Понятие, учреждение и основные этапы развития прокуратуры в Республике Беларусь
Понятие, учреждение и основные этапы развития прокуратуры в Республике Беларусь
Содержание
Задачи и основные направления деятельности прокуратуры
Принципы организации и деятельности прокуратуры
Система и структура органов прокуратуры
Классные чины (воинские звания) прокурорских работников
Поощрения и ответственность прокурорских работников
Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников
Введение
Прокуратура Республики Беларусь - это система органов, на которые Конституцией Республики Беларусь возложено осуществление особой формы государственной деятельности - надзор за точным и единообразным исполнением законов. Прокурорский надзор является основной функцией органов прокуратуры, определяющей их предназначение, роль и место в механизме государства.
Согласно Конституции Республики Беларусь прокуратура выделена в особую систему органов, призванных выполнять функцию “сдержек и противовесов” в системе разделения властей. Она устанавливает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы эти нарушения не исходили. Вместе с тем, прокуратура всей своей деятельностью способствует взаимодействию разделенных ветвей власти, их согласованному функционированию как единой государственной власти, поскольку все они заинтересованы в сохранении и укреплении законности.
Характеризуя деятельность прокуратуры, необходимо отметить некоторые особенности, определяющие ее специфику. Во-первых, прокурорский надзор осуществляется от имени государства (ст.1 Закона “О прокуратуре”). Во-вторых, ограниченность “усеченность” полномочий, организационная либо процессуальная подконтрольность основным ветвям власти. Та к прокуратуре не только не поднадзорна деятельность Президента и Парламента, напротив она обязана обеспечить контроль за исполнением принимаемых ими актов.
Организация и порядок деятельности органов прокуратуры, и полномочия прокуроров определяются Конституцией Республики Беларусь, законом Республики Беларусь “О прокуратуре Республики Беларусь”, другими законодательными актами Республики Беларусь (УПК, ГПК, ХПК и др.), а также приказами и указаниями Генерального Прокурора Республики Беларусь.
История создания органов прокуратуры Республики Беларусь берет свое начало с конца 1921 года, когда в соответствии с решениями II съезда деятелей юстиции Белоруссии в БССР были созданы органы охраны революционной законности. Положением о народном комиссариате юстиции БССР, утвержденным Президиумом ЦИК БССР 3 января 1922 года, при судебных органах республики устанавливались должности прокурора кассационного трибунала, прокурора революционного трибунала и товарищей прокурора, состоявших при Совете народных судей, а также выполнявших функции надзора за законностью в уездах.
В аппарате Наркомата юстиции БССР был образован отдел охраны революционной законности в составе заведующего отделом (нарком юстиции) и товарищей прокурора. Такие же отделы были созданы и на местах.
26 июня 1922 года в целях осуществления надзора за соблюдением законности и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью Постановлением Ш сессии ЦИК БССР была учреждена государственная прокуратура и принято Положение о прокурорском надзоре в БССР.
Прокуратура учреждалась на правах отдела в составе Наркомата юстиции. Во главе прокуратуры в качестве прокурора республики стал Народный комиссар юстиции, который был ответственен перед Президиумом ЦИК БССР и подотчетен ему.
Прокуратура осуществляла надзор за точным исполнением законов путем проверки законности действий служащих государственных учреждений, общественных и частных организаций и граждан, опротестования противоречащих закону постановлений, возбуждения против виновных уголовного преследования, непосредственного надзора за деятельностью органов дознания и следствия, а также органов Госполитуправления. В компетенцию прокуратуры входило также осуществление надзора за законностью и обоснованностью судебных решений и правильностью содержания заключенных под стражей.
С образованием Союза ССР потребовала своего разрешения поставленная В.И. Лениным задача: установить единую для всего государства законность. В тесной связи с решением этой задачи начался процесс преобразования прокуратуры во всесоюзный орган. Первым шагом на этом пути было образование в 1923 году прокуратуры Верховного Суда СССР.
Прокурору Верховного Суда СССР были даны широкие права: право законодательной инициативы, право совещательного голоса в заседаниях Президиума ЦИК СССР, СНК СССР, коллегий наркоматов и другие. Однако полномочий по руководству прокуратурой БССР (равно как и других республик) Прокурор Верховного Суда ССР не имел, поскольку она находилась в системе наркомата юстиции республики.
20 июня 1933 года Постановлением ЦИК и СНК ССР была образована Прокуратура СССР. На нее вместе с осуществлением надзорных полномочий было возложено руководство деятельностью прокуратур союзных республик. Это проявилось в том, что Прокурор ССР давал прокурорам союзных республик указания, проводил обследование и проверку их деятельности, получал отчеты о их работе. Вместе с тем прокуратура БССР по прежнему находилась в составе наркомата юстиции республики. Прокурор БССР как и раньше являлся наркомом юстиции республики. Однако руководящие работники прокуратуры стали назначаться с согласия Прокурора Союза ССР. Прокурор БССР назначался и отзывался Прокурором СССР по согласованию с ЦИК БССР.
Процесс централизации органов прокуратуры в СССР был завершен в 1936 году, когда Постановлением ЦИК и СНК СССР был образован союзный наркомат юстиции. Согласно этому постановлению Прокуратура БССР (равно как и других союзных республик) была выведена из состава Наркомюста БССР и полностью подчинена Прокурору Союза ССР.
Конституция СССР 1936 года закрепила сложившуюся систему органов прокуратуры, определила задачи и основные начала организации и осуществления прокурорского надзора в СССР. Конституция БССР 1937 года воспроизвела и конкретизировала эти положения применительно к Прокуратуре БССР - составной части Прокуратуры СССР. В последующие годы до распада Союза ССР прокуратура БССР оставалась составной частью Прокуратуры СССР, деятельность которой в начале регулировалась Положением о прокурорском надзоре в СССР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР 24 мая 1955 года, а затем Законом о прокуратуре СССР от 30 ноября 1979 года, принятым в соответствии со статьей 164 Конституции СССР 1977 года.
С распадом Союза ССР Прокуратура СССР перестала существовать как самостоятельный государственный орган. В соответствии с Декларацией о государственном суверенитете и на основании Конституции БССР, Верховный Совет БССР образовал на базе действующих на территории республики органов прокуратуры единую систему органов - Прокуратуру Республики Беларусь, возглавляемую Генеральным прокурором Республики Беларусь.
После образования Республики Беларусь как суверенного государства Закон о прокуратуре СССР от 30 ноября 1979 года действовал на территории республики лишь в той части, в которой он не противоречил ее законодательству.29 января 1993 года был принят Закон Республики Беларусь “О прокуратуре Республики Беларусь” (далее закон “О прокуратуре”), который действует в настоящее время с внесенными в него изменениями и дополнениями.
Задачи и основные направления деятельности прокуратуры
Деятельность прокуратуры Республики Беларусь направлена на обеспечение верховенства закона, укрепление законности в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений организаций, общественных объединений. Это выражено в законодательном закреплении направлений деятельности прокуратуры (ч.2 ст.2 Закона “О прокуратуре”).
Под направлениями деятельности прокуратуры следует понимать те пути, по которым Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, достигают цели, выполняют возложенные на них задачи.
Прокуратура Республики Беларусь в соответствии с возложенными на нее задачами действует по следующим направлениям:
1) надзор за точным и единообразным исполнением законов республиканскими, местными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, местными Советами депутатов и иными органами местного самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъектами хозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями, должностными лицами и гражданами (общий надзор);
2) надзор за исполнением законов органами осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
3) надзор за соответствием закону судебных решений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях;
4) надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом;
5) расследование преступлений в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законом;
6) участие в рассмотрении дел судами, поддержание государственного обвинения.
Направления деятельности прокуратуры неравнозначны и могут быть классифицированы на три вида. Первый вид, включающий в себя первые четыре направления представляют отрасли прокурорского надзора. Второй вид включает пятое направление, характерное для работы органов прокуратуры в борьбе с преступностью. Третий вид составляют два важнейших участка работы - участие в рассмотрении дел судами и поддержание государственного обвинения.
Полномочия Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров в области общенадзорной деятельности довольно широки. Так, в соответствии со ст.22 Закона “О прокуратуре" прокурор вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещение поднадзорных органов и организаций, иметь доступ к их документам, проверять исполнение закона: требовать от руководителей и иных должностных лиц представления издаваемых ими приказов, инструкций, решений, распоряжений и иных актов, необходимых документов и материалов, статистических и иных сведений, проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий, учреждений и организаций и подчиненных им должностных лиц, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения экспертиз, проверок по поступившим в прокуратуру материалам, сообщениям и заявлениям, обязывать сообщать о их результатах: вызывать должностных лиц, граждан и требовать от них объяснений по поводу нарушений закона; в случаях предусмотренных законом, истребовать от должностных лиц, граждан декларации об источниках доходов; проверять законность административного задержания и применения к ним мер воздействия за административные правонарушения.
Полномочия прокуроров по общему надзору, как и по другим отраслям прокурорского надзора, реализуются путем принесения в соответствующие органы протестов, представлений, постановлений, предписаний, официальных предупреждений.