Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на объектах транспорта
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД
РОССИИ»
КУРСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра специальных дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине:
«Административная деятельность органов внутренних дел»
Тема № 14:
«Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на объектах транспорта»
Выполнил:
Слушатель___курса ___________группы
Носов И.А.
Курск 2010 г.
ПЛАН
Введение
1. Задачи и система органов внутренних дел на транспорте
2. Особенности обеспечения охраны общественного порядка и безопасности на железнодорожном, воздушном и водном транспорте
3. Организация взаимодействия органов внутренних дел на транспорте с территориальными органами внутренних дел
Заключение
Список используемых источников литературы
Введение
Ежегодно железнодорожный, воздушный и водный транспорт России перевозит миллиарды тонн грузов, огромное количество пассажиров пользуются его услугами.
Транспортная система России является сложным хозяйственным комплексом. В него входят свыше 140 тысяч километров железных дорог, более 100 тысяч километров подъездных железнодорожных путей предприятий, 210 тысяч километров трубопроводных магистралей, сотни тысяч километров дорог автомобильного и водного транспорта. Протяженность путей воздушного транспорта составляет более миллиона километров.
Четкая и бесперебойная работа транспорта зависит от ряда объективных факторов, в том числе и от состояния общественного порядка. Нарушения правопорядка на транспорте часто влекут тяжкие последствия. Они дезорганизуют пассажирские и грузовые перевозки, наносят материальный ущерб, приводят к авариям, крушениям и другим несчастным случаям. Потерпевшие от преступлений пассажиры попадают в тяжелое положение, оставшись без денег, вещей и документов, часто в таких условиях трудно установить время и место совершения преступления. В связи с этим обеспечение должного общественного порядка и безопасности является одним из условий успешного решения задач по перевозке пассажиров и грузов.
Общественная безопасность на объектах транспорта - это система общественных отношений, которые возникают в процессе пользования источниками повышенной опасности в сфере пассажирских и грузовых перевозок на основе правовых и организационно-технических норм (правил), в целях недопущения (предупреждения и пресечения) вредных последствий, обеспечения нормального состояния и функционирования объектов транспорта, сохранности жизни и здоровья пассажиров и перевозки грузов[1].
Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности на транспорте осуществляется в сложных специфических условиях деятельности транспортной системы. К таким условиям (факторам) относятся:
• значительная протяженность участков оперативного обслуживания;
•объективно обусловленное распределение транспортно-экономических связей, т. е. грузопотоков и пассажиров;
• сосредоточенность на сравнительно небольших территориях большого количества материальных ценностей и лиц, занятых или причастных к транспортному процессу;
• сезонность работы транспорта;
• быстрота перемещения грузов;
• непрерывность, цикличность и взаимосвязанность производственного процесса;
• специфичность обработки пассажирских операций, грузов и сопроводительной документации;
• строгий режим работы и особая государственная дисциплина.
1. Задачи и система органов внутренних дел на транспорте
Организационное построение органов внутренних дел на транспорте определяется спецификой отдельных видов транспорта, обслуживаемых конкретными органами внутренних дел.
В целях разграничения объектов оперативного обслуживания и избежания споров между территориальными и транспортными подразделениями органов внутренних дел по вопросам работы в «пограничных» зонах 10 июля 2008 г. года МВД России издало приказ № 598 «Об организации взаимодействия между органами внутренних дел на транспорте и МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, органами внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах и разграничении объектов оперативного обслуживания», в котором четко обозначены эти границы.
Объектами сферы ведения органов внутренних дел на железнодорожном транспорте согласно вышеуказанному документу являются[2]:
1. Станции в пределах их границ со всеми находящимися на них объектами Министерства путей сообщения Российской Федерации, перегоны (в пределах верхнего строения железнодорожного пути), подвижной состав, находящийся на участках оперативного обслуживания органов внутренних дел на транспорте.
2. Вокзалы.
3. Остановочные пункты.
4. Платформы.
5. Пешеходные и переходные мосты, подземные переходы и тоннели, служащие для обеспечения пассажиропотоков в зоне остановочных пунктов железнодорожного транспорта.
6. Железнодорожные подъездные пути МПС России общего пользования от стрелки примыкания до откидного бруса или до знака «Граница подъездного пути», кроме путей, сданных в аренду, и путей предприятий промышленного железнодорожного транспорта.
7. Объекты, обеспечивающие безопасность следования подвижного железнодорожного состава.
8. Грузовые дворы и контейнерные площадки (пункты) в пределах их ограждения.
9. Станционные прирельсовые склады, сортировочные рампы, пакгаузы, ангары, другие складские помещения грузового хозяйства МПС России, находящиеся в границах станций.
Не являются объектами оперативного обслуживания органов внутренних дел на железнодорожном транспорте и, соответственно, относятся к ведению территориальной милиции:
пристанционные скверы и сады; населенные пункты; перекидные мосты; путепроводы, виадуки, железнодорожные переезды, другие искусственные сооружения; автодороги (независимо от покрытия и назначения), пересекающие территорию железнодорожных станций; прижелезнодорожные почтамты и пункты сортировки почты Министерства Российской Федерации по связи и информатизации; железнодорожные пути предприятий промышленного железнодорожного транспорта, иные объекты МПС России, за исключением объектов, обслуживаемых по линии борьбы с экономическими преступлениями.
Объектами сферы деятельности органов внутренних дел на воздушном транспорте являются: аэродромы в их границах (аэродром - участок земли или поверхности воды с расположением на нем зданий, сооружений и оборудованием, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов); здания пассажирских и грузовых аэровокзальных комплексов (аэровокзалы); действующие и строящиеся аэропорты при наличии подразделений транспортной милиции; воздушные суда[3].
Не являются объектами обслуживания органов внутренних дел на воздушном транспорте:
- объекты, расположенные вне границ аэродромов и аэровокзалов;
- площади перед аэровокзалами;
- здания и почтовые помещения Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций;
- аэропорты и посадочные площадки при небольших населенных пунктах, где нет подразделений транспортной милиции.
Объектами сферы деятельности органов внутренних дел на водном транспорте являются:
а) объекты морского транспорта:
1. Морские порты, осуществляющие пассажирские и грузовые перевозки, все находящиеся на их территории предприятия, учреждения и организации, а также судоходная часть акватории морских портов.
2. Вокзалы и причалы по обслуживанию грузовых и пассажирских судов в пределах земельных отводов.
3. Гидротехнические сооружения с земельными отводами и средства навигационной обстановки в пределах судоходной части морских портов.
4. Суда и другие плавательные средства независимо от портов приписки, находящиеся у причалов и в акватории портов, вокзалов и других гидротехнических сооружений, стоящих на рейдах акватории морских портов.
5. Места хранения и переработки грузов на территории портов, вокзалов, причалов независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности;
б) объекты речного транспорта:
1. Речные порты, вокзалы, причалы и пристани по обслуживанию грузовых и пассажирских судов, за исключением причалов для плавательных средств баз отдыха и лодочных станций, в пределах земельных отводов, зарегистрированных в государственном кадастре.
2. Территория шлюзов и иных гидросооружений, охраняемых органами внутренних, дел на транспорте.
3. Пункты специализированного отстоя и ремонта судов, судостроительные и судоремонтные заводы, кроме военных.
4. Главный судовой ход акватории рек и каналов без учета боковых притоков на главном фарватере.
5. Суда и другие плавательные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов, кроме маломерных.
6. Плавучие знаки судовой обстановки.
Не являются объектами обслуживания органов внутренних дел на водном транспорте:
- острова с объектами гражданского и промышленного строительства, расположенные в водных акваториях портов и рек;
- набережные населенных пунктов и расположенные на них культурно-бытовые объекты; пляжи;
- береговые знаки навигационной обстановки; плавучие базы отдыха (гостиницы); дебаркадеры, маломерные суда.
Органы внутренних дел на транспорте создаются в соответствии с направлениями деятельности и объемом решаемых задач. Основные силы состоят из личного состава криминальной милиции и милиции общественной безопасности[4].
Систему органов внутренних дел на объектах транспорта составляют:
- Департамент обеспечения правопорядка на транспорте МВД России;
- Управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
- Отделы (отделения) внутренних дел на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта, (их называют линейные органы внутренних дел);
- Линейные пункты милиции, их считают низовым звеном в системе.
Что касается структурного построения, они во многом аналогичны с территориальными органами внутренних дел, за исключением того, что в органах внутренних дел на транспорте отсутствуют службы участковых уполномоченных, паспортно-визовых подразделений, ГИБДД и др. Несмотря на отсутствие в структуре органов внутренних дел на транспорте ряда служб (присущих территориальным ОВД) в ней имеется подразделение характерное только для линейных органов внутренних дел, это Отдел организации борьбы с преступными посягательствами на грузы.
Как уже отмечалось, возглавляет систему органов внутренних дел на транспорте Департамент обеспечения правопорядка на транспорте МВД России (ДОПТ МВД России), который является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим функции Министерства по выработке и реализации государственной политики, а также нормативному правовому регулированию в области обеспечения правопорядка на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта, организации специальных и воинских перевозок, а также выполняющим иные функции в соответствии с Положением о нем и нормативными правовыми актами МВД России[5].