Плата за негативное воздействие на окружающую среду по законодательству России

Плата за негативное воздействие на окружающую среду по законодательству России

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет параллельного образования и экстерната

Кафедра гражданского права и процесса

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: Плата за негативное воздействие на окружающую среду по законодательству России

Научный руководитель

доцент Воронцова О.В.


Исполнитель

Студент 456 группы

Соломатина С.В.




Сыктывкар 2010


Содержание


Введение

Глава 1 Правовое регулирование платности за негативное воздействие на окружающую среду

§1 Цели и предмет правового регулирования платности за негативное воздействие на окружающую среду. Понятие негативного воздействия на окружающую среду

§2 Нормативные правовые акты, регламентирующие внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду

Глава 2 Плата за негативное воздействие по отдельным природным ресурсам

§1 Плата за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками

§2 Плата за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты

§3 Плата за размещение отходов производства и потребления

Глава 3 Правовые проблемы, возникающие при осуществлении платности за негативное воздействие на окружающую среду

Заключение

Список использованных источников



Введение


Актуальность. Увеличение объёмов производства, усиление негативного воздействия на окружающую среду, сокращение запасов природных ресурсов создают угрозу экологической безопасности стран и регионов, препятствуют их устойчивому социально - экономическому развитию, соблюдению принципов прав человека на благоприятную среду, платности природопользования и возмещения вреда.

Процесс загрязнения окружающей среды занимает ведущее место среди проблем, которые характеризуют наше общество на современном этапе его развития, данный вопрос неразрывно связан с необходимостью совершенствования законодательства в этой области. Проблема четкой фиксации прав и обязанностей природопользователей в этой связи является весьма актуальной, особенно в части определения видов платежей за негативное воздействие, их размера и порядка уплаты.

Развитие современной экономики в значительной степени определяется влиянием эколого-экономических регулирующих механизмов. Одним из важных регулирующих механизмов в России является плата за негативное воздействие на окружающую среду. Суть этого механизма государственного регулирования состоит в экономическом принуждении ограничения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности природопользователей и, наоборот, в экономическом поощрении и предоставлении льгот природопользователям, вкладывающим средства в природоохранные технологии и добивающимся снижения выбросов, сбросов и размещения отходов.

В российском законодательстве имеется целый ряд неурегулированных положений, прямо или косвенно связанных с платой за негативное воздействие. К ним, например, относятся вопросы взимания платы за так называемый сброс на рельеф местности, за размещение отходов производства и потребления.

Кроме того, в настоящее время плата за негативное воздействие на окружающую среду взимаются в размерах, которые не достаточны ни для финансирования государственных программ по охране окружающей среды, ни для стимулирования отказа от существующих технологий и внедрения экологически безопасного производства на предприятиях.

Степень изученности темы. Проблемы правого регулирования платы за негативное воздействие на окружающую среду не получили в научной литературе достаточно широкого и полного освещения, что прежде всего связано с относительной новизной данного института для современного экологического законодательства. Основное внимание уделено проблеме определения правовой природы данных платежей, в частности в работах М.М. Бринчука, Т.В. Петровой, А.А. Костина.

Теоретическую основу работы составили исследования таких ученых, как А.А. Ялбулганов, А.С. Шестерюк, Т.В. Петрова, Л.Е. Бандорин, М.М. Бринчук, Н.А. Лунина, А.А. Костин, и других авторов. Эмпирическую основу работы составляет судебная практика Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, ведомственные акты и методические указания, носящие рекомендательный характер.

Объект исследования – общественные отношения, возникающие при осуществлении платности негативного воздействия на окружающую среду.

Предметом данного исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Итак, цель данной дипломной работы – выявить проблемы правового регулирования платности за негативное воздействие на окружающую среду, выдвинуть предложения по совершенствованию законодательства по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Исходя из поставленной цели, необходимо решение следующих задач:

1.                 определить цели и предмет правового регулирования платы за негативное воздействие на окружающую среду;

2.                 проанализировать правовые основы регулирования платы за негативное воздействие на окружающую среду;

3.                 систематизировать нормы права, регулирующие взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду;

4.                 исследовать правовой механизм взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду;

5.                 провести сравнительно-правовой анализ нормативных правовых актов, регулирующие взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду;

6.                 выявить особенности взимания платы за негативное воздействие на отдельные виды природных ресурсов.

В работе использованы такие методы научного исследования как сравнительно-правовой и системный. Сравнительно-правовой метод использовался для сопоставления правовых норм, содержащихся в различных нормативных правовых актах. Системный метод включает комплексный анализ существующих правовых норм, регулирующих отношения в сфере платности негативного воздействия на окружающую среду, установление их взаимосвязи.

Структура и содержание дипломной работы. Цель и задачи исследования обусловили структуру дипломной работы, состоящей из введения, трех глав, объединяющих пять параграфов, заключения, списка использованных нормативных правовых актов и научной литературы. Во ведении обосновывается актуальность темы, раскрывается степень исследованности в научной литературе, определяется цель, задачи, объект и предмет исследования, показана структура работы. Первая глава посвящена исследованию предмета и целей правого регулирования, системе нормативных правовых актов, регламентирующих взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду. Вторая глава посвящена анализу действующего отечественного законодательства, особенностям взимания платы за негативное воздействие по отдельным видам природных ресурсов. В третьей главе отражены проблемы правоприменительной деятельности, возникающей при взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду. В заключении сформулированы основные выводы, предложения законодателю по решению возникающих в правоприменительной практике проблем по вопросу платности за негативное воздействие на окружающую среду. Библиография включает 53 источника.

 


Глава 1 Правовое регулирование платности за негативное воздействие на окружающую среду

 

§1 Цели и предмет правового регулирования платности за негативное воздействие на окружающую среду. Понятие негативного воздействия на окружающую среду


Одним из основополагающих принципов законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды является принцип платности природопользования, в соответствии с которым негативное воздействие на окружающую среду является платным.

В соответствии с законодательством об охране окружающей среды платность негативного воздействия на окружающую среду преследует достижение ряда целей. Во-первых, указанная плата является источником пополнения федерального и местных бюджетов. Во-вторых, важнейшая цель платежей - стимулирование природопользователей к рациональному использованию природных ресурсов и к повышению эффективности их природоохранной деятельности.

Статья 14 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»[1] (далее - Закон об охране окружающей среды) относит установление платы за негативное воздействие на окружающую среду к числу методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды.

Статьей 16 Закона об охране окружающей среды определены виды негативного воздействия на окружающую среду и установлено, что формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

·        выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

·        сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

·        загрязнение недр, почв;

·        размещение отходов производства и потребления;

·        загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

·        иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Предметом правового регулирования являются правоотношения, возникающие при взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате хозяйственной и иной деятельности.

В статье 1 Закона об охране окружающей среды дается определение негативного воздействия на окружающую среду как воздействия хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Для регулирования воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду предусмотрены нормирование в области охраны окружающей среды и нормативы допустимого воздействия. Нормативы допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ, нормативы образования отходов, нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) являются основой для оценки воздействия на окружающую среду, расчета платежей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты