Ответственность за вред, причиненный актами власти

-         первоочередное установление телефонов и других льгот предусмотренных законодательством РФ.

Кроме того, законодательство определяет порядок возврата реабилитированным лицам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества.

Право на возврат, возмещение стоимости или выплату денежной компенсации за конфискованное на территории РФ имущество имеют граждане России, граждане государств – бывших республик СССР, иностранные граждане и лица без гражданства, необоснованно репрессированные по политическим мотивам судебными, внесудебными, административными органами, а также иными организациями, наделявшимися административными полномочиями, и в последствии реабилитируемыми, независимо от того, где указанные реабилитируемые лица были репрессированы и проживают в настоящее время.

В случае смерти реабилитируемого лица, возврат конфискованного имущества, возмещение его стоимости или выплата денежной компенсации производится его наследникам по закону I очереди в равных долях.

Возврат конфискованного имущества производится в случаях, когда оно сохранилось. Возмещение стоимости имущества производится в случаях когда имущество сохранилось, но не может быть возвращено по основаниям, предусмотренным законодательством, либо реабилитируемое лицо согласно вместо возврата жилого дома на возмещение его стоимости, а так же в случаях, когда имущество не сохранилось, однако имеются документы о его характере, состоянии и имуществе, на основании которых возможна оценка имущества.

Выплата денежной компенсации производится в случаях, когда факт конфискации имущества установлен, но отсутствуют или утрачены документы о его характере, состоянии и количестве.

Законодательством предусмотрены случаи, когда имущество реабилитируемых граждан не подлежит возврату возмещению или компенсации.

Так, не подлежит возврату, возмещению или компенсации:

1)         имущество (в том числе жилые дома), национализированное (муниципализированное) либо подлежащие национализации (муниципализации) в соответствии с законодательством, действовавшим на момент конфискации, изъятия, выхода имущества из владения иным путем;

2)         имущество, уничтоженное во время Гражданской и Великой Отечественной войн, а так же в результате стихийных бедствий;

3)         земля, плодово-ягодные насаждения, неубранные посевы;

4)         имущество, изъятое из гражданского оборота.

При частичной реабилитации граждан возврат конфискованного имущества, возмещение его стоимости или выплата денежной компенсации производится в случае, если имущество конфисковано в связи с необоснованными политическими обвинениями.

Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 12.08.94 г. все вопросы возврата конфискованного имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации реабилитируемым лицам рассматриваются комиссиями по восстановлению прав реабилитируемых жертв политических репрессий.

Все акты союзных республик и местных органов и должностных лиц принятые в отношении репрессированных народов за исключением актов, восстанавливающих их права, признаются неконституционными и утратившими силу.

§5 Компенсация морального вреда.

          В нашей стране уже более полутора десятков лет существует институт возмещения государством вреда, причиненного человеку незаконными актами власти. В частности, предусмотрено право на возмещение со стороны государства нанесенного им имущественного ущерба. О компенсации же морального вреда в материальной форме не упоминалось.

          Вообще принцип допустимости возмещения морального вреда в денежной форме стал находить отражение в отечественном законодательстве значительно позднее – с 90-х гг. Так, Верховным Советом СССР были приняты 31.05.91 г. новые Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, действие которых было распространено на территории РФ с 3.08.92 г. Ст. 131 Основ позволяла возмещать моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями, в денежной или иной материальной форме при наличии вины причинителя вреда. 

С принятием Основ была создана правовая база для возмещения морального вреда любыми неправомерными действиями, в том числе незаконными действиями должностных лиц судебно-следственных органов.

В литературе, напротив, высказывалось мнение, что, поскольку ст. 151 ГК не указывала в качестве основания компенсации морального вреда только вину причинителя, следует признавать, что моральный вред возмещается на тех же основаниях, что и имущественный, т.е. как за вину, так и независимо от вины.

 С принятием ст. 1100 ГК положен конец всем спорам по этому вопросу: реабилитируемые лица получили конкретную и бесспорную законодательную базу для компенсации со стороны государства и своих моральных переживаний, связанных с неправомерным уголовным преследованием. Кроме того, предусмотрено, что законом могут быть установлены и другие случаи безвиновной ответственности за причинения морального вреда.

Правоприменительная практика последних лет показывает, что суды, отказывая в конечном итоге «жертвам правосудия» в удовлетворении исков о компенсации морального вреда, причиненного им до 1.03.96 г., ссылались, прежде всего, на то, что ч. 2 ст. 127 Основ, регулирующая отношения по возмещению вреда от незаконного уголовного преследования, делает ссылку на специальный законодательный акт, в данном случае на Положение от 18.05.81 г., которое не содержит норм, предусматривающих возможность материальной компенсации морального вреда.

Так, Степановская обратилась в Астраханский областной суд с иском к Астраханской областной прокуратуре и Управлению финансов Астраханской области о возмещении морального вреда, сославшись на то, что необоснованно привлекалась к уголовной ответственности по ст. 15, ч. 1 ст. 93 и ст. 175 УК. Приговором суда она оправдана. Решением суда в иске отказано.

В кассационной жалобе истица просила решение суда отменить по тем мотивам, что оно не соответствует действующему законодательству.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, рассмотрев 8.08.94 г., дело о кассационной жалобе истице, оставила решение суда без изменения, указав следующее.

Принимаемое решение об отказе в иске, суд исходил из того, что действующим на территории РФ Положением о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, от 10.08.81 г.  не предусмотрена возможность возмещения морального вреда в связи с необоснованным привлечением к уголовной ответственности.

Такой вывод суда является правомерным.

Согласно п. 2 ст.127 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, вред, причиненный       гражданину в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, примененный в качестве меры пресечения заключения под стражу, возмещается государством независимо от вины должностных лиц органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, в порядке, установленным законодательными актами.

Таким образом, специальной нормой закона определено, что вред, причиненный указанными выше незаконными действиями прокуратуры, может быть возмещен в порядке и приделах, предусмотренных законодательством.

В положении не содержится норм, предусматривающих возможность возмещения морального вреда в связи с незаконными действиями указанных органов. Общее правило о возмещении морального вреда, содержащееся в ст. 131 Основ не подлежит применению, если специальной нормой (п. 2 ст. 127 Основ) вопрос об условиях и пределах возмещении вреда разрешен по иному.[19]

По данному делу (согласно точки зрения Медведева М.Ф.) допущено нарушение положения о соотношении общих и специальных норм. Общие нормы не действуют лишь в тех случаях, если то или иное отношение урегулировано по другому, чем общей нормой. Так, п. 1 ст. 1070 ГК РФ в отличии от общего положения обязательств в следствие причинения вреда (ст. 1064 ГК) устанавливает обязанность возмещения вреда независимо от вины его причинителя.

Отсутствие в Положении упоминания о праве на компенсацию морального вреда не отменяет это право, предусмотренное ст. 131 Основ. Более того, ссылка судебных органов на Положение, принятое 18.05.81 г., некорректна. Ведь со времени его утверждения Указом Президиума Верховного Совета СССР гражданское законодательство вообще не знало института компенсации морального вреда. В то время появились лишь робкие попытки отдельных авторов обосновать его необходимость.

Также заслуживает снимание точка зрения А. Эрделевского, который выражал свое несогласие со складывающейся судебной практикой, отмечая следующее. С одной стороны, п. 1 Положения от 18.05.81 г. реабилитацией по мимо восстановления различных прав и возмещения имущественного вреда предусматривается также компенсация иного ущерба, от куда делается вывод, что этот пункт в части возмещения иного, т.е. неимущественного, ущерба имел своего рода резервный характер, т.к. на момент утверждения Положения отечественное законодательство не предусматривало возможности возмещения морального вреда. С другой стороны, давая анализ ч. 2 ст. 127 Основ, А. Эрделевский считает, что оно не требует «специального порядка», а требует лишь, что бы соблюдался тот порядок, который установлен законодательными актами. Соответственно для возмещения морального вреда такой порядок предусмотрел – это общий исковый порядок, когда гражданин обращается в суд с требованием о возмещении ему из средств государственной казны (п. 3 ст. 25 Основ) морального вреда на основе гражданско-процессуальных норм. Этим объясняется и упоминание в ч.2 ст. 127 Основ о порядке установленным законодательством, ка об особой процедуре именно по возмещению имущественного вреда, предусмотренной Положением от 18.05.81 г.[20]

По мнению С. Наритнего, данный способ возмещения морального вреда возможен только в случае виновных действий должностных лиц правоохранительных органов и судов, так как ст. 131 Основ не предусматривает компенсации морального вреда при отсутствии вины причинителя вреда. Значит, вину должностного лица нужно доказывать на общих основаниях, при предъявлении иска. Однако, очень часто такая вина трудно предсказуема. Иногда не возможно определить виновность конкретного должностного лица, нередки и случаи когда чья-либо вина вообще отсутствует.

С принятием Конституции РФ ст. 53 которой предоставляет каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами, закладывает правовой фундамент для возмещения со стороны государства реабилитируемому любого вида вреда (какие-либо изъятия в статье отсутствуют), причем независимо от вина должностных лиц, а поскольку данное условие также не оговаривается. Представляется, что по этому реабилитируемый гражданин вправе, опираясь на ст. 53 Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие, предъявить иск к государству о компенсации понесенного им морального вреда, связанного с незаконным уголовным преследованием. Таким образом, можно говорить что уже с 12.12.93 г. фактически предусматривается ответственность государства за приченение вреда действиями(бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Ст. 1101 ГК вслед за ст. 151 устанавливает, что компенсация морального вреда производится только в денежной форме. В соответствии с ранее действовавшей ст. 131 Основ 1991  г. компенсация морального вреда могла выразиться в приобретении для потерпевшего квартиры, автомобиля, иного имущества. В настоящее время такая форма компенсации возможна лишь по соглашению сторон, не нарушающему интересы потерпевшего.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты