Нужно ли говорить, наконец, о том вреде, какой оказывает пьянство в имущественных интересах, как часто оно служит главным фактором нищеты? «Мы пьянствуем, – отвечали мазуры одному исследователю, – потому что мы бедны; но мы бедны потому, что пьянствуем». Помимо расходов на свою пагубную страсть, привычный пьяница прежде всего плохой работник, как бы ловок он ни был от природы: он, конечно, ничего не сбережет про черный день. И от этой его страсти терпит и он сам, и его семья. Ни заработок семьи, ни помощь, оказываемая общественным призрением, неспособны помочь ему, ибо большая часть из этого уходит в кабак. По расчету одного англичанина, из каждых, 100 фун. стерл. раздаваемых в Англии пособий 30 фунт. в тот же день уходят в кабаки. Другой пример: в 1874 г. санитарный совет в Массачусетсе разослал циркуляр к лицам, заведующим домами для бедных, с' просьбою дать ответ на два вопроса: 1) сколько бедняков, содержащихся в этих домах или получающих пособия, попало в это положение вследствие пьянства; 2) сколько детей принято в богадельни вследствие пьянства их родителей. От 51 города получено в ответ, что 35% всех мужчин попали в эти дома вследствие пьянства; от 35 городов – 40% и от 57 – 41%. По второму вопросу оказалось, что в 27 городах все дети в богадельнях содержатся вследствие пьянства родителей.
Из приведенных данных и соображений с достаточною ясностью выступает вред, порождаемый пьянством, как социальным злом. В сознании этого вреда и лежит главный стимул борьбы с этим злом, задачи которой падают на государство и общество, Сознание необходимости этой борьбы встречается уже давно; но в течение долгого времени попытки ее являлись случайными, разрозненными и не имели заметных результатов. Более серьезное значение и большую последовательность меры борьбы с пьянством получили лишь в течение XIX столетия. Оно вообще характеризуется более внимательным отношением к нуждам низших слоев населения, a именно – они являются жертвами пьянства в наибольшей степени. Следует заметить также и то, что главным инициатором в этой борьбе в большинстве стран оказалось не государство, a общество, в лице наиболее просвещенных его членов.
Ранее других за борьбу с пьянством принялась та страна, где ранее водворился демократический строй: Соединенные Штаты Северной Америки. Честь первой попытки противопоставить оплот развивающемуся пьянству принадлежит американскому врачу Реш, который в 1804 г. опубликовал свои изыскания о влиянии крепких напитков на тело и ум человека Под влиянием его, несколько лет спустя, образовалось первое американское общество трезвости (в Бостоне). Общество это пропагандировало не совершенное воздержание от крепких напитков, но только умеренное их употребление. Общество это не имело успеха, и в среде его деятелей возникло убеждение, что для массы народа, особенно для необразованных классов действительным средством избежать злоупотребления спиртными напитками может служить только абсолютное воздержание от них. В результате этого убеждения, в 1827 г. в Бостоне было учреждено новое общество трезвости (Temperance Society), члены которого обязывались под присягою совершенно не употреблять крепких напитков, за исключением лекарств, и кроме того не предлагать их никому и употреблять все свое влияние для уничтожения причин и последствий пьянства. Успех на этот раз был чрезвычайный: быстро стали возникать новые такие же ассоциации, и в. 1835 г. насчитывали до 8.000 обществ трезвости с l, 5 миллионами членов. Благодаря этому, 4.000 винокуренных заводов прекратили работу и более 80.000 торговцев закрыли свои заведения, где продавались спиртные напитки.
В дальнейшем развитии борьбы с алкоголизмом в Америке, под влиянием событий междуусобной войны 1861–1865 гг., произошла задержка. В армии злоупотребление крепкими напитками приняло широкие размеры, так что этому обстоятельству приписывали весьма важные военные промахи, a в народе вообще, в эти годы возбужденного состояния страны и ненормального течения государственной и общественной жизни, обнаружилось увеличение пьянства и ослабление энергии в деле борьбы с ним. С восстановлением спокойствия в стране, снова с движение с целью пропаганды идей трезвости.
Этому в значительной степени содействовал так называемый «женский крестовой поход» (Women's Crusade) против пьянства – агитация, предпринятая американскими женщинами в 1874 году. Агитация эта велась с большею энергиею во многих штатах, выражаясь в экзальтированной проповеди о вреде пьянства и в горячем призыве к воздержанию. В результате этого движения явилось образование многих новых обществ трезвости и оживление деятельности старых. Особенное значение получил обширный национальный союз трезвости «National Temperance Society», образовавшийся еще в 1865 году в целях объединения усилий отдельных обществ трезвости (к этому союзу примкнуло более 300 обществ). Союз этот поставил себе задачей противодействовать не только потреблению крепких напитков, но и производству их и торговли ими, посредством проведения законодательным путем разных ограничительных и запретительных мер. Во главе союза находится комитет из 36 лиц, принадлежащих к разным политическим партиям и вероисповеданиям; под руководством этого комитета на местах действуют агенты союза, имеющиеся почти в каждой общине. На дело пропаганды идей трезвости союз истратил в 1865–1891 гг., более 1 миллиона долларов. В некоторых штатах, под влиянием пропаганды этого союза, и других больших обществ трезвости приняты законодательные меры относительно воспрещения производства и торговли спиртными напитками.
Из Америки движение в пользу организации обществ трезвости проникло в Европу и развилось прежде всего в Англии, где первое такое общество возникло в 1829 г. в Гласгове. И в Англии была на первых же порах допущена ошибка, сделанная в Америке и тормозившая успешную деятельность обществ трезвости: они восставали не против употребления спиртных напитков вообще, a только против злоупотребления ими; кроме того, усилия их были направлены, главным образом, против потребления водки, a между тем, под влиянием закона 1830 г. о производстве и продаже пива, пьянство в пивных приняло не менее обширные размеры, чем пьянство в кабаках. Сознание неуспешности стараний обществ в борьбе с злоупотреблением вызвало стремление положить в основу их деятельности начало полного воздержания, так наз. Teetotаlism. В деле пропаганды этого начала чрезвычайную энергию проявил ирландский католический патер Мэтью, прозванный «апостолом воздержания». Своею энергическою и воодушевленною проповедью (с 1838 г. в Ирландии, Англии и Америке он, по расчетам современников, обратил к трезвости более 5 миллионов людей. В Ирландии, под его влиянием, движение против пьянства приняло национальный характер, и его пропаганда дала ирландскому союзу воздержания (Irish total abstinence Association) около l. 800.000 членов. Потребление водки, составлявшее в Ирландии в 1838 г. 121/4 милл. галлонов, упало в 1841 году до 61/2 милл. галлонов.
В дальнейшем развитии обществ трезвости в Англии выработались типические черты их организации, их задачи и приемы деятельности. Важнейшими из них являются: устная и печатная пропаганда идей трезвости, для чего широко организуются публичные чтения, проповеди и пр. и издаются и энергично распространяются газеты, журналы, брошюры и воззвания; устройство музеев, читален, клубов; организация различных разумных развлечений для народа: устройство лечебниц для привычных пьяниц; воздействие на законодательство в смысле упорядочения торговли вином, улучшения его качества и пр.
Из многочисленных английских обществ трезвости особенно значительными по размерам своей деятельности являются: 1) старейшее из них – «Британская лига воздержания» (British Temperance League) – основанное в 1835 г., распространяющее свою деятельность на северную и центральную части Англии; 2) основанная 1856 г. «Национальная лига воздержания» (National Temperance League), поставившая главною своею целью борьбу с пьянством в армии и флоте; 3) «Католическая крестовая лига полного воздержания» (Catholic Total Abstinence League of the Cross), основанная в 1872 г. с целью «соединить католиков как духовных, так и светских, для священной борьбы с неумеренностью, в видах поднятия уровня религиозной, социальной и семейной жизни католического населения, особенно рабочего». Во главе этого общества, насчитывавшего уже в 1880 г. до 200.000 членов, стоял знаменитый кардинал Маннинг; 4) «Протестантский союз воздержания» (Church of England Protestant Temperance Alliance), поставивший себе такие же задачи в отношении к протестантам. Кроме этих главных ассоциаций, по всей стране рассеяны общества трезвости, разделяющие между собою труд пропаганды идей трезвости в разных слоях населения. Существует, напр., специальный союз воздержания среди железнодорожных служащих; союз воздержания среди учащихся в учебных заведениях, множество женских ассоциаций и т.д. Особую группу образуют общества, поставившие своею задачею – воздействие на законодательство с целью добиться уничтожения или возможного ограничения продажи спиртных напитков. В числе их большим политическим значением пользуется «Союз для упразднения торговли напитками» (United Kingdom Alliance for suppression of the Liquor Traffic). В последние годы общее число абстинентов в Англии доходило до 7 миллионов.
Не имея возможности проследить историю и значение обществ трезвости во всех странах, заметим лишь, что значение это всюду было велико и особенно в том смысле, что оно развило в обществе большой интерес и участие к делу борьбы с пьянством, которая под влиянием этого вступила на путь серьезного и плодотворного развития.
Хорошую иллюстрацию этого положения дают Швеция и Норвегия. В них общества трезвости не только подготовили надлежащую почву для борьбы с пороком, оказав огромное воспитательное влияние на народ, но и выработали совершенно новые формы борьбы с пьянством, – столь знаменитую ныне Готебургскую систему.
В 1835 г., по примеру американских обществ трезвости, в Швеции впервые было положено основание общества воздержания. Общество это имело успех и вызвало к существованию ряд других, ему подобных. Потребность в борьбе с пьянством была велика: размерами своего пьянства Швеция славилась по всей Европе, и еще в XVIII в. недаром среди немцев вошла в поговорку фраза – «пьян, как швед». Благодаря полной свободе винокурения и питейной торговли (установленной при Густаве III, в 1788 г.), имевшей целью поощрение сельско-хозяйственного винокурения, вся Швеция покрылась винокуренными заводами; в 1824 г. их насчитывали на небольшом пространстве этой страны до 170.000. Пьянство было страшно развито. Понятно поэтому, какое значение должны были получить там общества пропаганды трезвости. Мало-помалу в результате явилась коренная реформа самого законодательства; в 1855 г. издан новый закон в смысле развития трезвости – уничтожены мелкие винокурни; установлен строгий контроль за винокурением; торговля напитками сильно ограничена. В интересах развития воздержания, новый закон постановил также, что в питейных заведениях должны всегда продаваться кушанья и разные съестные припасы: известно, что на сытый желудок спиртуозы действуют слабее и их выпивают вообще меньше; запрещено было также отпускать вино под залог вещей. Кроме того, закон 1855 г. определил, что если в городах составятся компании, готовые взять в свое исключительное ведение все места питейной торговли или даже некоторые, то городское управление, удостоверившись в благонадежности такой компании, может отдать ей это право в аренду.
Вот это-то положение закона 1855 г. и дало толчок развитию «Готебургской системы». Весьма скоро обнаружилось на практике, что старания закона обратить кабаки в съестные лавочки и столовые для народа остались на бумаге. В действительности все шло по старому: для обхода же закона в каждом кабаке держалось какое-нибудь блюдо с картофелем, никогда не потребляемое, a стремления кабатчиков увеличить свои барыши не могли удержать их от риска отпускать водку в долг или под залог вещей. И вот в 60-х годах в Готебурге пастор Визельгрен, горячий филантроп и приверженец идей трезвости, решился воспользоваться указаниями закона и начал хлопотать перед городским управлением об ограничениях питейной торговли и об отдаче ее имеющему образоваться для того обществу. Первоначально эта попытка не удалась: интересы 136 кабатчиков оказались слишком сильными, и городское управление ответило, что оно не считает возможным вмешиваться в это дело. Когда же в 1863 г. вопрос был снова поставлен на очередь, то городское управление (обновленное в своем составе, благодаря новому закону о производстве городских выборов) отнеслось с нему с большим вниманием и решило назначить особую комиссию для исследования причин обеднения рабочих классов населения. В результате изысканий этой комиссии установлено было, что пьянство является одною из главных причин бедственного положения этих классов, как в экономическом, так и в нравственном отношениях. Комиссия остановилась также и на вопросе о том, какими средствами можно было бы предотвратить дальнейшее развитие зла. По ее мнению, наиболее целесообразною мерою должно быть признано коренное изменение системы продажи спиртных напитков, a именно – передача ее всецело в руки акционерной компании, которая не преследовала бы целей извлечения возможно большего дохода от продажи питей, a имела бы в виду исключительно благо населения. По заключению комиссии, компания должна ограничиваться получением небольшого процента (5%) на затрачиваемый ею капитал, a весь остальной доход должен поступать в городскую казну и идти на дело улучшения быта рабочего класса. В самой организации питейной торговли должны быть приняты меры к тому, чтобы лица, производящие ее, не были заинтересованы в продаже питей; они должны получать определенное содержание за свой труд, получая сверх того лишь доход от продажи ими всякого рода кушаньев, съестных припасов и неспиртных напитков. Вот те основания, которые были выработаны городскою комиссиею, одобрены городским управлением и которые составили собою важнейшие отличительные черты «Готебурской системе». За осуществление ее принялась (с 1 октября 1865 г.) «Готебургская акционерная питейная компания», образовавшаяся из промышленных фирм и частных лиц.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10