а при отсутствии таковых периодически представляют сведения о реабилитированных для публикации в местной печати.

При отсутствии оснований для реабилитации органы прокуратуры в случае поступления заявлений заинтересованных лиц или общественных организаций направляют дело с заключением в суд.

Дела, поступившие в суд с отрицательным заключением прокурора, рассматриваются в судебных заседаниях по правилам пересмотра судебных решений в порядке надзора, установленном действующим законодательством.

В результате рассмотрения дела суд признает лицо неподлежащим реабилитации, либо признает, что лицо репрессировано, не обосновано, отменяет состоявшиеся решение и дело в отношении него прекращает. Суд может также внести изменения в ранее состоявшиеся решения. В отношении лица, признанного судом, неподлежащим реабилитации, заявителям вручается копия определения (постановления) суда, а в случае признания его необоснованно репрессированным – справки о реабилитации. Определение (постановление) суда может быть опротестовано прокурором и обжаловано заинтересованными лицами в вышестоящий суд.

Реабилитируемые лица восстанавливаются в утраченных ими с связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются льготы, выплачивается компенсация.

При признании лица необоснованно репрессированным только в части предъявленного обвинения осуществляется восстановление тех прав, которые были нарушены в связи с необоснованными политическими обвинениями.

Признается право реабилитируемых проживать в тех местностях, где они проживали до применения к ним репрессий. Это право распространяется также на членов их семей  и других родственников, проживающих совместно с репрессированными. При отсутствии документальных данных факт вынужденного переселения, сопряженного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом.

Лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы и реабилитированным, органами социального обеспечения по месту их жительства на основании справки  о реабилитации единовременно выплачивается денежная компенсация из расчета ¾ установленного законом минимального размера оплаты труда за каждый месяц лишения свободы, но не более чем сто установленных законом минимальных размеров оплаты труда, из средст федерального бюджета. Выплата компенсации наследником не производится, кроме случаев, когда компенсация была начислена, но не полученная реабилитированным.

Лицам, на которых распространяется действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 18.05.81 г. «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностными лицами при исполнении ими служебных обязанностей», компенсация производится за вычетом сумм, выплаченных на основании этого Указа.

Реабилитированные лица и члены их семей имеют право на первоочередное получение жилья в случаях, если они утратили право на занимаемое жилое помещение в связи с репрессиями  и в настоящее время нуждаются в улучшении жилищных условий. Реабилитированным лицам, проживающим в сельской местности, предоставляется право на получение беспроцентной ссуды и первоочередного обеспечения строительными материалами для строительства жилья.

Лица, подвергшиеся политическим репрессиям в виде лишения свободы, ссылки, высылки, направления на спецпоселения, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, иным ограничениям прав и свобод, необоснованно помещавшиеся в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированные, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, имеют право на:

-         первоочередное получение путевок для саниторно-курортного лечения и отдыха;

-         внеочередное оказание медицинской помощи и снижение стоимости лекарств по рецепту врача на 50%;

-         бесплатное обеспечение автомобилем класса ЗАЗ – 968М при наличии соответствующих медицинских показаний;

-         бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также автомобильным транспортом общего пользования в сельской местности в пределах административного района проживания;

-         снижения оплаты жилой площади, коммунальных услуг на 50% в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты