Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд должен ознакомиться с представленными ими дополнительными материалами.[9, с. 2, 63] При этом представленные дополнительные доказательства могут быть приняты во внимание хозяйственным судом кассационной инстанции только в случае, если они не устанавливают новых обстоятельств по делу[3, п. 15].
Кассационная жалоба (протест) на судебное постановление хозяйственного суда первой или апелляционной инстанции должна быть рассмотрена в срок не более одного месяца со дня поступления дела в хозяйственный суд кассационной инстанции, включая срок на принятие постановления по результатам ее рассмотрения [1,ст. 295].
Рассмотрев кассационную жалобу (протест), хозяйственный суд кассационной инстанции полномочен:
1) оставить судебные постановления хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций без изменения, а кассационную жалобу (протест) – без удовлетворения;
2) изменить или отменить судебные постановления хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое постановление, если обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся в деле доказательств;
3) отменить судебные постановления хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций в целом или их части и передать дело на новое рассмотрение в инстанцию хозяйственного суда, судебное постановление которого отменено, если допущены нарушения норм процессуального права, согласно ч. 5 ст. 297 ХПК, являются в любом случае основанием для отмены судебного постановления; или если выводы обжалуемого судебного постановления не соответствуют материалам дела;
4) отменить судебные постановления хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций в целом или их части и оставить исковое заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу в целом или его части;
5) оставить без изменения одно из принятых по делу судебных постановлений, отменив остальные.
Указания хозяйственного суда кассационной инстанции, изложенные в постановлении об отмене судебных постановлений хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций, обязательны для хозяйственного суда, вновь рассматривающего дело. При этом хозяйственный суд кассационной инстанции не вправе предрешать вопросы достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимущества одних доказательств перед другими, а также указывать, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.[1, ст.ст. 296, 299]
По результатам рассмотрения кассационной жалобы (протеста) хозяйственный суд кассационной инстанции принимает постановление, которое подписывается судьями хозяйственного суда, рассматривавшими дело.
В постановлении указываются:
а) наименование и состав хозяйственного суда кассационной инстанции, принявшего постановление; номер дела, дата и место принятия постановления;
б) предмет спора;
в) полные имена (наименования) лиц, участвующих в деле, лиц, присутствовавших в судебном заседании, и их представителей с указанием их полномочий;
г) полное имя (наименование) лица, подавшего кассационную жалобу (протест);
д) наименования других лиц, участвующих в деле;
е) наименование хозяйственного суда, рассмотревшего дело в первой и апелляционной инстанциях, номер дела и дата принятия судебного постановления;
ж) краткое содержание принятых по делу судебных постановлений хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций;
з) основания, по которым в кассационной жалобе (протесте) поставлен вопрос о проверке законности судебных постановлений хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций;
и) доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу (протест);
к) объяснения лиц, присутствовавших в судебном заседании;
л) обстоятельства дела, установленные хозяйственным судом кассационной инстанции;
м) доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; законодательные и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления;
н) доводы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законодательные и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле;
о) при изменении или отмене судебных постановлений хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций – мотивы, по которым суд кассационной инстанции не согласился с выводами хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций;
п) выводы по результатам рассмотрения кассационной жалобы (протеста);
р) действия, которые должны быть выполнены лицами, участвующими в деле, и хозяйственным судом первой или апелляционной инстанций, если дело передается на новое рассмотрение;
с) о распределении между сторонами судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением кассационной жалобы (протеста), если хозяйственный суда кассационной инстанции не отменил постановление хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций с передачей дела на новое рассмотрение.
Постановление хозяйственного суда кассационной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и направляется лицам, участвующим в деле, не позднее пяти дней со дня его принятия.
При заключении сторонами мирового соглашения в процессе рассмотрения кассационной жалобы (протеста) хозяйственный суд кассационной инстанции принимает постановление об отмене судебных постановлений хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций, утверждении мирового соглашения и о прекращении производства по делу, которое направляется лицам, участвующим в деле. [1, ст. 298]
2. Отличие кассационного обжалования решений и определений хозяйственного суда от пересмотра судебных актов в порядке надзора
Кассационное обжалование – A. Надзорное обжалование – B.
A. Осуществляется в кассационной коллегии ВХС.
B. В отношении судебных постановлений, принятых хозяйственными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций, осуществляется в Президиум ВХС, а в отношении постановлений Президиума ВХС – в Пленум ВХС.
A.1Кассационную жалобу (протест) на судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции, вступившее в законную силу, и судебное постановление хозяйственного суда апелляционной инстанции вправе подать лица, участвующие в деле, а также лица, не привлеченные к участию в деле, если хозяйственный суд принял судебное постановление об их правах и обязанностях.
B.1 Жалобу в порядке надзора вправе подать лица, участвующие в деле, а также лица, чьи права и законные интересы нарушены судебным постановлением, вынесенным по делу.
A.2 Кассационная жалоба (протест) может быть подана в течение одного месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
B.2 Жалоба в порядке надзора на судебное постановление может быть подана в срок не более одного года со дня вступления в законную силу судебного постановления.
A.3 Для принятия кассационной инстанцией кассационной жалобы (протеста) к рассмотрению не обязательно чтобы дело было рассмотрено сначала хозяйственным судом первой инстанции, а затем – апелляционной инстанцией.
B.3 Жалоба в порядке надзора принимается к рассмотрению, если заявителем исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты в хозяйственных судах апелляционной и кассационной инстанций, а также если причины, по которым не была подана апелляционная или кассационная жалоба, признаны уважительными.
A.4 Кассационная жалоба (протест) подается в Кассационную коллегию ВХС через хозяйственный суд, принявший обжалуемое судебное постановление, который не позднее трех дней со дня поступления жалобы (протеста) в суд обязан направить кассационную жалобу (протест) вместе с делом в Кассационную коллегию ВХС. Последняя решает вопрос о возможности принятия жалобы (протеста) к рассмотрению.
B.4 Жалоба в порядке надзора на судебное постановление может быть подана ли-цам, имеющим право принесения про-теста. Согласно ст.301 ХПК, протесты в порядке надзора вправе приносить:
-Председатель ВХС и Генеральный прокурор – на судебные постановления любого хозяйственного суда в Республике Беларусь, за исключением постановлений Пленума ВХС;
-заместители Председателя ВХС и заместители Генерального прокурора – на судебные постановления любого хозяйственного суда в Республике Беларусь, за исключением постановлений Президиума или Пленума ВХС.
Указанные лица, не более пяти дней со дня поступления в ВХС, Прокуратуру, рассматривают вопрос о принятии жалобы в порядке надзора. В срок не более двух месяцев со дня ее поступления в ВХС, Прокуратуру рассматривают ее.
Если имеются сомнения в законности обжалуемого судебного постановления, принимается решение об истребовании дела. Должностные лица, указанные выше, вправе истребовать дело из соответствующего хозяйственного суда для проверки в порядке надзора и принести протест на вступившие в законную силу судебные постановления только при наличии: жалобы лиц, указанных в п.2, либо представление судьи, участвующего в рассмотрении этого дела или рассматривающего другое дело, для которого вступившее в законную силу судебное постановление имеет юридическое значение, а также ходатайство судьи по иным основаниям.
Основаниями для истребования дела являются содержащиеся в жалобе, представлении или ходатайстве доводы, вызывающие сомнения в законности судебного постановления.
При наличии оснований, предусмотренных статьей 314 ХПК (существенное нарушение норм материального и (или) процессуального права вступившими в законную силу судебными постановлениями хозяйственных судов), должностное лицо, имеющее право принесения протеста в порядке надзора, приносит такой протест и направляет его вместе с делом в соответствующий хозяйственный суд надзорной инстанции.
A.5 Хозяйственный суд кассационной инстанции:
-проверяет правильность применения норм материального и (или) процессуального права хозяйственным судом первой и апелляционной инстанций;
-независимо от доводов, изложенных в кассационной жалобе (протесте), проверяет, не допущены ли хозяйственным судом первой и (или) апелляционной инстанций нарушения норм процессуального права, являющиеся в любом случае основанием для отмены судебного постановления; -проверяет, соответствуют ли выводы хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
B.5 Хозяйственный суд надзорной инстанции проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права хозяйственными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций на основании материалов, имеющихся в деле.
A.6 Существует институт отзыва на кассационную жалобу.
B.6 Институт отзыва отсутствует.
3. Право кассационного обжалования (опротестования) решений хозяйственного суда и порядок его осуществления
Право кассационного обжалования (далее - ПКО) вступивших в законную силу решений и постановлений хозяйственных судов, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, является правом на возбуждение деятельности суда кассационной инстанции по проверке указанных актов[9, с. 58].
ПКО возникает со дня вступления в законную силу судебных постановлений хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанции.
ПКО является срочным и может быть реализовано в течении одного месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления (ч.1ст.285 ХПК).