Также если говорить о усыновлении иностранными гражданами или лицами без гражданства детей, являющихся подданными РФ, то здесь согласно п. 3 ст. 165 СК защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, за пределами территории РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ, осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права консульским учреждением РФ, в котором указанные дети состоят на учете. Постановка детей на учет в консульском учреждении РФ, находящемся в пределах консульского округа на территории государства проживания усыновителей (при отсутствии консульского учреждения - в дипломатическом представительстве РФ), осуществляется в трехмесячный срок со дня въезда их в государство места проживания усыновителей.
Нередко эти правила не соблюдаются.1 Таким образом, как видно полномочия усыновителей в отличие от родителей несколько уже последних, что по-нашему мнению совершенно оправданно всвязи с участившимися случаями нарушения обязанностей усыновителями в отношении усыновлённых, всвязи с чем за ними также необходим контроль со стороны уполномоченных на то государственных органов, особенно в отношении усыновителей, живущих постоянно или временно за пределами РФ, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, также не разработан вопрос о том будет ли осуществлять усыновитель представительство усыновляемого после достижения им 18 лет при решении отдельных вопросов, если в стране усыновителя полная дееспособность у граждан начинается например в 21год. Таким образом, законное представительство детей их усыновителями осуществляется до достижения ими возраста 18. Поэтому в соответствии со ст. 24 Декларации "О социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях" (принята 03.12.1986 Резолюцией 41/95 Генеральной Ассамблеи ООН). В тех случаях, когда гражданство ребенка иное, чем гражданство будущих приемных родителей, необходимо в полной мере учитывать как законодательство государства, гражданином которого является ребенок, так и законодательство государства, гражданами которого являются будущие приемные родители.
В этой связи следует надлежащим образом учитывать культурное и религиозное воспитание и интересы ребенка.2 Основанием такого представительства будет являться факт вынесения судом решения об усыновлении и вступления его в законную силу, а также плюс свидетельство о государственной регистрации акта усыновления и свидетельство о рождении представляемого ребенка.
Прекращается законное представительство усыновителей добровольно либо принудительно. Добровольно представительство прекращается в связи со смертью лица, заменяющего родителей, либо ребенка, а также достижения несовершеннолетним установленного законом возраста, то есть 18 лет, в случае эмансипации и другие основания. О принудительном прекращении представительства свидетельствует отмена усыновления в соответствии со ст. 140-144 СКРФ. Как видно из написанного наибольший массив норм касающихся усыновления содержится в СКРФ, всвязи с чем наибольшее внимании при рассмотрении данного института уделяли именно СКРФ и международному праву.
2.3 Представительство опекунами и попечителями
В соответствии с ч.1 ст. 52 ГПКРФ, законными представителями недееспособных или не обладающих полной дееспособностью граждан могут быть, назначаемые в установленном законом порядке, опекуны и попечители. В ГПК не раскрывается понятий опеки и попечительства вообще, а также порядок и условия установления опеки и попечительства, поэтому считаем нужным обратиться к другим нормативно-правовым актам, так как даже сам ГПК отсылает нас к другим законам при решении вопроса об осуществлении законными представителями определённых действий (ч. 3 ст. 52 ГПКРФ).
В соответствии со статьей 60 Конституции РФ граждане осуществляют свои права и обязанности в полном объеме с 18 лет. С этого момента они становятся полностью дееспособными, то есть обретают возможность совершать юридически значимые действия по реализации своих прав и исполнению обязанностей, несут ответственность. Однако в реальной жизни возможны ситуации, нашедшие отражение в законодательстве, когда реализация гражданином этого конституционного положения оказывается по каким-либо причинам невозможной. В этой связи в законодательстве существуют институты опеки и попечительства.1
Под опекой равным образом можно понимать как комплекс непосредственных действий по осуществлению социальной заботы, так и правовую связь, правоотношение с участием опекуна (попечителя) и подопечного.
Разумеется, опека и попечительство представляют собой также и правовой институт - совокупность норм, регулирующих осуществление данного вида социальной заботы о недееспособных и не полностью дееспособных лицах.
Опека и попечительство - это форма индивидуального устройства. Она предполагает только индивидуальное оказание помощи, ухода и попечения со стороны определенного физического лица. Основное назначение опеки (попечительства) зависит от того, какие именно интересы, потребности
1 Ершов В.А. Опека и попечительства: Юридический статус и защита прав и законных интересов детей, лишённых родительской опеки, недееспособных и ограниченно дееспособных граждан, Гроссмедиа РОСБУХ, 2008г.
подопечных лиц подлежат охране в первоочередном порядке.1
Итак, опека - вид правовой помощи, устанавливаемый в целях защиты интересов малолетних и граждан, признанных в судебном порядке недееспособными вследствие психического расстройства, при котором назначенный опекун (физическое лицо) является законным представителем подопечного и может совершать от его имени все юридически значимые действия.
Попечительство как вид правовой помощи устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, и состоит в оказании попечителем (физическим лицом) содействия в осуществлении этими лицами своих прав и исполнении обязанностей, а также в охране их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
Таким образом, опека (попечительство) как форма охраны прав и интересов недееспособных и не полностью дееспособных граждан обладает следующими признаками, позволяющими отличить ее от сходных правовых явлений:
- защита прав и интересов подопечного действиями определенного физического лица;
- возникновение правоотношений из акта органа местного самоуправления;
- право опекуна (попечителя) совершать в интересах подопечного все или отдельные юридически значимые действия без специального полномочия.2
Таким образом основанием возникновения отношений по опеке и попечительству, в зависимости от обусловивших их причин, является соответствующий акт суда или уполномоченного административного органа. Судебный порядок возникновения этих отношений устанавливается правилами ГПК РФ об особом производстве. Административный порядок регулируется достаточно широким кругом нормативных актов, определяющих компетенцию органов опеки и попечительства (впрочем, в последнее время обозначилась тенденция к систематизации этой области правового регулирования: с 1 января 2008 года функции управления в сфере опеки и попечительства переданы органам исполнительной власти субъектов РФ). Для того чтобы назначение опекуна или попечителя состоялось, необходимо наличие одного из предусмотренных законом условий:
1. Утрата ребенком родительского попечения или попечения со стороны иных лиц, обязанных осуществлять его воспитание, а также недостижение родителем (родителями) ребенка шестнадцатилетнего возраста.
2. Вступление в законную силу решения суда о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства (ст. 29 ГК РФ).
3. Вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности гражданина вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 30 ГК РФ).
Действующее законодательство допускает определенную вариативность при закреплении ответственности за осуществление функций по опеке и попечительству за тем или иным государственным органом в зависимости от региональных особенностей. Однако имевшее место прежде, сложившееся в течение десятилетий предметное распределение управленческих обязанностей в сфере опеки и попечительства в целом сохранилось. Органами опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних в большинстве случаев являются органы исполнительной власти в сфере образования, а в отношении граждан, в отношении которых опека или попечительство установлены по медицинским характеристикам, - органы здравоохранения и социальной защиты, так ст. 35 ГК РФ указывает, что при помещении гражданина в лечебное, воспитательное или иное аналогичное учреждение последнее является опекуном (попечителем) гражданина.
Наиболее благоприятным способом устройства лиц, нуждающихся в уходе или воспитании, является проживание в семье родных и близких. Супруг, родители, дети, внуки, иные родственники (как правило, близкие) не только безвозмездно осуществляют уход за гражданином, а в отношении ребенка - воспитание, но и, что более важно, поддерживают его духовно. Необходимость в общении - естественная потребность личности, и ее реализация в полной мере возможна лишь при проживании в семье, с теми людьми, кто близок в силу родства или иных личных отношений. И напротив, забота о гражданах может осуществляться теми или иными государственными или муниципальными учреждениями социального обслуживания. Одним из недостатков такой формы охраны прав и интересов граждан недееспособных или не полностью дееспособных является ее затратный характер. Речь идет не только о том, что учреждения социального обслуживания и детские учреждения требуют финансирования со стороны государства. Дело и в том, что, к сожалению, во многих случаях помещаемые в учреждения граждане обязаны возмещать расходы на свое содержание. Таким образом, членство в семье и отношения опеки (попечительства) могут совпадать или не совпадать. Однако совпадение таких правоотношений не создает специфики в правовых последствиях.
Компетенция органов опеки и попечительства должна детально определяться в законах субъектов РФ, однако многие относящиеся к ней вопросы сформулированы в разных нормах федерального законодательства, в связи с чем появляются определённые проблемы при определении их полномочий.1 Согласно пункту 3 статьи 36 ГК РФ опекуны и попечители всех подопечных (за исключением тех, которые ограничены в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами) обязаны защищать их интересы, а следовательно, имеют право и обязаны:
- подавать заявления о выплате причитающихся подопечному пособий, пенсий;
- подавать исковые заявления в суд о взыскании алиментов с лиц, обязанных по закону содержать подопечного;
- предпринимать меры по защите права собственности подопечного(предъявлять иски об истребовании его имущества из чужого незаконного владения, о признании права собственности, применять меры самозащиты и пр.);
- предъявлять требования о возмещении вреда, причиненного здоровью подопечного или его имуществу, о компенсации морального вреда, причиненного подопечному;
- обращаться в лечебные, учебные и иные учреждения с целью получения подопечным медицинских, образовательных и прочих услуг как на безвозмездной, так и на возмездной основе;
- защищать жилищные права подопечного путем подачи исков о его вселении, о выселении лиц, не имеющих права проживать в жилом помещении подопечного, подачи заявления о предоставлении подопечному жилого помещения и пр.;