Понятие и квалификация прав человека

Понятие и квалификация прав человека

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Негосударственная автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования

"САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Факультет юриспруденции

Кафедра "Государственно-правовых дисциплин"






Курсовая работа

По дисциплине "Теория государства и права"

На тему: "Понятие и классификация прав человека"



Выполнила: студентка

заочной формы обучения

Максиян Э.А.

Проверил:

Заведующий кафедрой

государственно-правовых

дисциплин




Санкт-Петербург 2010


Содержание


Введение

Глава 1. Эволюция развития и защиты прав человека

1.1 Эволюционирование прав человека

1.2 Развитие прав человека в России

Глава 2. Классификация прав человека

2.1 Понятие права человека

2.2 Системы группировки прав человека

Заключение

Список использованной литературы



Введение


Избранием именно этой темы для моей курсовой работы послужило то, что возможно не только я, но и многие из нас не до конца знают, а еще больше людей, даже не пользуются всеми теми правами, которыми они наделены с рождения. Многочисленная информация появляется в печати и на телевидении на тему защиты прав животных, только почему-то люди не задумываются, что в наш мир просвещенности, демократии и всеобщей эмансипации мы забываем о том, что права человека тоже нуждаются в защите. Да, животные не могут пожаловаться и потребовать защиту, как люди, однако, не все люди способны оценить, сопоставить и проанализировать возможность осуществления и защиты своих прав, в первую очередь, как Человека, как Личности и как Гражданина. Однако, прежде всего, надо знать, на что конкретно и от кого возможно посягательство.

Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они не ограничиваются территориальными или национальными рамками, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь "коренными" правомочиями, необходимыми для нормального существования этого самого человека. Наряду с категорией "права" употребляется термин "свободы": свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и так далее. По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными. Также наряду с правами человека сосуществуют еще права личности и права гражданина.

В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства. Права личности это права конкретного индивида в конкретной ситуации. Объем их может зависеть от социально-экономического положения, общественно-политического статуса человека, условий его работы и проживания.

Под "личностью" подразумевают человека, гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства, беженца. Права личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его социальной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия.

Права человека отличаются от других прав в двух отношениях. Во-первых, каждый человек наделен правами человека уже в силу того, что он является человеческим существом. Права человека нельзя предоставить или приобрести. В рамках, определенных законом, права человека неотчуждаемы и в равной степени относятся ко всем людям. Во-вторых, обязанности по соблюдению прав человека лежат на государстве и его органах, а не на других индивидах. Другими словами, государство обязано не только воздерживаться от нарушений прав человека, но и защищать права одних индивидов от посягательств со стороны других. Права человека должны быть защищены законом.

Актуальность выбранной темы, являющейся одной из центральных в курсе гражданского образования, на мой взгляд, заключена в становлении активного гражданина и человека, знающего и ценящего свои права и свободы, и не позволяющего по каким-либо причинам ущемлять их. Далеко не всегда и не все права и свободы человека рассматривались как высшая ценность. Из истории известны примеры политических режимов, провозглашавших самые широкие права и свободы и беззастенчиво попиравшие их при пассивности и равнодушии граждан.

Целью изучения данного вопроса является формирование гуманистического миропонимания, чувства человеческого достоинства, самоуважения, гражданской ответственности, осознания своих прав и обязанностей и их неразрывной связи, а также стремления защищать эти права. Я не буду далеко удаляться, тем более что уже одной из производной поставленной цели будет изучение прав как таковых.

В данной работе я постараюсь, максимально, на сколько возможно, перечислить, раскрыть категории и проследить эволюцию развития и защиты прав человека, основные из которых отражены в тексте Всеобщей декларации прав человека, принятой и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 ноября 1948 года, и воспринятой миром, как призыв к активным действиям на пути устранения вечных проблем исторического, социального и культурного развития человечества в 1950 году. А также кратко просмотрю развитие и соблюдение прав человека в нашей стране, как в советском периоде, так и в современной России.


Глава 1. Эволюция развития и защиты прав человека


1.1 Эволюционирование прав человека


Утверждение идей прав человека - долгий и сложный процесс, который начался в древности и продолжается по сей день. По мере развития общества, у людей возникают новые потребности, а значит, появляется необходимость в новых правах. Исторический путь этих идей не был простым, а скорее тернистым. Признание даже тех прав человека, которые в настоящее время представляются нам само собой разумеющимися, например, право на свободу вероисповедания, требовало зачастую самопожертвования со стороны людей, не желавших мириться со своим бесправием.

Права человека - это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

По сути дела, права человека появились на свет как второе издание базовых норм морали специально для государства, которое изначально позиционировалось вне морали и вне права. Современная аргументация естественности прав человека все еще опирается на "естественно-правовую" восторженность трехвековой давности. В рамках традиционной правозащитной парадигмы[1] права человека призваны противостоять произволу государственной власти. Для европейца права человека - это перевод "десяти заповедей", а для постсоветского пространства - "морального кодекса строителя коммунизма" с "человеческого языка" на "государственный".

Человек есть творец права. Прежде всего, следует понять то, что право - неотъемлемое качество человека и свойство его бытия. Изначально человек, появившись на Земле как вид и появляясь, каждый раз персонально, защищает свою жизнь, свободу (сначала инстинктивно, а потом осознанно), то есть реализует свое право на жизнь и свободу. Отсюда естественные, неотъемлемые права человека: на жизнь, свободу, собственность, равенство, счастье и так далее. Поэтому право обладает природной ценностью, или самоценностью.

В процессе общения людей, при реализации естественных потребностей, интересов и прав постепенно вырабатываются привычки, стереотипы, которые, с одной стороны, обеспечивают свободу действий, а с другой - ограничивают ее разумными с позиций социального большинства или социальной силы пределами. Устанавливается общепринятая мера, т.е. норма поведения. Человек осознает себя человеком в социальном смысле, а это и есть осознание своих прав и обязанностей по отношению к другому человеку. Человек уже с помощью права оценивает свои действия, поступки других людей в качестве правильных или неправильных, справедливых или несправедливых.

По мере развития общества естественно-правовые качества человека приобретают характер масштаба свобод, меры справедливости и равенства для всех людей. [2]

Само зарождение прав человека, по данным историков, произошло в V-IV веках до нашей эры в древних полисах, таких как Афины и Рим. Появление принципа гражданства было крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения прав человека между различными классовыми и сословными структурами, а то и полное лишение этих прав, например рабов, было неизбежным для тех этапов общественного развития.

Каждая новая ступень развития общества добавляла новые качества правам человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. И происходило это не стихийно. Проблема прав человека всегда была и остается предметом острых классовых битв, ведущихся за обладание правами,

расширение и обогащение прав, фиксирующих положение человека в обществе.

Данный аспект культурного прогресса можно проследить на возрастании гуманного начала в морали, праве, религии, философии по мере

естественноисторического развития общества. Античный раб свободнее первобытного дикаря, средневековый крепостной свободнее античного раба, а наемный рабочий раннебуржуазного общества свободнее средневекового крепостного и так далее.

Исторически первооткрывателем в области прав человека и необходимости их защиты принципом разделения власти является буржуазная Англия. Ряд принятых законов выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принципы свободы и формального равенства, ставшие основой универсальности прав человека, придавшие им подлинно демократическое звучание:

1. Петиция о праве 1628 года, относящаяся к периоду формирования буржуазного строя в Англии, возлагала определенные обязанности на короля, которые призваны были защищать подданных от произвола королевской администрации.

2. Дальнейшим шагом на пути обеспечения прав человека явился Habeas Corpus Act 1679 года[3], который ввел понятие "надлежащей процедуры", установил гарантии неприкосновенности личности, принцип презумпции невиновности и другие, важнейшие для защиты прав личности, положения. [4]

3. Актом, закрепившим компромисс между упрочившейся буржуазией и правящей верхушкой землевладельцев, утверждением конституционной монархии, стал Билль о правах 1689 года. Билль внес неоценимый вклад в развитие прав человека, установив свободу слова, свободу выборов и прений в парламенте, право обращения подданных с петицией к королю.

4. Акт об устроении или о престолонаследии 1701 года учредил верховенство парламента в сфере законодательства, принцип несменяемости судей, запрет королевским министрам быть членами парламента. Эти нововведения стали возможными в связи с интенсивным развитием буржуазных отношений, усилением власти буржуазного сословия, требовавшего положить предел феодальному произволу и абсолютизму. [5]

Разумеется, этими законодательными документами было положено начало борьбы за равноправие и, конечно же, этим не ограничено.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты