Анализируя данные общего пенсионного режима Франции, можно сделать вывод, что все условия назначения, порядок расчета и размеры пенсий, зафиксированные в нормативных правовых актах, направлены на материальную защищенность и на гарантию достойного уровня жизни пенсионеров.
Помимо этого общего обязательного режима существует общий обязательный режим для ненаемных работников, функционирующий под эгидой отраслевых касс: Национальной автономной кассы по выплате пособий по старости ремесленникам; Национальной кассы страхования по старости лиц свободных профессий; Национальной кассы французских адвокатов. Взносы и способы расчета пенсий определяются в каждом случае специальными соглашениями между соответствующими кассами и ассоциациями ненаемных работников.
В результате такой многоярусной системы один работник получает в среднем 2,8 различных пенсий. Особенностью пенсионной системы Франции остается высокая норма замещения, т. е. большой размер пенсии в сравнении с прежней зарплатой. В среднем норма замещения всех видов пенсий составляет 78% для мужчин и 72% для женщин. При размере зарплаты ниже определенного уровня размер пенсии устанавливается по льготному коэффициенту. Именно эта черта французской пенсионной системы получила название "социал-демократического шедевра". Существующий метод расчета пенсий (при наличии установленного страхового стажа и возраста выхода на пенсию) позволяет пенсионерам сохранить прежний уровень жизни.
В рамках общего режима пенсия дополняется выплатами по обязательным дополнительным режимам страхования. Дополнительные обязательные режимы созданы с целью обеспечения пенсиями по старости отдельных категорий граждан, и только в некоторых случаях – с целью предоставления пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца – это так называемые режимы предупреждения. Дополнительные добровольные режимы во Франции существуют на уровне либо организации, либо отрасли экономики, они действуют по принципу накопления. В настоящее время вокруг пенсионных фондов, действующих по принципу накопления, идет серьезная дискуссия. Противники утверждают, что существование указанных фондов противоречит принципу социальной справедливости во Франции. Но эти фонды необходимы. Среди этих режимов выделяют CNAVTS, MSA, l'ORGANIC, la CANCAVA, CNRACL, IRCANTEC, AGIRC, ARRCO. Наиболее значимыми режимами являются ARRCO (Ассоциации режимов дополнительных пенсий для сотрудников различных профессий) и AGIRC (Всеобщей ассоциации пенсионных учреждений для руководящих сотрудников). Первая финансируется за счет обязательных взносов предпринимателей – 7,9% от массы заработной платы и наемных работников – 2%. В AGIRC общий размер взносов составляет 12%, из которых 8% платят работодатели и 4% работники. Выплата из дополнительных пенсионных режимов (в среднем 20% заработка) существенно повышает общий доход пенсионеров (в базовых режимах в среднем 50% зарплаты). Сейчас происходит объединение этих двух режимов и создание единого фонда солидарности. Можно отметить, что такие программы, основанные на накопительном принципе, распространены во всем мире.
Помимо общего пенсионного режима во Франции существует множество специальных режимов для других различных категорий работников. Установлены общие для всех этих режимов источники финансирования страхования по старости: они состоят из перечислений из государственного бюджета, средств, выделяемых Фондом солидарности по старости, а также из страховых взносов, уплачиваемых работодателями и работниками. Действие особых режимов обеспечения распространяется на следующие категории работников: чиновники, должностные лица, работники, состоящие на службе государства; служащие регионов, департаментов и коммун; военнослужащие и приравненные к ним категории; граждане, занятые на работах по производству, транспортировке и распределению электрической энергии и газа; работники Банка Франции; шахтеры; работники Французской национальной системы железных дорог.
Виды обеспечения, предоставляемые различным категориям граждан, зависят от специфики пенсионного режима. Например, в области пенсионного обеспечения режимом компании L’Ectricité de la France – Le Gas de la France предусматривается пенсионное обеспечение по старости с 60 лет (с 55 при работе на вредных условиях и оперативных должностях) при наличии 25 лет стажа работы в данной компании. [17, с.38] В сфере страхования по инвалидности правила этого режима полностью совпадают с общим режимом обеспечения. Режим обеспечения государственных, территориальных и больничных служащих при наступлении страховых случаев предоставляет все виды пенсий; пенсии по старости, по инвалидности и в случае потери кормильца, и т.д.
Главным из этих режимов является специальный режим рабочих государственного сектора (основа для всех специальных режимов). Необходимо отметить, что материальное обеспечение государственных служащих во Франции имеет давние традиции. Первые указы французских монархов по обеспечению пенсиями чиновников, военных появились именно относительно к людям, состоящим на службе у короля и у государства. Король Людовик XIV издал указ об учреждении режима социальной защиты инвалидов флота. После Великой Французской Революции законом от 22 августа 1790 г. были введены пенсии государственным чиновникам, а 9 июня 1853 г. на законодательном уровне было закреплено создание режима социальной защиты государственных служащих - одного из первых профессиональных режимов.[18,c.4]
Пенсионное обеспечение является одной из фундаментальных гарантий государственных служащих, элементом их правового статуса. В соответствии со ст. 24 закона №83-634 от 13 июля 1983 г. о правах и обязанностях государственных служащих, достижение возраста, дающего право на получение пенсии за выслугу лет, является одним из оснований окончательного прекращения работы на государственной службе и исключения из ее состава.[19]
Предельный возраст нахождения на государственной службе составляет 55 лет с возможностью продолжить трудовую деятельность до 60 лет, либо 60 лет с возможностью продолжать трудиться до 65 лет. Отдельные категории государственных служащих исполняют свои полномочия до 68 лет. Минимальная продолжительность выслуги лет, дающей право на назначение соответствующей пенсии, составляет 15 лет действительной службы (исключение составляет нахождение чиновника в состоянии вывода из штата, а также в резерве, то есть положение, не дающее права на профессиональный рост и на пенсию за выслугу лет, своего рода отставка).[20, c.78] Но пенсия за выслугу лет может назначаться вне зависимости от срока службы при условии инвалидности, полученной при исполнении служебных обязанностей либо при выполнении общественного долга или спасении жизни людей.
В стаж государственной службы учитываются периоды деятельности в качестве госслужащего после присвоения ему звания в администрациях и публичных учреждениях департаментов, коммун, заморских территорий и бывших колоний; военной службы; службы на государственных предприятиях в качестве наемного работника; для преподавателей – периоды времени обучения в учебных заведениях по специальности после достижения ими возраста 18 лет, некоторые иные периоды времени. Воспитание детей, родных либо усыновленных, в течение не менее 9 лет до достижения ими возраста 21 года дает право включения в выслугу лет одного года за каждого ребенка.[21]
Продолжительность выслуги для начисления пенсии рассчитывается в расчетных годах. С 2008 года компенсация каждого года выслуги составляет 1,875% базового оклада, соответствующего индексу оплаты труда, устанавливаемому исходя из должностного оклада (с учетом премий не свыше 20%), соответствующего должности, званию, классу и эшелону, которые государственный служащий занимал не менее 6 месяцев на момент возникновения у него права на пенсию за выслугу лет. Таким образом, можно заметить, что этот режим основан на системе расчетных баллов, как и большинство специальных режимов Франции.
Необходимо сказать, что возможен вариант досрочного выхода на пенсии госслужащего, тогда размер пенсии пропорционально снижается (3% за каждый недостающий год выслуги). Эта санкция не применяется, если служащий достиг предельного возраста нахождения на службе для своего ранга. Тогда пенсия рассчитывается из минимального оклада за 15 лет. Но максимальный размер пенсии за выслугу лет может быть только 75% от базового оклада.
В случае смерти служащего (служащей) его вдова либо вдовец имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца, равную 50% суммы, на которую он имел право. Пенсия по случаю потери кормильца также выплачивается детям умершего служащего. Каждый ребенок до достижения 21 года имеет право на получение 10% суммы пенсии, которую получал или на которую имел право умерший родитель на момент смерти.
В соответствии с декретом от 18 июня 2004 г. №2004-569, с 1 января 2005 г. был учрежден дополнительный пенсионный режим государственных служащих. Этот режим носит обязательный характер. Пенсия является накопительной, ее размер зависит от начисленных взносов. По достижении возраста 60 лет одновременно с назначением пенсии за выслугу лет служащий получает право на дополнительную пенсию.
Государственный служащий, который утратил возможность продолжать исполнять полномочия по своей должности вследствие наступления инвалидности по причине ранений или заболевания, полученных при выполнении своей работы, а также при выполнении общественного долга или спасении жизни людей, и который не смог перейти на более высокую ступень административной иерархической лестницы по причине физического состояния может быть уволен со службы либо по собственному желанию, либо администрацией по истечении определенного срока с назначением ему пенсии за выслугу лет, а также пожизненной пенсии по инвалидности. Пенсия за выслугу лет и пенсия по инвалидности суммируются, но общая сумма не должна превышать размера пенсии за выслугу лет, назначаемого в обычных условиях. Это является исключением, т.к. во Франции госслужащий может получать только пенсии по выслуге лет без каких-либо надбавок.[22, c.17]
Я попыталась раскрыть все принципы и аспекты французской пенсионной системы, которая является одной из наиболее успешных и обеспечивающих достойное существование граждан этой страны.
Заключение:
Пенсионное обеспечение граждан является одной из наиболее распространенных проблем во всем мире. Причиной этому становится повышение числа граждан пенсионного возраста, которые нуждаются в замещении своей заработной платы с уходом на пенсию. Во всех странах правительства пытаются достичь достойного уровня жизни своего населения, учитывая с экономические и демографические факторы.
В Российской Федерации происходит реформирование пенсионной системы с целью её совершенствования, повышения уровня жизни лиц пенсионного возраста. В пенсионной системе России есть свои особенности: низкий пенсионный возраст, различие в возрасте выхода на пенсию мужчин и женщин, взносы на формирование будущей пенсии платит только работодатель, есть вопросы собираемости налогов. Достаточно сказать, что в настоящее время уровень замещения заработной платы пенсией в Российской Федерации не превышает 25%. Международная организация труда (МОТ) рекомендует устанавливать этот показатель на уровне не менее 40%. В большинстве европейских стран уровень замещения заработной платы пенсией составляет 60—70%, а во Франции 68,8%.
Пенсионная система России идет по пути развития, но ещё многие аспекты этой структуру нуждаются в реформировании, а пенсионную систему Франции называют «социал-демократическим шедевром».
В своей курсовой работе я изучила структуру и принципы пенсионных систем России и Франции. Решив поставленные перед собой задачи, я хотела бы сделать некоторые выводы по поводу этих двух систем:
· Российская пенсионная система представляет собой более цельное образование, чем пенсионная система Франции. Все пенсионные отношения объединены в один блок, состоящий из пенсий по старости, пенсий по инвалидности, пенсий по случаю потери кормильца, пенсий за выслугу лет, социальных пенсий. Одновременно можно говорить о том, что пенсионная система Франции позволяет обеспечить более дифференцированный подход к обеспечению граждан. Этот опыт является, безусловно, положительным и должен быть учтен в развитии пенсионной системы Российской Федерации;
· сравнение с реформированием пенсионной системы во Франции показывает, что реформа пенсионной системы Российской Федерации была необходима. Но резкий переход от распределительной системы к накопительной вызвал справедливую критику со стороны специалистов в сфере права социального обеспечения. Французский опыт реформирования этой системы показывает, что кардинальных перемен можно было избежать, закрепив постепенный переход к новым правилам исчисления пенсий;
· повышение пенсионного возраста не является единственным способом, позволяющим снизить нагрузку на пенсионную систему, что убедительно доказывается французским опытом. В отличие от других стран, Французская Республика смогла сохранить установленный возраст выхода на пенсию по старости – 60 лет. В Российской Федерации на современном этапе развития пенсионной системы указанное повышение крайне нежелательно, учитывая низкий уровень продолжительности жизни граждан;
· эти пенсионные системы отвечают всем признакам, свойственным социальному обеспечению граждан, и включены в систему социального обеспечения двух стран;
· закон «О профессиональных пенсионных системах в России» находится в состоянии проекта и нуждается в доработках, с учетом успешного опыта Франции в этом вопросе, и его принятии и применении в Российских реалиях;
· существует необходимость закрепить единый подход к пенсионному обеспечению федеральных гражданских государственных служащих, государственных служащих субъектов Российской Федерации, а также муниципальных служащих, с учетом обеспечения этих субъектов во Франции;
· в связи отсутствием доверия негосударственным пенсионным фондам из-за экономической ситуации со стороны граждан говорить об активном развитии дополнительного пенсионного обеспечения в России не приходится, хотя рассмотрение системы дополнительного пенсионного обеспечения во Франции, дает основание для вывода о необходимости ее функционирования.