Плата за негативное воздействие на окружающую среду по законодательству России

Для передвижных источников (объектов) негативного воздействия коэффициент 1,2 применяется, если место (порт) приписки или место государственной регистрации передвижного источника (объекта) (при отсутствии такового - место нахождения владельца) находится в пределах черты города.

Таким образом, плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух определяется путем умножения соответствующих нормативов платы с учетом установленных поправочных коэффициентов на массы фактических выбросов по каждому загрязняющему веществу или виду топлива и суммирования полученных произведений.


§2 Плата за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты


В соответствии со статьей 1 Водного кодекса РФ[23] под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

К поверхностным водным объектам относятся, например, моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие), водотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища), болота. К подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод, водоносные горизонты.

Под термином сброс понимается, например, поступление в водные объекты со сточными водами загрязняющих веществ, которые ухудшают качество воды, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов.

Согласно статье 1 Водного кодекса сточные воды - воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.

ГОСТ 30772-2001 определяет сбросы как жидкие вещества, подлежащие выводу (сбросу в почву или водоем) за пределы производства, включая входящие в них опасные и/или ценные компоненты, которые улавливают при очистке этих жидких веществ и ликвидируют в соответствии с требованиями национального законодательства и/или нормативных документов.

Среди источников сбросов различают организованные и неорганизованные источники. К организованным источникам относятся источники, сбросы от которых поступают в водные объекты через специальные технические устройства, например трубу. Одним из основных критериев отнесения источников к организованным является возможность определения для них мощности (в литрах в секунду) и объема (в кубических метрах в год) сброса по каждому загрязняющему веществу контрольно-аналитическими методами. Для неорганизованных источников скорость и объем сброса определяются, как правило, расчетным путем с привлечением при необходимости контрольно-аналитических методов.

Нормативы платы за сброс в поверхностные и подземные водные объекты по каждому загрязняющему веществу определены дифференцировано в пределах установленных допустимых нормативов сбросов (в пределах ПДС) и в пределах установленных лимитов сбросов (в пределах ВСС).

Согласно СанПиН 2.1.5.980-00[24] предельно допустимый сброс в водный объект (ПДС) - масса веществ или микроорганизмов в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном створе.

Статья 1 Закона об охране окружающей среды под лимитом на сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов понимает ограничения сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.

Постановлением Правительства от 01.07.2005 № 410 установлено, что норматив платы за сбросы взвешенных веществ применяется с использованием коэффициента, определяемого как величина, обратная сумме допустимого увеличения содержания взвешенных веществ при сбросе сточных вод к фону водоема и фоновой концентрации взвешенных веществ в воде водного объекта, принятой при установлении нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты определяется путем умножения соответствующих нормативов платы с учетом установленных поправочных коэффициентов на массы фактических сбросов по каждому загрязняющему веществу и суммирования полученных произведений.



§3 Плата за размещение отходов производства и потребления


Основными механизмами негативного воздействия отходов на окружающую природную среду при их размещении являются: выделение газов при испарении, сублимации, химических реакциях; ветровой унос мелкодисперсных компонентов и более крупных фракций отходов (при сильном ветре); протечки жидких отходов или выщелачивание вредных веществ из твердых отходов атмосферными осадками; возгорание отходов[25].

Однако размещение отходов, прежде всего, приводит к загрязнению почвы, соответственно плата взимается за негативное воздействие размещенных отходов на почву.

В статье 1 Закона об отходах даются следующие определения.

Отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Размещение отходов — хранение и захоронение отходов.

Хранение отходов — содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

Захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

В то же время ГОСТ 30772-2001 определяет захоронение отходов как размещение отходов в назначенном месте для хранения в течение неограниченного срока, исключающее опасное воздействие захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду. К объектам размещения отходов относятся полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.

Плата за размещение отходов взимается в пределах установленных лимитов и сверх установленных лимитов.

Согласно статье 1 Закона об отходах лимит на размещение отходов определяется как предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков (происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду), установлен Федеральным классификационным каталогом отходов (далее - ФККО), утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786[26]. При этом тринадцатая цифра кода используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды (0 - класс опасности не установлен, 1 - I класс опасности, 2 - II класс опасности, 3 - III класс опасности, 4 - IV класс опасности, 5 - V класс опасности).

Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 установлены нормативы платы за 1 тонну размещенных отходов в зависимости от их класса опасности для окружающей природной среды. При этом нормативы платы за размещение отходов V класса опасности дифференцированы в зависимости от вида деятельности, в процессе которого они образовались.

Так, норматив платы 0,4 рубля за тонну применяется при размещении отходов, непосредственно образованных в результате деятельности по добыче сырья и топлива из недр, водных объектов, лесов и пр.

К отходам перерабатывающей промышленности относятся отходы, образованные в результате преобразования материала, сырья в процессе работы в какой-либо продукт, изготовление чего-либо из какого-либо материала, сырья. При расчете платы за размещение указанных отходов применяется норматив платы 15 рублей за тонну. Указанное обусловлено тем, что в ходе переработки существенным образом меняется химический состав материалов, их агрегатное состояние и физико-химические свойства.

Иные отходы, в целях расчета платы, относятся к прочим и к ним применяется норматив платы 8 рублей за тонну. В частности, такими отходами являются отходы, образованные на предприятиях непроизводственной сферы, отходы потребления, образованные на производственных предприятиях, муниципальные отходы.

При определении подлежащих применению нормативов платы необходимо иметь в виду, что совокупность классификационных признаков того или иного вида отходов определена кодами Федерального классификационного каталога отходов. При этом для целей классификации производственных отходов ФККО необходимо рассматривать во взаимосвязи с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности[27].

Кроме того, Постановлением Правительства от 12.06.2003 № 344 установлена возможность применения понижающих коэффициентов 0,3 и 0 к нормативам платы за размещение отходов.

В соответствии с указанным Постановлением нормативы платы за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов применяются с использованием коэффициента 0,3 при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия.

Применение коэффициента 0,3 конкретизировано Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, действующими в настоящее время в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации. Пунктом 4.6 Инструктивно-методических указаний определено, что коэффициент 0,3 применяется в случаях размещения отходов на территориях, принадлежащих природопользователям.

Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов применяются с использованием коэффициента 0 при размещении в соответствии с установленными требованиями отходов, подлежащих временному накоплению и фактически использованных (утилизированных) в течение 3-х лет с момента размещения в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение этого срока. Условием применения данного коэффициента является подтверждение первичными документами использования отходов в течение 3-х лет.

Таким образом, плата за размещение отходов производства и потребления определяется путем умножения соответствующих нормативов платы на величины масс отходов определенного класса опасности, с учетом дополнительных коэффициентов.

Также предусмотрено понижение размеров платы в случае размещения отходов на специализированных полигонах или использования (утилизации) хранившихся в течение 3-х лет отходов.



Глава 3 Правовые проблемы, возникающие при осуществлении платности за негативное воздействие на окружающую среду


На практике при осуществлении платности за негативное воздействие на окружающую среду возникают проблемные ситуации, связанные отсутствием правовых норм, регулирующих те или иные правоотношения в данной сфере. Такие ситуации возникают, в том числе, при определении правовой природы и формы платы за негативное воздействие на окружающую среду; при реализации цели взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду и обеспечения благоприятной окружающей среды; при взимании платы за сбросы загрязняющих веществ на рельеф местности; при определении лица, обязанного вносить плату за размещение отходов производства и потребления. Ниже рассмотрим данные правовые проблемы подробнее.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты