Понятие, учреждение и основные этапы развития прокуратуры в Республике Беларусь

управление общего надзора, которое объединяет: отдел по надзору за исполнением законов в сфере экономики; отдел по надзору за исполнением законов в социальной и экологической сферах; отдел по надзору за исполнением таможенного и налогового законодательства; отдел по надзору за исполнением банковского законодательства;

управление по надзору за следствием в органах прокуратуры, в состав которого входят: отдел по надзору за расследованием особо важных уголовных дел в прокуратуре Республике Беларусь; отдел по надзору за следствием в органах прокуратуры;

управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, в составе которого имеются: следственный отдел; отдел по надзору за расследованием дел и исполнением законов об организованной преступности и коррупции;

управление организации работы и методики прокурорского надзора в составе отдела организации работы и контроля исполнения; отдела методики и анализа; отдела по рассмотрению писем и приему граждан; пресс-центра;

управление планирования, финансирования и материально-технического обеспечения, в состав которого входят: отдел планирования, материально-технического обеспечения и капитального строительства; отдел бухгалтерского учета и отчетности;

следственный отдел;

отдел по надзору за следствием в органах внутренних дел;

отдел по надзору за дознанием и оперативно-розыскной деятельностью;

отдел по надзору за исполнением законов в войсках и на транспорте;

отдел по надзору за соответствием закону судебных решений по уголовным делам;

отдел по надзору за соответствием закону судебных решений по гражданским делам;

отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних;

отдел по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний;

международно-правовой отдел;

отдел кадров;

отдел безопасности и защиты информации;

инспекция по личному составу;

отдел организации и ведения делопроизводства;

дежурная часть.

В прокуратуре Республики Беларусь образуется коллегия в составе Генерального прокурора Республики Беларусь (председатель), его первого заместителя, заместителей и других руководящих работников республиканской прокуратуры, назначаемых Генеральным прокурором Республики Беларусь. Коллегия обсуждает практические вопросы оперативной деятельности прокуратуры, назначения на руководящие должности и освобождения от них прокуроров, проекты важнейших приказов и инструкций, решает вопросы подбора кадров. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами Генерального прокурора Республики Беларусь.

Центральный аппарат республиканской прокуратуры проводит большую методическую работу. Для оказания помощи в проведении этой работы при Генеральном прокуроре создан методический совет. В состав методического совета входят практические работники и ученые-юристы. Персональный состав методического совета утверждается Генеральным прокурором.

В прокуратуре Республики Беларусь действует учебный центр, где проходят подготовку и повышение квалификации прокуроры и следователи.

Прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры (Белорусская транспортная и Белорусская военная) образуют второе звено прокурорской системы. Возглавляют эти прокуратуры соответственно прокурор области, города Минска, Белорусский военный прокурор, Белорусский транспортный прокурор, который имеет первого заместителя и заместителей.

Указанные прокуроры осуществляют надзор за законностью в пределах своей компетенции на определенной территории или отрасли государственного управления. Они руководят деятельностью аппаратов, возглавляемых ими прокуратур, а также подчиненными им нижестоящими прокуратурами, издают приказы, указания и распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками (ст.17 Закона “О прокуратуре”).

Структура прокуратуры области, города Минска, Белорусской военной прокуратуры, Белорусской транспортной прокуратуры утверждена приказом Генерального прокурора Республики Беларусь № 448 от 18 ноября 1997 г. Она образуется на тех же организационных принципах что и республиканская прокуратура и включает управления и отделы, начальники которых - являются старшими помощниками соответствующего прокурора. Направления деятельности прокуратуры, где объем работы небольшой и нет необходимости создавать отделы, возглавляют старшие помощники прокурора (например, старший помощник прокурора по работе с кадрами и т.д.).

В прокуратуре области города Минска, Белорусской военной и Белорусской транспортной прокуратурах образуются коллегии в состав которых входят прокурор (председатель), его первый заместитель и заместители, а также другие прокурорские работники, занимающие руководящие должности. Персональный состав коллегий этих прокуратур утверждает Генеральный прокурор Республики Беларусь по представлению соответствующего прокурора (области, города Минска и т.д.). Решения коллегии проводятся в жизнь приказами руководителя соответствующей прокуратуры.

Прокуратуры районов (городов), межрайонные прокуратуры, а также приравненные к ним специализированные (межгарнизонные, прокуратура по надзору за законностью на государственной границе и в пограничных войсках, транспортные прокуратуры, прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях) прокуратуры образуют первое и основное звено прокурорской системы.

Эти прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первого заместителя и заместителей. В прокуратуре имеются старшие помощники и помощники прокурора, старшие следователи и следователи, а также канцелярия, которую возглавляет заведующий, назначаемый соответствующим прокурором.

Распределение обязанностей между прокурорскими работниками данных прокуратур производится согласно приказу соответствующего прокурора, по отраслевому принципу. Однако следует отметить, что в силу действия единства и централизации прокурорского надзора все акты прокурорского надзора выносятся только соответствующим прокурором (района, города, межрайонного и т.д.).

 

Порядок назначения и освобождения прокуроров от должности. Предъявляемые требования к лицам, назначаемым на должность прокуроров


Порядок назначения и освобождения прокуроров от должности установлен Конституцией Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь “О прокуратуре Республики Беларусь”.

Генеральный прокурор Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Беларусь (статья 125 Конституции Республики Беларусь). Заместители Генерального прокурора Республики Беларусь назначаются Генеральным прокурором Республики Беларусь с согласия Президента Республики Беларусь (статья 13 Закона “О прокуратуре”).

Прокуроры областей, города Минска, Белорусский военный прокурор, Белорусский транспортный прокурор, прокуроры районов (городов), межрайонные прокуроры и приравненные к ним военные, транспортные прокуроры, прокуроры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, назначаются и освобождаются от должности Генеральным прокурором Республики Беларусь (статья 14 Закона “О прокуратуре”).

Срок полномочий Генерального прокурора Республики Беларусь и всех нижестоящих прокуроров - 5 лет (статья 15 Закона “О прокуратуре”).

Порядок назначения и освобождения от занимаемой должности работников аппаратов республиканской прокуратуры, прокуратуры области, города Минска, БВП, БТП и всех нижестоящих прокуратур, регламентирован “Положением о прохождении службы в органах.

Согласно Положению Генеральный прокурор Республики Беларусь назначает на должность и освобождает от должностей:

·     начальников структурных подразделений аппарата республиканской прокуратуры, их заместителей, старших прокуроров и прокуроров, старших помощников и помощник Генерального прокурора Республики Беларусь, старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам и следователей - криминалистов республиканской прокуратуры (статья 5).

Прокуроры областей, города Минска и приравненные к ним Белорусский военный и Белорусский транспортный прокуроры назначают на должности и освобождают от должностей:

·     начальников структурных подразделений их заместителей, старших прокуроров и прокуроров; старших помощников и помощников, старших следователей по важнейшим делам, следователей по важнейшим делам и следователей-криминалистов аппаратов прокуратур областей, города Минска и приравненных к ним прокуратур;

·     заместителей, старших помощников и помощников прокуроров районов (городов), межрайонных и приравненных к ним межгарнизонных военных, транспортных прокуроров, прокуроров по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, старших следователей и следователей районных и приравненных к ним прокуратур (ст.6).

Служба в органах прокуратуры является службой в государственном аппарате и прекращается по предусмотренным законодательством о труде основаниям прекращения трудового договора, а также в случаях выхода прокурорского работника в отставку (ст.44-1 Закона “О прокуратуре”).

Закон “О прокуратуре" (статья 40) установил определенные критерии, которым должны соответствовать лица, назначаемые на должности прокурорских работников. Указанные должности могут занимать граждане Республики Беларусь, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми личными, деловыми и моральными качествами. На должности прокурорских работников, могут также назначаться граждане, имеющие иное высшее образование, однако количество таких работников (бухгалтеров, программистов, переводчиков и т.д.) не может превышать 2% от штатной численности прокурорских работников. В исключительных случаях с разрешения Генерального прокурора Республики Беларусь на должности прокурорских работников прокуратур районов (городов) и приравненных к ним прокуратур могут назначаться граждане, обучающиеся на старших курсах в высших учебных заведениях юридического профиля. На эти должности не могут быть назначены лица, ранее совершившие преступления.

Лица, обучавшиеся в высших учебных заведениях по юридической специальности с оплатой обучения республиканской прокуратурой, обязаны в соответствии с заключенными с ними договорами (контрактами) проработать в органах прокуратуры не менее пяти лет. При увольнении из органов прокуратуры до истечения этого срока, за исключением случаев увольнения по состоянию здоровья, в связи с призывом на действительную военную службу, увольнение женщины, имеющие ребенка до восьми лет, в связи с ликвидацией органа прокуратуры или сокращением штатов, указанные лица полностью возмещают затраты по своему обучению.

Лица, не имеющие опыта практической работы по специальности, проходят в органах прокуратуры стажирование в течение шести месяцев. Порядок прохождения стажирования определяется Генеральным прокурором Республики Беларусь.

Все прокурорские работники подлежат периодической аттестации. На должность военных прокуроров и следователей назначаются лица, отвечающие вышеупомянутым требованиям, но при этом из офицеров, проходящих действительную военную службу.

Прокурорским работникам, находящимся между собой в браке, близком родстве или свойстве, запрещено проходить службу в органах прокуратуры при условии, если она будет связана с непосредственной подчиненностью либо подконтрольностью одного из них другому.

 

Классные чины (воинские звания) прокурорских работников


Прокурорским работникам в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы присваиваются классные чины (воинские звания). Перечень классных чинов и порядок их присвоения определен Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты