Понятие и квалификация прав человека

Дальнейшее развитие идеалов свободы и прав человека, воплощенное в исторических документах, произошло в США и воплощено в Декларации независимости 1776 года, провозгласившей: "Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье". [6]

Декларация возвестила наступление новой эры, в которой социальный и правовой статус личности перестал жестко определяться фактором происхождения. Однако то, что при этом к числу "людей" не были отнесены чернокожие рабы, воспринималось творцами американской конституции как вынужденное и в целом временное исключение из принципа равенства, что, на мой взгляд, создало только иллюзию правового государства на территории Америки.

Соединенные Штаты стали первым государством в мировой истории, отказавшимися от принципов сословного неравенства. В самой Конституции США от 1787 года не содержится перечень естественных неотъемлемых прав человека, и поэтому в 1789 году были предложены 10 первых поправок к Конституции, составившие Билль о правах, ратифицированного в 1791 году с внесенными 15 поправками в разные годы с 1804 по 1971. [7] В 1917 году президентом США Т.В. Вильсоном был провозглашен один из важнейших принципов устройства мира - право нации на самоопределение.

Еще одним важным документом, также оказавшим огромное влияние на формирование современной концепции прав человека, явилась французская Декларация прав человека и гражданина, принятая Национальным собранием 26 августа 1789 года. В ней говорилось, что "невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственными причинами общественных бедствий и испорченности правительств". Декларация провозгласила, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. "Цель всякого политического союза - обеспечение естественных и неотчуждаемых прав человека. Этими правами являются свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению... Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека имеет лишь те границы, которые обеспечивают другим членам общества возможность пользоваться такими же правами". [8] Духом вольнолюбия и непримиримости к попранию человеческого достоинства пронизаны все 17 статей Декларации. Однако осуществить эти гуманистические идеалы оказалось чрезвычайно трудно и до сих пор. [9]

Крупнейшей трагедией в истории человечества стала вторая мировая война, сопровождавшаяся массовым нарушением прав человека, в том числе важнейшего из них - права на жизнь. Миллионы людей были убиты за свои политические взгляды или религиозные убеждения, по расовому или национальному признаку - миллионы евреев замучены и сожжены в печах концлагерей Рейха.

Потребовались долгие годы, многочисленные жертвы и страдания людей, чтобы все народы мира, наконец, осознали общечеловеческую ценность естественных прав и свобод человека. Это привело к созданию после завершения Второй мировой войны Организации Объединенных Наций - важнейшей целью которой стала охрана прав человека.

ООН провозгласила идею прав человека универсальной, то есть общемировой ценностью и приняла в 1948 году Всеобщую декларацию прав человека, в которой в наиболее общей форме изложены основные права и свободы, принадлежащие людям независимо от их национальности, вероисповедания или гражданства. Историческое значение этого документа состоит в том, что идеи прав человека были объявлены достоянием всего человечества, а не только Евро-Атлантической цивилизации, в недрах которой они зародились и развивались до середины XX столетия. Дата принятия Всеобщей Декларации прав человека - 10 декабря установлен Организацией Объединенных Наций как всемирный день прав человека.

Декларация прав человека явилась первым в истории человечества документом, который провозгласил универсальный, всеобщий характер прав человека. Тем самым был совершен знаменательный переворот в сознании людей. Всемирно-историческое значение Декларации заключается, во-первых, в том, что она подвела итог длительной борьбы против угнетения, несправедливости, за уважение человеческого достоинства. В ней нашли отражение все важнейшие правовые акты, касающиеся прав человека, начиная с Великой Хартии Вольностей. Во-вторых, Декларация положила начало разработке основных международных норм и стандартов в области прав человека. В-третьих, она поставила задачу, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства в своих усилиях по обеспечению всеобщего и эффективного признания и соблюдения перечисленных в Декларации прав и свобод человека. В последние десятилетия ее главные принципы и идеи получили дальнейшее развитие в многочисленных пактах, конвенциях, декларациях ООН, Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и других международных организациях, обеспечивающих правовую защиту прав человека во всех сферах его жизнедеятельности. [10]

На протяжении 50-70-х годов прошлого века был принят ряд других международных документов, конкретизировавших отдельные группы прав и установивших механизмы их защиты. В числе этих документов следует, прежде всего, назвать Европейскую конвенцию по правам человека, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Эти документы сыграли большую роль в защите прав человека, однако, реалии послевоенного мира показали, что провозглашенные "универсальные" права зачастую не могли быть реализованы в отношении большие числа людей, которые фактически, были ограничены в своей правоспособности. К таким группам относились женщины, дети, представители отдельных расовых, национальных и религиозных групп. В рамках защиты прав человека подобных групп были приняты такие международные документы как "Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" 1979, "Конвенция о правах ребенка" 1989, "Конвенция о защите национальных меньшинств" 1995 года.


1.2 Развитие прав человека в России


В нашей стране одним из важнейших предвестников становления государства на путь укрепления и защиты прав и свобод человека я считаю, отмену крепостного права в России в 1861 году. Однако, как не прискорбно признавать, этот шаг был и остается самым весомым в истории нашего государства. Многие считают, что Октябрьская революция 1917 года привнесла свой вклад в установлении и соблюдении прав человека, но как известно из Новейшей истории, она скорее притормозила и отсрочила развитие демократии и толерантности в образовавшемся Советском Союзе Социалистических Республик.

Ценности европейской цивилизации очень медленно, с большими трудностями внедрялись в России, которая не может быть отнесена к какому-то определенному типу цивилизации. Одна из важнейших составляющих существования человечества начиная с XVII века - идея прав человека - никогда не была значимой в политических доктринах мыслителей России и поэтому не могла стать определяющим элементом общественного сознания, целью социального развития.

Поэтому и попытки "даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов" в Манифесте 17 октября 1905 года[11] не могли изменить ситуацию в России, дать ей новые ориентиры - права человека и свободу личности. Вековые традиции подавления инакомыслия и индивидуальности после провозглашения "дарованных" свобод вылились в массовые политические репрессии, был упущен исторический шанс на цивилизованное развитие общества, в основе которого - идеи прав и свобод человека. Все последующее развитие России подтвердило "особенность" и "особость" ее пути, усугубило поглощение личности коллективом, подавление индивидуализма, жесткое пресечение любых попыток пойти наперекор системе. Годы тоталитаризма сделали свое мрачное дело.

Принципы прав и свобод человека и неприкосновенности личности не могли вписаться в главную концепцию революции - диктатуру пролетариата, опирающуюся на насилие и не связанную никакими законами. Диктатура пролетариата - это антипод правового государства, поскольку она отрицает юридическое равенство и, по выражению В.И. Ленина, "дает ряд изъятий из свободы" по отношению к лицам, принадлежащим к "чуждым классам". Речь идет по сути дела о массовом подавлении индивидов, лишении их таких неотъемлемых прав, как право на жизнь, личную неприкосновенность и др. Последующий период, связанный с деятельностью И.В. Сталина, создал условия для окончательного разрыва с демократическими идеями прав и свобод личности и утверждения жестких тоталитарных начал. [12]

Николай Бердяев пишет, что в России рецепция идей демократии была оторвана от идеи прав человека и гражданина. "…Идея демократии в той прямолинейной и упрощенной форме, которая была у нас принята, породила целый ряд нравственных последствий. Отвлеченно-демократическая общественная идеология сняла ответственность с личности, с духа человеческого, а потому и лишила личность автономии и неотъемлемых прав…". [13]

Торжество этого мировоззрения проявилось в отношении к человеку как "винтику" сложной государственной машины. А какие права могут быть у "винтика, единственное назначение которого - безотказное выполнение отведенных ему функций?! Идея коллективизма в послереволюционной России была представлена в интерпретации, не совместимой с автономией и самобытностью личности. Права и свободы, официально "дарованные" человеку советскими конституциями, явились декорацией, скрывающей фасад тоталитаризма, а правовое государство объявлялось хитрым измышлением буржуазной идеологии, направленным на обман масс.

Наша страна никогда не могла похвастаться давними и прочными традициями защиты прав личности. Например, в первой половине XX века происходит быстрое развитие средств массовой информации, в жизнь людей входят радио, телевидение, появляется новый вид искусства - кино. Для людей открылась возможность новых форм творческого самовыражения, на пути которого вставали два непреодолимых препятствия - политическая цензура и национальные предрассудки. Поэтам, художникам, композиторам, режиссерам указывали, как и какие нужно писать стихи, сочинять музыку, рисовать картины, ставить спектакли. В Москве жгли книги, которые не вписывались в рамки тогдашнего представления о жизни советского человека, а их авторы должны были покинуть свою страну или оказаться в тюрьме.

Возможность выбирать представительные органы власти россияне получили лишь в 1906 году (последними в Европе), а первые всеобщие выборы глав исполнительной власти состоялись лишь в 1991. Ни при монархии, ни при Временном правительстве, ни при коммунистическом режиме представители исполнительной власти никогда не несли ответственности перед избирателями или перед представительными органами, и отвечали только перед вышестоящим начальством. Отсутствие ответственности перед гражданами порождало у чиновников ощущение собственного всевластия, а у простых людей чувство бессилия перед лицом огромной государственной машины. Представители государственного аппарата были убеждены, что власть исходит сверху, а все улучшения в положении граждан даруются свыше (Государем Императором, руководством партии и правительства). При этом граждане могли только просить (обращаться с всеподданнейшими прошениями на высочайшее имя, или с ходатайствами в ЦК КПСС и Верховный Совет), но не имели права требовать. Попытки требовать соблюдения своих прав, как правило, заканчивались трагически: 9 января 1905 года царские войска расстреляли шествие рабочих, требовавших достойных условий труда, а в июне 1962 года советские власти таким же образом поступали с демонстрацией новочеркасских рабочих электровозостроительного завода, требовавших улучшения продовольственного снабжения и повышения зарплаты. [14] В 70-80-е годы XX века советское правительство подписывало многие международные документы по правам человека, но они не публиковались в широкой печати и не соблюдались на практике - и вследствие этого не были известны государственным чиновникам и населению (как, например, Всеобщая декларация прав человека, Билль о правах человека, Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и др.). Правозащитная деятельность называлась диссидентством и каралась лишением свободы или высылкой из страны. Иными словами, государство само решало, какие из прав человека оно декларативно дарует своим гражданам (по Конституции), какие - соблюдает, а за какие - и наказывает. В результате понятие прав и свобод человека оказывалось для граждан тогдашнего советского государства совершенно не вписанным в их реальную жизнь, порождая конформистское сознание и поведение населения. [15]

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты