Порядок и способы создания юридических лиц

Но подчеркнем, что все эти размышления основаны, прежде всего, на формально-юридическом подходе, на привычном для юристов языке закона. Вместе с тем, оперируя требованиями разума или требованиями права (в контексте широкого правопонимания), следует признать, что отказ в регистрации по основанию несоответствия наименования юридического лица указанным в Постановлении Правительства от 7 декабря 1996 г. требованиям выглядит вполне разумным и должен бы, в принципе, применяться на практике. Единственный возможный выход из такой ситуации - внесение соответствующих изменений в законодательство и закрепление такого ограничения не на уровне подзаконного нормативного акта, а в нормах федерального закона. Этот вопрос не был решен на стадии принятия части IV ГК РФ. В связи с этим актуален вопрос о внесении соответствующих изменений и дополнений в часть IV ГК РФ.

Не лишено недостатков и законодательство, определяющее специальный перечень документов, необходимых для регистрации отдельных видов юридических лиц. Так, недавно вступившие в юридическую силу соответствующие положения Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определяют, что для государственной регистрации некоммерческой организации в уполномоченный орган необходимо представить среди прочих следующие документы: заявление о государственной регистрации, сведения об учредителях в двух экземплярах и сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией. Вместе с тем непонятно, зачем необходимо представлять сведения об учредителях, а также сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией, если такая информация в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. N 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций»[44] уже заложена в форме заявления о государственной регистрации (см. п. 2 формы заявления, а также листы А и Б). Эта же критика применима и к государственной регистрации общественных объединений (см. ст. 21 Закона об общественных объединениях, определяющую перечень необходимых документов).

Наверняка обнаружится путаница и с применением нового законодательства о государственной регистрации некоммерческих организаций применительно к созданию отделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций, правовая конструкция которых заработала также лишь с апреля 2006 г. В соответствии с п. 6 ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях для регистрации отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации в уполномоченный орган представляются все указанные в отношении регистрации некоммерческих организаций документы (заверенные уполномоченным органом иностранной некоммерческой неправительственной организации) плюс копии учредительных документов, свидетельства о регистрации или иных правоустанавливающих документов иностранной некоммерческой неправительственной организации. При этом документы иностранных организаций должны быть представлены на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства с переводом на русский язык и надлежащим образом удостоверены (п. 7 ст. 13.1 Закона). Однако, если перевести официально установленную Правительством РФ форму документа на иностранный язык, она утрачивает свое официальное значение. Абсурдным выглядит и способ вписания в российскую форму иностранных ответов - такой документ ни один нотариус не заверит.

Сложности возникают и с документами, необходимыми для регистрации изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы. Пункт 1 ст. 23 Закона о некоммерческих организациях определяет лишь особенности порядка государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации. Специальных правил о регистрации изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, нет. Несмотря на это, Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2006 г.
№ 212 в Приложении № 2 закрепило перечень и формы документов, необходимых для осуществления соответствующих регистрационных действий. Основываясь на ст. 10 Закона о регистрации, можно признать, что в силу отсутствия в федеральных законах ссылки на возможность такого закрепления правомерность такого списка довольно сомнительна.

Все документы, представляемые на регистрацию, должны полностью соответствовать предъявляемым к ним требованиям. Такие требования устанавливаются самим Законом о регистрации, а также в соответствии с вторым абзацем п. 1 ст. 9 Закона о регистрации могут утверждаться постановлениями Правительства РФ. На сегодняшний день определены следующие некоторые общие требования к представляемым документам.

1. Документы представляются в предусмотренной для них форме и по содержанию должны соответствовать требованиям законодательства.

2. Заявление о государственной регистрации, как основной документ, согласно абз. 3 п. 1 ст. 9 Закона о регистрации удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

3. Заявление о государственной регистрации должно обязательно иметь в своем содержании указание на следующие сведения: а) паспортные данные заявителя или в соответствии с российским законодательством данные иного удостоверяющего личность документа; б) идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

4. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»,[45] к документам предъявляются следующие требования:

а) заявления, уведомления и сообщения, а также приложения к ним заполняются от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета либо машинописным текстом;

б) в случае, если какой-либо раздел или пункт раздела заявления не заполняется, в соответствующих графах проставляется прочерк;

в) каждый документ, содержащий более одного листа, представляется в регистрирующий орган в прошитом, пронумерованном виде;

г) количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки.

Нарушение всех этих требований ведет к негативным для заявителя последствиям - регистрирующий орган будет обязан в таком случае отказать ему в государственной регистрации по основанию непредставления ему определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов (подп. «а» п. 1 ст. 23 Закона о регистрации).

Вместе с тем, несмотря на, казалось бы, понятные для восприятия положения, определяющие требования к документам, на практике по их применению возникают многочисленные проблемы. Систематизируя наработанную за последние годы судебную практику, наиболее распространенные споры в рассматриваемой сфере в общем виде можно свести к следующим вопросам:

будет ли считаться представленным документ, в котором заполнены не все предусмотренные графы?

будет ли считаться представленным документ, содержащий ложные сведения?

Имеющаяся судебная практика по этим вопросам на удивление противоречива.

Что касается первого вопроса, в пример можно привести Постановление ФАС Московского округа от 19 января 2005 г. по делу N КГ-А40/12594-04. Судом исследовалась ситуация, когда учредитель общества с ограниченной ответственностью обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции МНС об отказе в государственной регистрации общества. Инспекция МНС при принятии такого решения руководствовалась тем, что при подаче заявления на государственную регистрацию заявитель не представил сведения о видах экономической деятельности, что понималось как непредставление заявления. Суд, опираясь на ст. 12 (закрепляющую список необходимых документов для государственной регистрации создания юридического лица) и подп. «а» п. 1 ст. 23 Закона о регистрации, а также на расписку в получении всех документов от заявителя общества, выданную инспекцией МНС, пришел к выводу, что в связи с представлением всех необходимых документов решение об отказе в регистрации общества неправомерно.

В то же время практике известен и другой прецедент, когда суд, решая подобное дело, вынес совершенно противоположное решение. Так, Постановлением ФАС Московского округа от 26 октября 2005 г. по делу N КГ-А40/10260-05 был признан законным отказ в государственной регистрации в связи с тем, что в ряде документов, представленных на регистрацию, заявителем не был указан основной государственный регистрационный номер. Обосновывая свою точку зрения, суд указал, что "представление ненадлежащим образом оформленных документов означает непредставление в регистрирующий орган документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица", что в соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона о регистрации является основанием для отказа в государственной регистрации.

Что же касается второго вопроса, можно обратиться к следующим прецедентам.

Показательным в этом отношении служит Постановление ФАС Московского округа от 21 октября 2005 г. по делу N КГ-А40/10106-05, которое признало правомерным отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, на том основании, что заявление о регистрации было подписано неуполномоченным лицом.

Противоположная точка зрения представлена в Постановлении ФАС Московского округа от 11 апреля 2005 г. по делу N КГ-А41/1311-05, в соответствии с которым признан незаконным отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы. Инспекция МНС при вынесении своего решения руководствовалась тем, что представленный для государственной регистрации протокол внеочередного общего собрания акционеров не соответствует требованиям законодательства, а именно: в протоколе отсутствуют сведения, указывающие, по решению какого правомочного лица или органа проводилось внеочередное общее собрание акционеров (ст. 55 Закона об АО). Суд, рассматривая это дело, пришел к следующему выводу: несмотря на то, что основанием для принятия решения об отказе в регистрации является непредставление протокола общего собрания акционеров, фактическим основанием для отказа послужило несоответствие представленного протокола ст. 55 Закона об АО. А в силу того, что Закон о регистрации не наделяет «правом проведения правовой экспертизы представленных для государственной регистрации документов», суд посчитал отказ в регистрации противоправным.

Было бы правильным представить следующие решения поставленных вопросов. В силу того, что формы большинства документов, необходимых для государственной регистрации юридических лиц, определены законодательно, при их представлении необходимо руководствоваться соответствующими требованиями. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. форма заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его созданием предполагает заполнение нескольких граф, поэтому неуказание в какой-либо из граф соответствующих сведений должно влечь за собой признание такого документа непредставленным, ибо он не соответствует предусмотренной форме.

Сложнее ответить на вопрос о представлении документа с ложными сведениями. В связи с отсутствием в регистрационном производстве содержательной правовой экспертизы представленных документов все сведения, закрепленные в представленных от имени заявителя документах, в регистрирующем органе следует признать как данность без проведения проверки их на достоверность и соответствие законодательству. Таким образом, следует признать противоправным отказ в государственной регистрации в связи с обнаружением в представленных документах недостоверных сведений или сведений, противоречащих законодательству.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты