Понятие и квалификация прав человека

Тяжкий исторический груз, ломка глубоко укоренившихся стереотипов мешают современной России войти в русло правовой государственности, преодолеть тоталитарные начала, сделать индивида с его правами и свободами главным ориентиром и целью общественного развития.

Если уделить внимание проблеме демократии, то важно отметить, что сам термин "демократия" произошел от слияния двух слов - "демос" - народ и "кратос" - власть. И изначально означал, власть в государстве должна осуществляться народом, путем голосования и референдума. Наделение же граждан таким правом должно быть зафиксировано и гарантировано. А это порождает, как следствие, еще одну не менее важную проблему, как реализация и охрана прав и свобод граждан и людей, проживающих на территории Российской Федерации.

И если учитывать, что вопрос, проблема прав и свобод возникла наравне с возникновением проблемы демократии, как одного из видов государственного устройства, то возраст этой проблемы насчитывает не одно столетие.

Это доказывается тем, что если первым демократическим государством явилась Афинская республика, возникшая в V веке до нашей эры, то нетрудно посчитать, сколько времени ушло на разрешение данного вопроса, и еще неизвестно сколько уйдет. [16].

 Пользуясь своими правами и свободами, современные поколения не должны забывать о том, какой ценой было оплачено торжество этих прав и о том, что лишь готовность противостоять несправедливости изо всех своих сил является главной гарантией соблюдения прав человека.


Глава 2. Классификация прав человека


2.1 Понятие права человека


В настоящее время учеными не найдено приемлемого определения понятию "права человека". В разных публицистических источниках они служат и кодексом моральных норм, и отраслью права, и идеологией, и философским учением, и какой-то особой "гуманистической религией", и политической доктриной.

Права человека естественны, универсальны, неотъемлемы и неотчуждаемы. Они уникальны, ибо находятся на стыке морали, права, философии, политики, религии. Моральная природа прав человека очевидна. Но когда говорят о правах человека, то, как правило, подразумевается их юридический (позитивно-правовой), а не естественно-правовой контекст. В политических и гуманитарных рассуждениях права человека предстают, прежде всего, как нормы международного или конституционного права, а не как моральные определения. Права человека воспринимаются и обсуждаются, как "идеология". Именно жесткие идеологические привязки прав человека к либерализму и христианству делают их не воспринимаемыми в исламской, конфуцианской, буддистской, синтоистской и прочих средах. Исключением служат идеи протестантизма, выдвинутые Мартином Лютером[17], составившие костяк европейского концепта прав человека: право на свободу совести, право на жизнь, право на собственность. [18] А без "всечеловеческой общепринятости" права человека - не более чем "заявление о намерениях" в отношении человечества.

Само право построено на трех "китах". Это нравственность, государство, экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования; государство придает ему официальность, гарантированность, силу; экономика - основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность как регулятор обнаружила свою несостоятельность.

Специфика права состоит в том, что в центре его находятся отдельный человек с его интересами и потребностями, его свобода. Конечно, свобода человека исторически подготавливается всесторонним развитием общества, важнейших его сфер - духовной, экономической, политической. Однако именно в праве и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой организации.

В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. [19]

Именно по вопросу, какие из прав "основные" и "не основные", идет больше всего споров в среде юристов и правозащитников, идеологов и вдохновителей партийных идей, программ, объединительных предвыборных платформ.

К основным правам человека, по мнению М.М. Утяшева относятся права гражданина, закрепленные в Конституции государства, и права человека, содержащиеся в важнейших международно-правовых актах. Гражданин, чьи права нарушены, и им использованы все внутренние возможности защиты, может обратиться в правозащитные и контрольные структуры ООН, а в случае нарушения норм Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод в Европейский Суд с иском к своему государству. [20]

Основные права и свободы составляют стержень правового статуса индивида, в них коренятся возможности для нормальной жизнедеятельности человека. Эти права очень важны для индивида его взаимодействия с другими людьми.

А еще основные группы прав человека отражают объективные жизненные потребности и интересы самого человека, его неотъемлемые свойства, без обеспечения которых он не может всесторонне, гармонически развиваться и применять свои созидательные способности. Все международно-правовые аспекты являются не источником, а юридической формой, благодаря которой права человека закрепляются и становятся общепризнанной нормой поведения всех субъектов международного права. Источником прав человека является его многогранная природа, которая эволюционирует в ходе исторического развития человечества, что ведет к закономерному расширению диапазона прав и свобод человека в современном обществе. [21]

Каждый автор произносит свое определение основных прав, но все они утверждают, что основные фундаментальные права являются правовой базой для производных, он от этого не менее важных прав человека.

Основным правом, например, является статья 21 "Всеобщей декларации прав человека" - она провозглашает участие в управлении своей страной каждого гражданина[22] - это основное право порождает иные права - на участие в самоуправлении, право выдвигать свою кандидатуру, своего кандидата во время избирательной компании.

Выделение категории основных прав человека, не означает отнесение "иных" (не основных) прав к второсортным, менее значимым.

Некоторые ученые к особенностям прав и свобод человека в нашем веке относят то, что они развиваются в условиях противоречий, как сохранившихся от предшествующих этапов развития, так и вновь возникающих. Е.А. Лукашева по этому вопросу пишет: "Это создает значительные трудности на пути утверждения прав человека, затрудняет их реализацию в различных регионах мира. "[23]


2.2 Системы группировки прав человека


Зная сущность прав человека и прав гражданина, можно сделать некую классификацию. Суть такого деления относится не к самим правам, а к тому, как и в каких формах, они выражены.

Права человека подразделяют на несколько групп: это личные (или гражданские) права, политические, социальные и культурные права.

Первую группу составляют гражданские права, которые, правильнее было бы называть личными правами, так как они принадлежат всем людям, независимо от того являются ли они гражданами страны, в которой находятся или нет. Эти права образно очерчивают границы личной свободы человека посредством системы запретов любых действий государственных органов, общественных организаций, других лиц, которые явились бы посягательством, незаконным вторжением в его жизнь, ущемляли бы его честь и достоинство, препятствовали осуществлению законных интересов.

Гражданские (личные) права представляют собой совокупность правомочий, отражающих естественно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность и оригинальность личности во взаимоотношениях с государством и обществом. [24]

Основные гражданские права граждан формулируются в конституциях государств и конкретно указываются в принятом законодательстве. Конституционное закрепление гражданских прав - это законодательное признание социальной значимости личной свободы, возможности выбора различных форм организации личной жизни, характера внутрисемейных отношений и общения с другими людьми, развития духовного мира и так далее.

К личным (гражданским) правам относятся:

Право на жизнь (это право закреплено всеми международно-правовыми актами о правах человека и всеми конституциями мира как неотъемлемое право человека, охраняемое законом. Никто не может быть в произвольном порядке лишен жизни);

Право на имя;

Право на свободу и личную неприкосновенность;

Право на уважение и защиту чести и достоинства;

Право не подвергаться пыткам или жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию;

На определение национальной принадлежности и языка общения;

На свободу религиозных убеждений;

Право на неприкосновенность частной жизни и жилища;

Свобода совести и свобода мысли;

Право на презумпцию невиновности;

Свобода передвижения и выбора местожительства;

Право на равенство перед законом;

Право на культурную самоидентификацию и другие.

Большинство из вышеперечисленных прав носит абсолютный характер, то есть являются не только неотъемлемыми, но и не подлежащими ограничению. Эти права призваны юридически защитить пространство действия частных интересов, гарантировать возможности индивидуального самоопределения и самореализации личности.

Политические права и свободы отличаются от других прав человека тем, что, как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству того или иного государства.

Политические права определяют возможность участия граждан в управлении государством и обществом.

К ним относят:

Свобода слова (информации);

Право на гражданство;

Право на объединение (свобода союзов);

Свобода собраний (возможность мирно собираться и без оружия, проводить митинги, демонстрации);

Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе;

Право обращений и петиций (возможность личного обращения, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления);

Свобода средств массовой информации (хотя и присутствует ценз со стороны государства);

Избирательные права (избирать и быть избранным) и другие.

Гражданские и политические права и свободы человека относят к так называемым правам первого поколения, которые были провозглашены Великой Французской революцией и завоеваны американским и английским движениями за независимость.

С течением времени стало очевидным, что неограниченная индивидуальная свобода и полная независимость человека от государства и общества имеют столь же неблагоприятные социальные и личностные последствия, как и тотальное подчинение личности государству: нередко это приводит к нарушению принципа равенства, поляризации общества, ущемлению одними людьми интересов других. Так начался поиск компромисса, который и привел к формированию концепции основных права человека, или прав второго поколения.

Ко второму поколению прав человека относят социально-экономические и культурные права, которые появились в результате борьбы народа за улучшение своего положения в государстве.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты