Основными задачами Департамента являются:
1) разработка общей стратегии государственной политики в области обеспечения правопорядка на объектах транспорта;
2) совершенствование нормативного правового регулирования в области обеспечения правопорядка на объектах транспорта;
3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина на объектах транспорта;
4) организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений на объектах транспорта;
5) обеспечение охраны общественного порядка на объектах транспорта;
6) организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия в организациях, осуществляющих деятельность на объектах транспорта;
7) организация специальных и воинских перевозок по Российской Федерации;
8) управление органами внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.
Вторым звеном системы являются - управления (отделы) внутренних дел на транспорте. Они создаются в масштабах регионов, железной дороги, пароходства, авиакомпании и дислоцируются в местах расположения их органов управления.
На практике сложилось несколько видов управлений и отделов внутренних дел на транспорте:
управления и отделы, обслуживающие все три основные виды транспорта (железнодорожный, воздушный, водный), например, Северо-Западное УВДТ;
- управления и отделы, обслуживающие два вида транспорта, например, Московское УВД на водном и воздушном транспорте;
- управления и отделы, обслуживающие один вид транспорта (только объекты железнодорожного транспорта), например, Московское УВД на железнодорожном транспорте.
Задачи и функции УВДТ сходны с задачами и функциями территориальных органов внутренних дел, однако они отличаются спецификой обслуживания конкретных объектов.
В составе управлений внутренних дел на транспорте имеются отделы (отделения) обеспечения общественного порядка. Они наиболее многочисленны и в их функции входит в основном надзорная деятельность в пределах железных дорог, пароходств и авиакомпаний. В этих подразделениях анализируется состояние общественного порядка и безопасности. Они обеспечивают взаимодействие с администрацией обслуживаемых объектов и другими организациями по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения безопасности.
Третьим и основным звеном системы органов внутренних дел на транспорте являются линейные отделы внутренних дел (ЛОВД). Эти подразделения находятся непосредственно на крупных транспортных узлах, железнодорожных станциях, аэропортах, морских и речных портах.
Практические задачи ЛОВДТ решают в пределах установленных границ обслуживания, в тесном взаимодействии с территориальными органами внутренних дел, другими правоохранительными органами, организациями и общественными формированиями.
Основные задачи ЛОВДТ:
- обеспечение безопасности личности;
- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в своих границах;
- предупреждение и пресечение правонарушений, в том числе преступлений;
- раскрытие и расследование преступлений, розыск лиц, скрывшихся от правоохранительных органов, без вести пропавших;
- исполнение административных взысканий, отнесенных к компетенции ОВДТ;
- оказание помощи гражданам, должностным лицам, организациям и общественным формированиям в осуществлении их законных прав и интересов;
- принятие неотложных мер при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях по спасению людей, оказанию им доврачебной помощи, охране мест происшествия, имущества;
- участие в обеспечении правового режима чрезвычайного положения в случаях его введения на подведомственных участках;
- осуществление производства по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции;
- охрана, конвоирование и содержание лиц, задержанных или заключенных под стражу;
- на воздушном транспорте проведение совместно с работниками аэрофлота или таможенниками досмотра ручной клади и багажа пассажиров, при необходимости и личного досмотра пассажиров;
- осуществление контроля за соблюдением предприятиями и должностными лицами противопожарных требований, обеспечение объектов средствами пожаротушения и противопожарной автоматики.
В линейных отделах внутренних дел организацию охраны общественного порядка и борьбы с правонарушениями осуществляют руководители отдела, в линейных пунктах - начальники этих пунктов.
Таким образом, правовое положение системы органов внутренних дел на транспорте позволяет оперативно решать вопросы охраны общественного порядка в пределах собственной оперативной зоны обслуживания, разрабатывать и осуществлять совместно с администрацией объектов обслуживания мероприятия по профилактике правонарушений.
2. Особенности обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности на железнодорожном, воздушном и водном транспорте
Под обеспечением общественного порядка и общественной безопасности на транспорте принято понимать систему мер по осуществлению надзора за соблюдением правил, действующих на его объектах, которые обеспечивают:
- общественное спокойствие, общественную нравственность, человеческое достоинство и здоровье граждан;
- нормальное функционирование средств транспорта и обслуживающих его систем;
- предупреждение и пресечение нарушений этих правил, применение мер государственного или общественного воздействия к нарушителям.
Органы внутренних дел на железнодорожном транспорте.
Железнодорожный транспорт по объему грузопассажирских перевозок занимает ведущее место в транспортной системе Российской Федерации. Административно-правовая охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на этом виде транспорта определяется его особенностями и учитывает факторы, влияющие на распределение сил и средств подразделений органов, внутренних дел на транспорте.
К особенностям работы железнодорожного транспорта относятся: большая протяженность участков оперативного обслуживания, круглосуточный режим работы, постоянное перемещение больших масс людей и большого количества грузов, подверженность перевозок сезонным колебаниям, широкие возможности использования транспорта преступными элементами, притягательность железных дорог для несовершеннолетних и бродяг, значительное сосредоточение материальных ценностей и относительно свободный доступ к ним и т. д.
