Полномочия военных, арбитражных судов и других органов юстиции

Полномочия военных, арбитражных судов и других органов юстиции

Содержание

 

Введение

Тема 1. Основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы»

Тема 3 Судебная власть и система органов, осуществляющих ее.

Тема 5 Основное звено системы общих судов

Тема 7. Военные суды

Тема 9. Арбитражные суды и иные арбитражные органы

Тема 11. Статус судей, народных и присяжных заседателей

Тема 13. Организационное обеспечение деятельности судов и органы юстиции

Заключение

Список литературы

 

Введение

Прошло немногим более 10 лет со дня утверждения Верховным Советом РСФСР (24 октября 1991г.) Концепции судебной реформы в РСФСР (далее - Концепции). В ней предложены радикальные меры по переустройству деятельности не только судов, но и других правоохранительных органов: прокуратуры, органов предварительного следствия, органов юстиции. Цель судебно-правовой реформы - привести структуру (организацию) и деятельность правоохранительных органов в соответствие с требованиями демократического правового государства, к числу основных признаков которого относятся: верховенство права и закона, разделение властей, провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью государства. Некоторые положения Концепции в настоящее время претворены в жизнь ~ по статусу судей, по институтам мировых судей и присяжных заседателей, по возрождению апелляционных инстанций и служб судебных приставов, с 01.07.2002г. введен в действие новый УПК РФ.


Тема 1. Основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы»


1. Раскройте содержание понятия «правоохранительная деятельность», приведите ее отличительные признаки и охарактеризуйте основные направления (функции).

Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности, а в узком смысле под правоохранительной деятельностью понимается деятельность специально уполномоченных органов по охране прав от нарушения, осуществляемая в установленной законом форме в соответствии с предоставленной этому органу компетенцией (защита прав от нарушения, выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, а также применение к правонарушителям мер принуждения)

Несмотря на различие в правовом статусе, суд, прокуратура и вышеуказанные специализированные органы осуществляют однородную деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общества и государства, осуществляют так называемую правоохранительную деятельность. Поэтому изучение суда, прокуратуры и спецорганов в рамках единой учебной дисциплины вполне оправдано. Здесь же традиционно рассматриваются нотариат и адвокатура.

2. Дайте общую характеристику правоохранительных органов.

Особое место в государственном механизме РФ занимает прокуратура, которая в сущности не относится ни к одной из ветвей власти, перечисленных в ст. 10 Конституции РФ.

Правоохранительными органами по своей юридической природе, в узком смысле слова, следует считать:

а) органы налоговой полиции;

б) таможенные органы;

в) службу судебных приставов и уголовно-исполнительную систему Минюста РФ;

г) органы внутренних дел и внутренние войска МВД РФ;

д) органы охраны основ конституционного строя и безопасности государства: ФСБ, ФПС, ОВР, федеральные органы государственной охраны, федеральные органы и войска правительственной связи и информации.

3. Раскройте основы взаимоотношений правоохранительных органов с представительными и исполнительными органами.

Окружная Дума и окружная администрация обеспечивает осуществление общих задач социально-экономического развития округа, исполнение законов Российской Федерации, актов Президента и Правительства Российской Федерации. Окружная Дума и окружная администрация в своей работе основываются на разделении компетенции, взаимодействуют в пределах своих полномочий на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава города и других нормативных актов округа.


Тема 3 Судебная власть и система органов, осуществляющих ее


1. Раскройте содержание понятия судебной власти и охарактеризуйте ее социальное назначение.

Исторически государственный механизм России всегда был основан на принципе единовластия (самодержавие и т.д.). Возникновение теории разделения властей связывают с именами английского философа Д. Локка (1632-1704) и французского просветителя Ш. Монтескье (1689-1755). Впервые реальное воплощение в жизнь эта теория в современном ее понимании получила в США, где все ветви власти были признаны равноправными, была доведена до логического конца идея сдержек и противовесов и выделилась судебная ветвь власти. В США получило практическое развитие разделение властей не только по горизонтали (между конгрессом, президентом и судами), но и по вертикали (между США и входящими в их состав штатами).

В государствах, в которых действует принцип разделения властей, законодательная и исполнительная ветви власти сдерживают друг друга. Например, в РФ Совет Федерации (законодательная власть) может отстранить от должности президента РФ, главу государства и исполнительной власти, а президент, в свою очередь, может распустить другую палату законодательной власти - Госдуму. В системе сдержек и противовесов получила свою нишу и судебная власть, которую наделили функциями конституционного контроля (правосудия). Реализуется эта функция в современной России Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ.

В целом, судебная власть - это способность и возможность специально уполномоченного государственного органа (суда) осуществлять разрешение отнесенных к его полномочиям вопросов по применению права путем конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

2. Проанализируйте понятие судебной системы и укажите ее структуру.

Отличительные черты (признаки) судебной власти:

- судебная власть является одной из ветвей государственной власти и выполняет свои специфические функции (правосудие, контроль и др.);

- судебная власть осуществляется только судом. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия;

- судебная власть реализуется с помощью специальных средств, которыми обладает суд: вынесение общеобязательных решений, определений, приговоров.

- исключительность судебной власти: заключается в особом порядке образования судов, в определении их действий Конституцией РФ;

- независимость, самостоятельность, обособленность: вмешательство в судебную деятельность является преступлением против правосудия и влечет уголовную ответственность;

- властный характер полномочий суда, возможность применения мер государственного принуждения (арест на имущество, привод в суд и др.);

- осуществление судебной власти на основе и в строгом соответствии с процессуальным законом.

3. Охарактеризуйте понятие судебной инстанции, опишите ее виды и раскройте основные задачи

Судебная инстанция - это суд или его структурное подразделение (коллегия, президиум), выполняющие строго определенную функцию, связанную с рассмотрением или разрешением гражданских и уголовных дел1 (рассмотрение дела по существу либо проверка в той или форме законности и обоснованности ранее принятых по данному делу решений).

 

Тема 5 Основное звено системы общих судов


1. Опишите разновидности, полномочия и состав судов основного звена общих судов.

Суды РФ принято делить на следующие подсистемы: по уровню они делятся на федеральные суды и суды субъектов РФ, а по компетенции на конституционные (уставные) суды, арбитражные суды и суды общей юрисдикции.

Федеральные суды называются так потому, что осуществляют судебную власть от имени РФ, их судьи назначаются исключительно федеральными (общероссийскими) органами государственной власти.

Суды субъектов РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов) в виде конституционных (уставных) судов субъектов РФ и мировых судей в настоящее время формируются. Они осуществляют правосудие от имени соответствующего субъекта РФ.

Деление судов по их компетенции основано на видах судопроизводства (ч.3 ст.118 Конституции РФ). Конституционное судопроизводство осуществляют конституционные и уставные суды; гражданское и административное судопроизводство в экономической сфере - арбитражные суды; гражданское, административное судопроизводство (в сферах, не входящих в компетенцию арбитражных судов) и уголовное судопроизводство - суды общей юрисдикции, среди которых особо выделяются военные суды.

2. Проанализируйте аппарат суда основного звена.

Ст.26 ФКЗ "О судебной системе РФ " предусмотрено создание специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел. Ими могут стать административные суды, ювенальные суды, суды по делам о наследстве, налоговые суды и т.д.

3. Охарактеризуйте роль и значение судебного исполнителя, опишите его основные функции.

Судебные исполнители:

- граждане РФ;

- лица, достигшие 25 лет;

- лица, имеющие высшее юридическое образование;

-лица, имеющие стаж работы по юридической специгг ьности не менее пяти лет.

Для судей среднего и высшего звена требования повыла отся (возрастной ценз, стаж и др.).

Конституцией РФ и федеральными законами установлен особый порядок назначения судей (Советом Федерации, Президентом РФ).

Судья, уже исполняющий свои обязанности, не может быть депутатом или предпринимателем, принадлежать к политической партии, своим поведением не должен умалять авторитет судебной власти.

4. Проанализируйте роль народных заседателей. Охарактеризуйте порядок и сроки их избрания, основные права и обязанности.

Статус народных заседателей. В соответствии с Ф3 "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции " ими могут быть граждане РФ, достигшие возраста 25 лет без ограничения по полу, расе, национальности, происхождению, имущественному положению, отношению к религии, убеждениям, принадлежности к общественным объединениям. Но народными заседателями не могут быть: лица, имеющие судимость, недееспособные или ограниченные судом в дееспособности, государственные служащие категории "А", прокуроры, следователи, дознаватели, лица, состоящие на учете в психонаркодиспансерах.

Списки народных заседателей формируются органами местного самоуправления на основе списков избирателей района, на территорию которого распространяется юрисдикция данного суда. Выдерживается соотношение: 156 народных заседателей на одного судью районного суда. Срок полномочий - 5 лет. Отбор народных заседателей из списка для участия в рассмотрении дел производится путем случайной выборки председателем данного суда в соотношении: на каждого судью районного суда 6 народных заседателей. Отбор народных, заседателей для рассмотрения конкретного уголовного дела в районном суде производится судьей, рассматривающим дело, путем жеребьевки из числа заседателей, отобранных председателем суда. Народные заседатели участвуют в осуществлении правосудия и в других звеньях судебной системы, вплоть до Верховного Суда РФ. За время участия соответствующий суд выплачивает народному заседателю компенсационное вознаграждение в размере 25% должностного оклада судьи, которое не облагается подоходным налогом. Кроме того, в это время на народного заседателя и членов его семьи распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты