Понятие и предмет налогового права

Конституционность означает, что при налогообложении должны учитываться положения конституционного закона. В частности, недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами, своих конституционных прав, а также нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в том числе прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах ее территории товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Законность установления подразумевает, что федеральные налоги и сборы должны устанавливаться, изменяться или отменяться только Налоговым кодексом РФ, а региональные и местные - соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах опять-таки в соответствии с Налоговым кодексом РФ.


2.2 Источники (формы) налогового права


Источниками или формами налогового права являются нормативные правовые акты: законы и указы, а также подзаконные акты органов исполнительной власти, в которых содержатся нормы, регулирующие налоговые отношения. Основу источников налогового права составляют акты законодательства о налогах и сборах, к числу которых, согласно ст.1 НК РФ, относятся Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы.

Первая часть Налогового кодекса РФ как основной источник налогового права включает семь разделов, двадцать глав и более ста сорока статей. Данный кодифицированный законодательный акт устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;

права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

формы и методы налогового контроля;

ответственность за совершение налоговых правонарушений;

порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Введение в действие первой части Налогового кодекса РФ определено Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

Кроме того, законодательство о налогах и сборах включает также законы о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов местного самоуправления, принимаемые их представительными органами.

Правительство Российской Федерации как высший исполнительный орган государственный власти вправе издавать постановления по вопросам налогообложения лишь в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. В частности Правительством РФ, предусмотрено издание нормативно-правовых актов определяющих:

порядок списания безнадежных недоимок по федеральным налогам и сборам (п.1 ст.59 НК РФ);

перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер (п.2 ст.64 НК РФ);

порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков (п.8 ст.84 НК РФ);

порядок и размеры выплат, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым (п.4 ст.131 НК РФ).

Иные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях также издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (п.1 ст.4 НК РФ).

Министерство РФ по налогам и сборам, Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет РФ, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах (п.2 ст.4 НК РФ).

Министерством РФ по налогам и сборам в частности определяются (утверждаются):

форма требования об уплате налога (п.5 ст.69 НК РФ);

формы налоговых деклараций (п.3 ст.80 НК РФ);

особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков и особенности учета иностранных организаций (ст.83 НК РФ);

форма заявления и свидетельства о постановке на налогоплательщика на учет, порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика (ст.84 НК РФ);

формы извещения и специальной декларации, предусмотренные процедурой контроля за расходами физических лиц (ст.86 и ст.86 НК РФ);

форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (ст.89 НК РФ);

форма и требования к составлению акта налоговой проверки (п.3 ст.100 НК РФ).

Инструкции по заполнению налоговых деклараций по федеральным, региональным и местным налогам издаются Министерством РФ по налогам и сборам по согласованию с Министерством финансов РФ (п.7 ст.80 НК РФ).

Форма заявления о постановке на учет в качестве плательщика страховых взносов разрабатывается органами государственных внебюджетных фондов по согласованию с Министерством РФ по налогам и сборам (п.11 ст.84 НК РФ).

Перечень должностных лиц налоговых органов, органов государственных внебюджетных фондов и таможенных органов, которые имеют доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, определяется соответственно Министерством РФ по налогам и сборам, государственными внебюджетными фондами и таможенными органами.


Глава 3. Дополнительные источники налогового права


3.1 Подзаконные нормативные правовые акты


Налоговые отношения регулируются не только законами, но и подзаконными актами.

Однако зачастую, и в большинстве случаев обоснованно, ведомственные акты вызывают к себе негативное отношение: на практике инструкциями нередко искажается содержание законов, бюрократизируется система отношений, ущемляются права и законные интересы налогоплательщиков. Органы исполнительной власти должны быть строго ограничены в своих юридических возможностях. Иначе и не может быть, так как закон предполагает использование принуждения для того, чтобы заставить налогоплательщика выполнить свою обязанность. Поскольку налог представляет собой нарушение свободы и права собственности налогоплательщика, то осуществление власти в сфере налогов должно быть ограничено. Важно помнить, что ведомственные инструкции не могут устанавливать или изменять налоговые обязательства налогоплательщиков, их назначение - регламентировать наиболее совершенные и в меру разумной необходимости единообразные способы практической деятельности органов управления, связанной с правильным и своевременным взиманием налогов.

Поэтому совершенствование налогового законодательства должно идти не по пути развития подзаконного нормотворчества, а по пути совершенствования самих законов о налогах, установления таких механизмов преодоления пробелов в законодательстве, которые позволяли бы, не прибегая к изданию инструкций, на основании самого закона определять правильный вариант поведения.

Конечно, совсем обойтись при налогообложении без подзаконных нормативных актов невозможно.

Это объясняется рядом причин. Во-первых, некоторые вопросы налогообложения требуют достаточно оперативного решения, что не обеспечивается законодательной процедурой. Например, введение сезонных таможенных пошлин актуально в течение короткого периода. Во-вторых, решение ряда проблем, имеющих технический характер, целесообразно поручить специализированным ведомствам, а не "загромождать" ими закон. Вряд ли является правильным утверждать на законодательном уровне формы налоговых деклараций, расчетов и т.п. В-третьих, поскольку налогообложению присуща и регулирующая функция, решение некоторых вопросов может быть отнесено к компетенции органа, ответственного за проведение социальной и экономической политики в той или иной области. Например, перечень товаров первой необходимости, облагаемых НДС по льготным ставкам, определяло Правительство РФ.

Налоговый кодекс Российской Федерации не включает подзаконные нормативные акты в состав законодательства о налогах и сборах, отводит им исключительно подчиненную роль (схема 1).



Схема 1


Выделяют две категории подзаконных нормативных актов - источников налогового права: акты, принятые на основе законодательного делегирования, и акты, издаваемые в развитие законов и имеющие целью обеспечить их выполнение. Обе категории подзаконных актов издаются на основании и в соответствии с законодательством, не могут противоречить ему, изменять его или дополнять.

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления и органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (ст.4).

Делегирование представительными органами власти своих исключительных законодательных полномочий органам исполнительной власти ограничено. Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает два случая делегирования полномочий Федерального Собрания РФ Правительству РФ.

Пунктом 1 ст.53 части первой НК РФ предусмотрено, что в случаях, указанных в настоящем Кодексе, ставки федеральных налогов могут устанавливаться Правительством РФ в порядке и пределах, определенных настоящим Кодексом. В соответствии со ст.59 части первой НК РФ Правительству РФ поручено установить порядок списания безнадежной задолженности по федеральным налогам и сборам.

Правительство РФ полномочно принимать и другие нормативные акты, связанные с исчислением и уплатой налогов. Например, ст.64 части первой НК РФ предусматривает возможность отсрочки или рассрочки платежа налога налогоплательщикам, чья деятельность носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством РФ.


3.2 Решения органов конституционной юстиции


В последнее время в РФ большое значение в регулировании налогообложения приобрели решения органов конституционной юстиции, прежде всего - Конституционного Суда Российской Федерации.

Рассматривая жалобы и заявления граждан, предприятий, государственных органов, КС РФ толкует конституционные нормы, дает конституционное толкование нормативных актов (придает нормативным актам конституционный смысл), интерпретирует общие принципы права. В результате этого модернизируются представления о юридическом содержании конституционной формы. КС РФ не изменяет словесной формы статей Конституции РФ, а толкует их, уточняет их смысл.

Можно сказать, что КС РФ занимается правотворчеством особого рода. Сформулированные им правовые нормы имеют особую форму, которая называется "правовая позиция КС РФ". Правовая позиция КС РФ - это прецедент толкования конституционной нормы, выраженный в мотивированной части Постановления КС РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты