Если приговор, решение, определение и постановление суда вступили в законную силу, прокурор, в пределах своей компетенции, вправе истребовать из суда любое дело (группу дел) для изучения. В случае установление оснований к отмене или изменению приговора, решения, определения или постановления прокурор приносит протест в порядке надзора. Правом принесения протеста в порядке надзора наделяются все прокуроры, начиная с прокурора области и приравненного к нему прокурора. Прокурор района не наделяется правом принесения протеста в порядке надзора на судебные решения по уголовным и гражданским делам, однако в случае обнаружения незаконного или необоснованного судебного решения он вправе войти с представлением к вышестоящему прокурору с тем, чтобы он принес протест. Что касается постановлений судьи вступивших в законную силу по делу об административном правонарушении, то протест может быть принесен как вышестоящим прокурором, так и прокурором района и приравненном к нему прокурором.
По результатам надзорной практики за законностью судебных решений Генеральный прокурор Республики Беларусь вправе вносить на рассмотрение Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь представления о даче ими судам в соответствии со своей компетенцией разъяснений по вопросам применения законов при рассмотрении дел (ст.32 Закона “О прокуратуре”).
Надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, является четвертой отраслью прокурорского надзора. Ее предметом согласно ст.33 Закона “О прокуратуре" являются: законность нахождения лиц в местах содержания, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных учреждениях, исполняющих наказание и другие меры принудительного характера, назначаемые судом; соблюдение установленных уголовно-исполнительным законодательством порядка и условий содержания либо отбывания наказания лицами в вышеуказанных учреждениях, их прав и выполнение ими своих обязанностей; законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.
Полномочия прокурора при осуществлении надзора в данной отрасли обширны и многие из них носят властно-распорядительный характер, что позволяет прокурору самому незамедлительно устранять нарушения закона, не дожидаясь, когда это сделают вышестоящие органы управления по предложению прокурора.
Статья 34 Закона “О прокуратуре" наделяет прокурора следующими полномочиями:
в любое время посещать места содержания задержанных предварительного заключения, места лишения свободы и иные учреждения, исполняющие уголовное наказание и другие меры принудительного характера назначаемые судом;
знакомиться с документами, на основании которых эти лица подвергнуты задержанию, административному аресту, предварительному заключению под стражу, а также отбыванию наказания в виде лишения свободы и иным мерам наказания или подвергнуты мерам принудительного характера;
опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, в отношении которых применяются меры принудительного характера, назначаемые судом;
проверять соответствие приказов, распоряжений и постановлений администрации учреждений содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных учреждений, исполняющих наказание и другие меры принудительного характера, назначаемых судом по законодательству, регулирующему порядок и условия содержания лиц в этих учреждениях и исполнения наказания;
приостанавливать исполнение, а затем опротестовывать в установленном порядке противоречащие законодательству приказы, распоряжения и постановления администрации учреждений содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных учреждений, исполняющих наказание и другие меры принудительного характера, назначаемые судом;
требовать объяснений от представителей администрации;
проверять исполнение требований закона о праве лиц, подвергнутых административному аресту, предварительному заключению под стражу, осужденных к лишению свободы, а также лиц подвергнутых иным мерам наказания или мерам принудительного характера, обращаться с жалобами и заявлениями в государственные органы, общественные объединения, к должностным лицам и об обязанности администрации направлять жалобы и заявления по принадлежности в установленном порядке и принимать предусмотренные законодательством меры в случае нарушения администрацией этих требований закона;
немедленно своим постановлением освобождать незаконно содержащихся в местах лишения свободы или в учреждениях, исполняющих иные меры наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутых задержанию, предварительному заключению под стражу либо водворенных в штрафные помещения, за исключением случаев применения этих мер судебными органами.
Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы (ст.7 Закона “О прокуратуре”).
Пятым направлением деятельности прокуратуры является расследование преступлений. Прокуратура расследует те категории уголовных дел, которые в соответствии со ст.182 УПК Республики Беларусь отнесены к ее подследственности. Расследование преступлений производят следователи прокуратуры. Вместе с тем прокурор вправе принять к своему производству любое уголовное дело независимо от подследственности и расследовать его самостоятельно в полном объеме (ст.181 УПК Республики Беларусь).
Закон “О прокуратуре Республики Беларусь” в отличие от Закона “О прокуратуре СССР” не называет в качестве отрасли надзора - надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах. С началом судебной реформы это положение подвергалось острой критике, как равнозначное утверждение о поднадзорности суда прокуратуре, противоречащее принципу независимости суда. Действующий ныне Закон “О прокуратуре" разделил это направление деятельности прокуратуры на два: надзор за соответствием закону судебных решений, являющимся отраслью прокурорского надзора и участие прокурора в рассмотрении дел судами.
Согласно ст.28 Закона “О прокуратуре" прокурор в пределах своей компетенции участвует в рассмотрении судом первой инстанции гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях в случаях, когда это предусмотрено законом или признано необходимым самим прокурором, используя полномочия закрепленные процессуальным законодательством.
В уголовном процессе прокурор в суде первой инстанции выступает в качестве государственного обвинителя (ч.1 ст.34 УПК Республики Беларусь). В соответствии с принципом состязательности прокурор обязан поддерживать обвинение по всем делам публичного и частно-публичного обвинения, а также по делам частного обвинения, возбужденным прокурором (ч.8 ст.34, ч.1 ст.293 УПК Республики Беларусь).
Прокурор оглашает в суде обвинение, предъявляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам возникающим во время судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении обвиняемому наказания, предъявляет или поддерживает предъявленный по уголовному делу гражданский иск.
Поддерживая обвинение прокурор руководствуется требованием закона и своим внутренним убеждением, основанным на результатах исследования всех обстоятельств дела. Он вправе изменить обвинение как на более мягкое, так и более тяжкое, либо предъявить новое обвинение, а также отказаться от обвинения (полностью или частично), если придет к выводу, что оно не нашло подтверждение в судебном разбирательстве ч.7 ст.293 УПК Республики Беларусь). Участвуя в рассмотрении гражданских дел в суде прокурор способствует строгому соблюдению материального законодательства и норм гражданского судопроизводства. Статья 1 ГПК Республики Беларусь называет две формы участия прокурора в гражданском процессе;
1) предъявление иска или подача заявления в суд;
2) вступление в дело, начатое по инициативе других лиц.
Прокурор предъявляет в суды иски и заявления в защиту прав и законных интересов государства, предприятий, учреждений и организаций государственных форм собственности, а в защиту прав и законных интересов субъектов хозяйствования негосударственных форм собственности и граждан - в случаях, если они лишены возможности самостоятельно защищать свои интересы (п.6 ст.2 Закона “О прокуратуре”, ст.81 ГПК Республики Беларусь).
Помимо возбуждения гражданского процесса, прокурор в силу своего правового положения может вступать в него в любой его стадии, в том числе и в стадии судебного разбирательства гражданского дела, начатого по инициативе других лиц. Формой участие прокурора в судебном заседании при рассмотрении споров о праве гражданском является изложение мнения по вопросам, возникающим при разбирательстве и по существу в целом, поскольку он не обращался в суд с заявлением и вступает в начатый процесс при отсутствии каких-либо связей со сторонами.
Участие прокурора, в суде первой инстанции при вступлении в процесс, начавшийся по инициативе других лиц, может быть осуществлено:
1) по инициативе самого прокурора;
2) в силу указаний закона;
3) в силу указаний Генерального прокурора Республики Беларусь;
4) по предложению вышестоящего прокурора;
5) вследствие привлечения его к участию в деле судом.
В отличие от гражданского судопроизводства в хозяйственном процессе прокурор участвует лишь в случае предъявления им иска или подачи заявления Хозяйственный процессуальный Кодекс Республики Беларусь не предусматривает также возможности участия прокурора в деле по инициативе хозяйственного суда, он не называет категории дел, рассматриваемые с обязательным участием прокурора.
Прокурор участвует не только в рассмотрении дел судом первой инстанции, но и последующих, контрольных стадиях процесса: кассационной и надзорной, а также в связи с возобновлением дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Полномочия прокурора в этих стадиях процесса определяются процессуальным законодательством Республики Беларусь.
Наряду с направлениями в деятельности органов прокуратуры с учетом специфических задач, решаемых ими, организационно обособлены участки работы: надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и работа с жалобами граждан.
Выделение надзора за исполнением законов о несовершеннолетних обусловлено задачами усиления охраны прав и предупреждения правонарушений несовершеннолетних, повышения эффективности прокурорского надзора, поскольку осуществление надзора требует от прокурора не только знания закона, но учета возрастных особенностей несовершеннолетних, сочетания мер прокурорского реагирования с мероприятиями воспитательного характера. Вторым важным участком деятельности прокуратуры является работа с заявлениями и жалобами граждан. Заявления, жалобы и иные обращения - важный источник информации о нарушениях законов.
Они в сочетании с другими данными позволяют прокурору оперативно реагировать на нарушения прав и свобод граждан, законность издаваемых органами управления правовых актов и иные нарушения. Закон “О прокуратуре" (ст.10) закрепляет обязанность прокуроров в установленном законом порядке рассматривать заявления и жалобы граждан, государственных и общественных организаций и принимать меры к восстановлению нарушенных прав и защите законных интересов граждан и юридических лиц.