Все эти факторы оказывают влияние на организацию работы транспортной милиции. Так протяженность участков обслуживания значительно удаляет личный состав патрульно-постовых нарядов друг от друга и от линейных отделов внутренних дел, иногда до 200 километров. Это затрудняет управление, взаимодействие, контроль и оказание помощи нарядам милиции. В ряде случаев постовые и патрульные несут службу на одиночных постах и маршрутах. При сопровождении поездов на обслуживаемых участках имеется множество вокзалов, станций, платформ, железнодорожных составов, вагонов и других объектов транспорта[6].
Концентрация большого количества пассажиров на вокзалах дает возможность укрытия преступников. Ежегодно на транспорте задерживается около 30 % лиц, разыскиваемых правоохранительными органами. Наиболее криминальными зонами на железнодорожном транспорте являются платформы, поезда, кассовые залы и залы ожидания.
Принимая решение на охрану общественного порядка, начальники линейных отделов внутренних дел должны учитывать специфику работы транспорта, возможности, особенности и назначение сил и средств, ее обеспечивающих, формы и методы их работы. Прежде всего, необходимо тщательно проанализировать оперативную обстановку, сложившуюся на участке обслуживания и возможности ее изменения в ближайшей и отдаленной перспективе. Затем всесторонне должны быть учтены такие факторы, как:
- время суток. В часы пик на объектах транспорта при большом скоплении людей чаще совершаются правонарушения, несчастные случаи с людьми. Поэтому иногда необходима быстрая перегруппировка сил и средств, непрерывный маневр ими;
- график следования транспортных средств - летний, зимний, время перехода работы транспорта с одного графика на другой;
- пораженность отдельных участков объектов транспорта преступлениями и нарушениями общественного порядка требует уплотнения закрываемости территориального обслуживания, усиления нарядов;
- виды транспортных средств, так как в зависимости от этого выделяются различные силы для их приема, обработки, сопровождения;
- виды станций (грузовые, сортировочные и участковые, пассажирские и промежуточные);
- наличие своих сил и средств и их возможности;
- расположение соседних органов и учреждений внутренних дел как транспортных, так и территориальных, а также их нарядов, нарядов ВОХР, воинских нарядов и их возможности;
- наличие дополнительных и приданных сил, сил и средств общественности и их возможности.
С учетом специфики работы объектов железнодорожного транспорта организуются виды нарядов, схожие по функциям с нарядами территориальных подразделений милиции. На станциях, вокзалах, платформах охрану общественного порядка осуществляют патрули, посты и оперативно-поисковые группы. В помещении вокзалов обычно выставляются посты в местах наиболее удобных для наблюдения за гражданами. В зависимости от интенсивности пассажиропотока на платформах выставляются посты, ведущие наблюдение за посадкой и высадкой пассажиров и осуществляющие периодические обходы платформ и прилегающих к ним сооружений.
Наряды милиции на транспорте обязаны:
- предупреждать и пресекать правонарушения, задерживать и доставлять правонарушителей;
- своевременно выявлять, задерживать и удалять с вокзалов и станций лиц, склонных к совершению правонарушений;
- оказывать содействие администрации вокзалов в обеспечении порядка в залах ожидания, билетных кассах, при посадке и высадке, упреждать большие скопления и давки пассажиров;
- предотвращать посадку пассажиров, находящихся в состоянии опьянения и принимать к ним установленные законом меры;
- при выбрасывании из подвижного состава каких-либо подозрительных предметов обратить на это внимание очевидцев и действовать в зависимости от ситуации.
По окончании несения службы обо всех происшествиях наряды докладывают рапортом начальнику линейного отдела (отделения) внутренних дел.
Тактика предупреждения и пресечения административных правонарушений нарядами милиции включает в себя:
- постоянное патрулирование территории;
- нахождение постового в удобном для наблюдения месте;
-упреждение конфликтных ситуаций между пассажирами личным появлением в зоне конфликта;
- применение мер административного предупреждения и пресечения;
- проявление смекалки и находчивости.
В последние годы на транспорте широко применяются наряды сопровождения. Несение службы нарядами сопровождения регламентирует приказ МВД РФ № 142, Минтранса РФ № 26 от 17.02.2009 г. «Об утверждении Инструкции по организации работы нарядов милиции органов внутренних дел на транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения».
Сопровождение нарядами милиции поездов может осуществляться следующими способами:
сквозным - одним нарядом милиции от пункта формирования поезда до пункта его назначения в пределах Российской Федерации;
эстафетным - несколькими нарядами милиции в пределах участков своего обслуживания.
Состав наряда милиции определяется начальником ЛУВДТ, ЛОВД или его заместителем в количестве не менее 2 сотрудников милиции при нахождении в пути в обоих направлениях до 12 часов, а при следовании более 12 часов - не менее 3 и не более 4 сотрудников. Наряд милиции возглавляет старший наряда, назначаемый из числа наиболее опытных сотрудников.