Пенсионные системы РФ и Франции

В 1937—1938 годах были подписаны коллективные соглашения о создании пенсионных схем в важнейших отраслях промышленности, таких как металлургия, химическая промышленность и строительство. И хотя пенсионные обязательства не затрагивали все компании без исключения, на отраслевом уровне договоренность о пенсионных выплатах была достигнута.[15]

В 1945 году одной из задач французского плана в области социального обеспечения было создание общей и единой системы пенсионного обеспечения по старости. Однако выполнить эту задачу не удалось, поскольку оказалось невозможным сразу вывести выходящих на пенсию наемных работников на тот высокий уровень пенсии, который позволил бы осуществить объединение с существующими режимами пенсионного обеспечения.

Таким образом, возникли отдельные режимы для владельцев мелких предприятий, для сельскохозяйственных рабочих и для тех трудящихся, социальное обеспечение которых гарантировали более щедрые отраслевые режимы (régimes spéciaux).

Мелкие предприниматели не пожелали присоединиться к «Общему режиму» социального обеспечения (Régime Général). В Закон от 17 января 1948 года закрепил создание отдельных схем пенсионного обеспечения для фермеров, ремесленников и владельцев мелких предприятий.

Ордонанс от 4 октября 1945 года разрешил временное существование этих сепаратных пенсионных схем. Но на деле оказалось, что «временный» статус затянулся, и многие из таких режимы существуют и по сей день, испытывая все большие финансовые трудности, вызванные растущим числом пенсионеров и уменьшением числа работающих.

В марте 1947 года между национальным союзом работодателей и профсоюзами было заключено коллективное соглашение о создании дополнительной пенсионной схемы для руководящих сотрудников («кадров»), получившей название Association Générale des Institutions de Retraite des Cadres. AGIRC представляла собой подлинное новаторство в деле социального обеспечения и имела огромный успех. Вскоре подобные режимы были взяты на вооружение многими другими компаниями.

Начавшийся экономический рост способствовал развитию пенсионной системы, но в целом она все еще носила более или менее хаотический характер и не всегда могла предложить реальные гарантии. Вот почему в декабре 1961 года было подписано второе национальное и межпрофессиональное соглашение в этой области. Для всех компаний, входивших в национальный союз работодателей, была установлена единая ставка обязательных отчислений и создана Association des Régimes de Retraite Complémentaire — система финансовой солидарности разных профессий. В результате, в 1962 году, помимо базового социального обеспечения, большая часть трудящегося населения Франции была охвачена дополнительной пенсионной схемой. И, наконец, в 1972г. парламент принял закон, распространивший дополнительную схему на те немногие компании, которые до сих пор не были связаны коллективными соглашениями.

Становится понятным, что пенсионная система Франции – это результат долгих и не всегда полезных реформ, но также уровень пенсионного обеспечения французов позволяет некоторым специалистам называть пенсионную систему этой страны «социал-демократическим шедевром» (т.к. норма замещения пенсией зарплаты составляет примерно 68,8%). Свою систематичность она получила лишь после выхода Белой книги о пенсиях в 1991г., и 22 июля 1991г. стала проводиться крупная реформа общего режима, которая включала в себя такие важные изменения, как наличие страховых выплат 40 лет, среднюю заработную плату исчисляют из срока 25 наиболее оплачиваемых лет, эта заработная плата перерассчитывается по индексу потребительских цен, ежегодно проводиться перерасчет пенсий по этому индексу. 1993 – 1996 гг. – заключение соглашений об обязательных дополнительных режимах. Именно эти 2 реформы влияют на настоящее положение пенсионной системы Франции. Но наиболее современная и главная реформа проведена в 2003 г.(закон Фийона), направленная на постепенное выравнивание и ужесточение требований, предъявляемых при выходе на пенсию к работникам различных секторов, особенно что касается работников государственных и частных секторов.

Так в настоящее время официальный минимальный возраст для выхода на пенсию составляет 60 лет, для получения полной пенсии необходимо иметь общий трудовой стаж не менее 164 кварталов (41 год). Если трудового стажа не достаточно, то размер пенсии уменьшается на 1,25% за недостающий квартал стажа или количества лет, недостающих до 65 (выбирается наименьшее значение недостающих кварталов). Этот «штрафной коэффициент» не может превышать 25%. В 65 лет получение полной трудовой пенсии возможно вне зависимости от продолжительности трудового стажа. Новый закон предусматривает также надбавку при продолжении трудовой деятельности после достижения 164 кварталов стажа или 65 лет в размере 3% за каждый год работы в пределах 15%.

Пенсионная система Франции, как уже было объяснено, состоит из множества режимов. Но главным её отличием является то, что она базируется на двух основных принципах:

·                   пенсионное накопительное страхование – пенсия в этом случае выплачивается из средств, которые человек откладывает на протяжении всей жизни;

·                   солидарности – пенсии выплачиваются из отчислений работающих граждан.

Обязательного пенсионного накопительного фонда во Франции не существует, но есть fond par capitalisation — фонд капитализации, где каждый копит специально для себя — отчисляет ежемесячно столько, сколько считает необходимым. Хотя некоторые предприятия все же имеют принудительный накопительный фонд, отчисления в который происходят автоматически. Для лиц свободных профессий, ремесленников и мелких предпринимателей ежемесячные выплаты в пенсионный фонд составляют 16,35%. Большинство наемных работников платят столько же, но половину за них отчисляет работодатель.

Итак, пенсионная система Франции состоит из множества режимов, а главным из них считается общий пенсионный режим для наемных работников. В этот режим попадают наемные работники предприятий частного сектора французской экономики (15 млн. плательщиков взносов, то есть две трети активного населения, а также 9 млн. пенсионеров). В него включаются пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, социальных пенсии.

Факторами, влияющими на получение пенсии по старости в общем пенсионном режиме, являются: достижение пенсионного возраста, наличие страхового стажа, детей и размера средней зарплаты.

Расчет пенсий по старости французских граждан производится в зависимости от продолжительности страхового стажа (которая должна достигать 161 квартал или 41 год). Статья L.351-3 КСО содержит перечень периодов, включаемых в страховой стаж: периоды трудовой деятельности, периоды получения пособия по временной нетрудоспособности, период отпуска по беременности и родам, и др. Средний заработок учитывается за наиболее оплачиваемые 25 лет трудовой деятельности.

Для расчета трудовой пенсии по старости применяется, в соответствии с французским законодательством, следующая формула:


Р=SAMB*Т*D/164,


Где Р (pension de retraite) – размер пенсии по старости;

SAMB (salaire annuel moyen brut) – средняя заработная плата за 25 лет;

Т (taux) – применяемый процент заработка застрахованного, равный 50%;

D (duree de cotisation) – продолжительность страхового стажа в общем режиме,

соотносимая с полным требуемым стажем (41год).

Максимальный размер пенсии по старости подлежит пропорциональному перерасчету, если застрахованное лицо не имеет необходимой продолжительности стажа 41 год в общем пенсионном режиме.

В общем пенсионном режиме Франции, в отличие от иных режимов, существуют социальные пенсии, являющиеся гарантией всеобщности пенсионного обеспечения. Основным видом является пенсия, в Кодексе социального обеспечения названная пособием пожилым наемным работникам. Назначается это вид пенсии при условии осуществления гражданином оплачиваемой трудовой деятельности в течение 5 лет после достижения возраста 50 лет или наличие 25 лет указанной деятельности в течение всей своей профессиональной карьеры. Социальная пенсия может быть назначена гражданину по достижении 65 лет (60 лет в случае утраты трудоспособности).

Наличие пенсии по старости и социальной пенсии демонстрирует нам заботу государства о своих гражданах, об их достойном существование при выходе на пенсию.

К видам пенсий общего пенсионного режима также относится пенсии по инвалидности. Статьи L.341-1 и R.341-2 Кодекса социального обеспечения Франции определяют в качестве инвалида застрахованное лицо, окончательно утратившее не менее 2/3 своей трудоспособности, лишивших его возможности трудиться и получать заработную плату в размере выше 1/3 своего нормального.

Дифференциация этой пенсии зависит от того, к какой группе относится инвалид. По законодательству Франции инвалиды делятся на: инвалиды, способные осуществлять оплачиваемую трудовую деятельность, инвалиды, полностью лишенные возможности выполнять какую-либо работу, инвалиды, лишенные способности работать и нуждающиеся в постоянном уходе со стороны третьего лица.

Инвалиды, способные к оплачиваемому труду, получают пенсию в размере 30% от среднего заработка. Инвалиды, которые не могут заниматься трудовой деятельностью по состоянию здоровья, имеют право на пенсию и получают её в размере 50% от средней заработной платы; те же, которые нуждаются в помощи со стороны третьих лиц, получают дополнительные выплаты, способные компенсировать заработок этих лиц. Но пенсия по инвалидности не является пожизненной, при достижении 60 лет инвалид начинает получать пенсию по старости.

Пенсия по инвалидности выплачивается лишь на основании следующих страховых случаев: несчастный случай на производстве, несчастный случай по пути на работу, профессиональное заболевание. Для получения этого вида пенсии в этих случаях не требуется никакой продолжительности страхового стажа. В соответствии со статьей R.431-1 Кодекса социального обеспечения Франции степень инвалидности для расчета и начала выплаты пенсии должна составлять не менее 10%. Расчет пенсии производится в зависимости от степени нетрудоспособности пострадавшего и его заработной платы.

Наличие социальных фондов финансирования пенсий по инвалидности вследствие общего заболевания и пенсий по инвалидности вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, обеспечивает их своевременную выплату в полном размере, и позволяет не перегружать иные фонды. Этот вид пенсии в общем пенсионном режиме позволяет учесть трудовой вклад гражданина, а также некоторые социальные факторы, что позволяет гражданам иметь достойное существование.

Пенсии по случаю потери кормильца во Франции отличаются значительной дифференциацией, различаются по уровню дохода, в зависимости от получения кормильцем трудовой пенсии, а также от других юридически значимых фактов и состояний. Существуют пенсии по случаю потери кормильца пережившим супругам пенсионеров и пенсии вдовца или вдовы. Размер именно этого вида пенсии составляет 54% размера пенсии по старости, которую получал или на которую имел право умерший или объявленный без вести пропавшим кормилец. Дети не всегда являются субъектами обеспечения этого вида пенсий. Так, при обеспечении пенсией по случаю потери кормильца-инвалида вследствие общего заболевания предусматривается лишь небольшая выплата в размере 10% пенсии вдовы или вдовца, если на иждивении находятся три и более ребенка. Дети, состоявшие на иждивении гражданина, умершего вследствие несчастного случая на производстве или от профессионального заболевания, имеют право на получение пенсии в размере 15% заработка на каждого из первых двух детей, и 10% на каждого из последующих.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты