Налог - это обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются а нем. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов, которые в обязательном порядке уплачиваются плательщиками в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались. Госпошлина в отличие от налога - это плата за оказанные плательщику какие-либо слуги, поэтому необходима соразмерность между стоимостью услуги и платой за нее. Все налоги, сборы, пошлины и другие плательщики питают бюджетную систему Российской Федерации. Кроме того существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений. Источником этих отчислений является произведенный валовый внутренний продукт, за счет которого на стадии образования первичных доходов формируется соответствующая часть платежей во внебюджетные фонды социального назначения по тарифам страховых резервов, привязанных к оплате труда и включаемых в себестоимостъ продукции. Размеры отчислений составляют: в пенсионный фонд - 2,8% (кроме того, 1% уплачивается работником из его за-11-работ ной платы); в фонд социального страхования - 5,4%; в фонд занятости населения - 1,5%; в фонды обязательного медицинского страхования - 3,6% (0,2% в федеральный и 3,4% - в региональные фонды).
В Законе РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 г. не проводится четкой грани между налогами и другими платежами (сборами, госпошлиной и др.), взимаемыми в обязательном порядке в бюджет или во внебюджетные фонды на условиях, определяемых законодательными актами. В соответствии с этим Законом совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему, основы которой в России и были законодательно оформлены в 1991 г.
В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенных в налоге стимулирующего и регулирующего начал. Изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса, который осуществляют основные участники производства ВВП, и составляет сущность налога. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан по поводу формирования государственных финансов. Принятые нормативные акты по налогообложению охватывают все сферы коммерческой и некоммерческой деятельности как юридических, так и физических лиц (налогоплательщиков) на территории страны.
Налоги подразделяются на прямые и косвенные. К числу прямых относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которым служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (налог на добавленную стоимость (НДС), таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами и др.).
1.2 Метод налогового права
Основными методами налогового права выступают:
публично-правовой метод (в литературе этот метод именуется как императивный метод, административно-правовой метод, метод власти и подчинения, метод субординации, авторитарный метод и т.д.);
гражданско-правовой метод (в литературе этот метод именуется как диспозитивный метод, метод диспозитивного регулирования, метод координации, метод автономии и т.д.).
Так как отношения, регулируемые налоговым правом по большей части относятся к сфере публичного права, императивный метод правового регулирования применяется в налоговом праве более часто. Диспозитивный метод используется, например, при регулировании отношений по заключению договоров о предоставлении налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.
Кроме того, следует помнить, что в отраслях права, в зависимости от характера регулируемых отношений и иных социальных, политических и экономических факторов, эти указанные выше методы выступают в различных вариациях и сочетаниях.
1.3 Место и роль налогового права в системе российского права
Еще одним важным теоретическим вопросом, имеющим большое практическое значение, является вопрос о месте налогового права в системе российского права.
В научных трудах, издававшихся в советский период, а также в первой половине 90-х гг. XX в., не только налоговое право, но и весь блок норм, предназначенных для правового регулирования государственных доходов, именовался институтом финансового права. В современной литературе этот факт объясняется, как правило, отсутствием необходимой четкости в понятии правового института применительно, в частности, к финансовому праву.
В 1990-1995 гг. отдельные исследователи (например, - В.В. Гуреев, Е. Покачалова) определяли налоговое право как "институт финансового права", "институт финансового права - ... крупный раздел финансового права с перспективой дальнейшего развития".
Затем, в 1997 г., Н.И. Химичева отмечает, что "в результате бурного развития налогового права, оно стало характеризоваться по отношению к финансовому праву Российской Федерации как его подотрасль".
Таким образом, в последние годы в юридической науке сформировалось мнение, в соответствии с которым налоговое право принято рассматривать в качестве крупного подразделения (подотрасли) финансового права. При этом отмечается, что налоговое право тесно связано с нормами бюджетного права.
Определяя налоговое право в качестве подотрасли финансового права, тем не менее, следует отметить, что:
во-первых, налоговое право имеет свои специфические черты предмета и метода;
во-вторых, налоговое право, регулируя особый вид финансовых отношений, использует как метод регулирования финансового права, так и свой собственный метод;
в-третьих, этот собственный метод налогового права носит комплексный характер.
Кроме того, необходимо отметить, что взгляд на налоговое право как подотрасль финансового не является единственно возможным. Например, уже в 1995 г. Ю.А. Тихомиров указывал, что "в перспективе на базе массива законодательства и подзаконных актов сложится налоговое право как самостоятельная отрасль". С этой позицией согласен и В.И. Гойман: "По опыту зарубежных стран можно предположить, что произойдет отпочкование налогового права из состава финансового (в США, к примеру, это наиболее крупная отрасль права)".
Таким образом, под определенным углом зрения налоговое право может рассматриваться и как самостоятельно формирующаяся отрасль права, в настоящее время находящаяся на стадии выделения из финансового права.
1.4 Система налогового права
Условно все нормы налогового права можно разделить на две части - общую и особенную. Нормы общей части определяют основные понятия и термины, используемые в налоговом законодательстве, его основные начала (принципы), общие условия установления налогов и сборов. К их числу, например, относятся нормы-принципы, содержащиеся в ст.57 Конституции РФ. В соответствии с ней каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, а законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Нормы общей части непосредственно конкретизируются в нормах особенной части. В первую очередь к ним относятся те, которые детально регламентируют порядок исчисления и уплаты налогов и сборов.
В системе налогового права также объективно сложились обособленные совокупности взаимосвязанных юридических норм, регулирующих небольшие группы видовых родственных отношений, именуемые институтами. К их числу можно отнести институт налоговой обязанности, институт представительства в налоговых отношениях, институт налогового контроля, институт налоговой тайны, институт ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах.
Система налогового права содержит и такие структурные элементы как субинституты, являющиеся в свою очередь составными частями институтов. Группы норм регулирующих в частности отношения по изменению сроков уплаты налогов и сборов, обеспечению исполнения налоговых обязанностей, зачету и возврату излишне уплаченных или взысканных сумм, осуществлению проверок, привлечению к ответственности нарушителей налогового законодательства следует рассматривать как субинституты.
Первичным элементом системы является норма налогового права, которая представляет собой установленное государством (муниципальным образованием) общеобязательное правило поведения в процессе установления и взимания налогов (сборов), обеспеченное мерами государственного принуждения.
1.5 Налоговое право как отрасль науки
В настоящее время в литературе наука налогового права рассматривается в качестве составной части науки финансового права. В то же время большинством авторов отмечается особая роль налогового права в свете продолжающихся в Российской Федерации экономических преобразований и указывается, что налоговое право получило особое развитие именно в условиях перехода к рыночным отношениям. Наука налогового права сравнительно молода - ее развитие в России началось примерно с первой половины XIX в., когда появились первые научные труды по проблемам правового регулирования податного дела и податной политики и учреждены были кафедры государственных податей в Петербургском и Московском императорских университетах (ныне - Санкт-Петербургский государственный университет и Московский государственный университет им.М. Ломоносова).
Что же представляет собой наука налогового права и в чем ее отличие от налогового права как составной части российского права (подотрасли финансового права)? Еще Аристотель писал, что наука имеет "дело с тем или другим специальным бытием, и, отводя себе какую-нибудь (отдельную) область, она занимается этой областью". Такой "областью" науки налогового права является изучение: во-первых, норм налогового права, их развития, и выработки рекомендаций по совершенствованию законодательства; во-вторых, общественных отношений, возникающих в процессе функционирования и развития налоговой системы России, в том числе в процессе установления введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а также защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений.
Если налоговое право как составная часть российского права представляет собой систему правовых норм, то наука налогового права - это выстроенная в определенную систему, постоянно развивающаяся информационная база знаний о данной области права, которые излагаются и материализуются в научных статьях, монографиях, справочных и энциклопедических изданиях, учебных пособиях и учебниках по налоговому праву.
Кроме того, следует отметить, что, как и любое иное системное явление, наука налогового права представляет собой совокупность неких составляющих элементов, образующих ее состав.
Ведя речь о составе науки налогового права, следует учитывать, что вопрос состава той или иной юридической науки на протяжении многих лет находится в центре внимания ученых-правоведов. Например, для определения существа понятия "состав науки" О.А. Красавчиков использовал сравнение со зданием, употребляя выражение "здание науки". М.М. Шпилевский писал, что при исследовании сути какой-либо науки не следует ограничиваться только определением ее предмета, ибо рассмотрению должны подлежать "все элементы этой науки во всей их совокупности, т.е. предмет, метод, система". В свою очередь, С.С. Алексеев определяет состав науки как совокупность частей, из которых складывается ее содержание. Г.А. Тосунян выделяет в качестве элементов состава науки предмет, методологию, систему науки, библиографию науки. Полнее всего (причем применительно к различным областям юридической науки) этот вопрос исследует К.С. Вельский. По его мнению, "к средствам, образующим состав науки..., относятся: предмет науки, методология науки, система науки, научная терминология и категории науки, отраслевая библиография, история науки".