Обобщая все вышенаписанное, было бы верным внести ряд принципиальных корректив в законодательство.
1. Необходимо избавиться от «двойного» (параллельного) регулирования одних и тех же вопросов разными нормативными правовыми актами, т.е. нужно привести законодательство о государственной регистрации юридических лиц в стройную, унифицированную и непротиворечивую систему. Так, требования о представлении в регистрирующий орган необходимых документов должны быть закреплены на законодательном уровне, т.е. нужно исключить подзаконное регулирование этих отношений.
2. На сегодняшний день объективной необходимостью является усиление предварительного государственного контроля за созданием юридических лиц, что должно быть выражено в усилении контролирующей функции государства именно на стадии государственной регистрации. В этом смысле возможны два альтернативных варианта решения такой задачи.
Первый вариант предполагает дополнение Закона о регистрации нормами о содержательной проверке представленных на государственную регистрацию документов, которые бы, во-первых, ставили в обязанность должностным лицам регистрирующих органов проведение правовой экспертизы представленных документов и, во-вторых, указывали, что такой проверке должны подвергаться не только формальная сторона представленных сведений, т.е. количество и правильность заполнения представленных документов, но и содержательная сторона представленных сведений, т.е. их истинность (достоверность), а также соответствие их нормам законодательства.
Суть второго возможного решения сводится к закреплению в списке документов, необходимых для регистрации, представления таких дополнительных сведений, которые бы служили достоверным доказательством истинности сведений, закрепленных в основных документах. В этом смысле объективно необходимо закрепить в качестве таких дополнительных документов как минимум:
документы, подтверждающие внесение учредителями юридического лица вклада в уставный капитал;
документы, подтверждающие местонахождение организации по заявленному адресу;
представление эскиза печати юридического лица с обязательными элементами, указывающими страну, край, область, округ, муниципальное образование, в котором расположено юридическое лицо, его полное фирменное наименование.
Сегодня в юридической литературе предлагаются и иные меры по совершенствованию правового регулирования документов, необходимых для регистрации. Так, Д.А. Степанов предложил устранить из практики представления документов обязательное нотариальное удостоверение подписи заявителя.[46] Как отмечается автором таких преобразований, процедура нотариального удостоверения "носит формальный характер" и лишь увеличивает стоимость регистрации. Думается, что такие предложения способны только ослабить контрольную функцию государственной регистрации, в результате чего появится реальная возможность регистрации юридических лиц, заявителями которой будут являться сторонние люди, полностью об этом не подозревающие. При этом надо помнить, что административную и уголовную ответственность за какие-либо правонарушения в сфере государственной регистрации юридических лиц несет прежде всего заявитель.
Таким образом, указанные в настоящей работе предложения по совершенствованию правового регулирования государственной регистрации юридических лиц позволили бы усилить действенность и эффективность этого правового института в российской правовой системе, что в свою очередь отразится и на стабильности, правопорядке во всем гражданском обороте. Произошедшие в 90-е гг. прошлого и начале нового столетия изменения в правовом регулировании многих общественных отношений, носящие по сути популистский характер, ни к какому положительному эффекту не привели. Не является исключением и действующая система легитимации корпоративной деятельности. Как сейчас справедливо начали признавать в литературе, экономика и гражданское общество самостоятельно не могут стабильно и динамично развиваться без регулирующей роли государства. Государство, прежде всего как публичное территориальное образование, целями которого являются установление правопорядка и обеспечение безопасности (в том числе стабильности) общества, имеет своей частной задачей одновременную защиту прав всех субъектов корпоративных отношений. Это главным образом выражается в принятии антимонопольных мер (предотвращении сосредоточения экономической власти в одних руках), ограничении рынка недоброкачественной продукции (путем стандартизации товаров, лицензирования предпринимательской деятельности), привлечении к юридической ответственности лиц, нарушивших закон, и т.п. Только посредством проведения такой политики можно достичь желаемой стабильности в обществе и необходимого порядка в общественных отношениях.
При этом увеличение влияния государства в сфере легитимации предпринимательства ни в коем случае не должно привести к злоупотреблению государственными органами предоставленными им дозволениями и правами, как это было в советское время, как это иногда встречается и сегодня. В связи с этим можно согласиться с тезисом некоторых авторов, указывающих на то, что разрешительный тип ни в коем случае не должен сковывать инициативу, предприимчивость субъектов рыночных отношений, он должен предусматривать минимальное количество инстанций, органов, разрешающих или запрещающих ту или иную предпринимательскую деятельность, должен основываться на законах, а не инструкциях и других государственных ведомственных актах, которые «опутывают» предпринимателя со всех сторон.[47]
§ 3 Пострегистрационный этап создания юридических лиц
С момента внесения соответствующей записи в государственный реестр юридическое лицо считается созданным[48]. Однако, законодательство РФ и практика его применения показывают, что момент создания юридического лица и наделения его правосубъектностью не завершается стадией государственной регистрации. Процесс создания юридического лица необходимо дополнить третьей стадией – пострегистрационной. Именно на этой стадии происходит уточнение содержания правосубъектности данного юридического лица, а также ее детализация и индивидуализация[49].
Производя какие-либо товары или оказывая различного рода услуги, юридическое лицо вынужденно вступать в договорные отношения с другими субъектами права, следствием чего является потребность заключения договоров и произведения расчетов по выставленным счетам. Для приобретения юридической силы договор требует надлежащего оформления.
Прежде всего, необходимо удостоверить соглашение. Для этих целей изготавливается печать организации. Исходя из назначения печати можно предположить, что она должна гарантировать, подтверждать правовой статус юридического лица. В соответствии с этим на печати указывается: наименование организации, основной государственный регистрационный номер.
Помимо этого, важно отметить, что наличие печати для юридического лица является не только необходимым условием делопроизводства, но обязанностью, возлагаемой законодательством[50].
Еще одной обязанностью юридического лица после внесения записи о его создании в государственный реестр является регистрация в органах статистики.
Данная система классификации создана прежде всего для учета юридических лиц по различным параметрам деятельности. Классификация юридического лица в органах статистики ведется по следующим основаниям:
- ОКПО (Общероссийский классификатор предприятий и организаций) – позволяет определить, является ли данное юридическое лицо промышленным предприятием, предприятием торговли, связи, коммунального хозяйства, здесь же устанавливается принадлежность юридического лица к конкретным видам промышленного производства;
- принадлежность к органу управления (ОКОГУ – Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления);
- местонахождение (ОКАТО – Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления);
- вид деятельности (ОКВЭД – Общероссийский классификатор видов экономической деятельности);
- форма собственности (ОКФС – Общероссийский классификатор форм собственности);
- организационно-правовая форма (ОКОПФ – Общероссийский классификатор организационно-правовых форм).
Присвоение кодов статистического учета позволяет контрагентам юридического лица получить более полную информацию о субъекте права, с которым они собираются вступить в договорные отношения. Кроме того, законодательно на юридическое лицо возложена обязанность сдавать статистическую отчетность, и установлена ответственность за ее нарушение[51], следовательно, каждое юридическое лицо будет сдавать статистические отчеты по установленной законом форме в зависимости от тех параметров, которые контролируются государством.
Исходя из этого можно определить следующее назначение присвоения кодов статистического учета юридическому лицу. Они:
- служат индивидуализацией юридического лица;
- предоставляют более полную информацию о субъекте гражданских правоотношений его контрагентам;
- содействуют осуществлению государственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов.
Обычный срок присвоения и выдачи кодов составляет два рабочих дня и облагается государственной пошлиной.
Кроме указания ряда кодов статистики любой финансовый, отчетно- учетный или платежный документ должен содержать ИНН – индивидуальный номер налогоплательщика.
Порядок постановки на налоговый учет, а также порядок и условия присвоения, применения, изменения идентификационного номера налогоплательщика утверждены статьей 84 Налогового кодекса РФ.
Сведения о налогоплательщиках и присвоенных им идентификационных номерах включаются в единую автоматизированную систему обработки данных налоговой службы.
Таким образом, в данных правоотношениях юридическое лицо выступает субъектом налогового права.
В настоящий момент, в связи с установленным порядком государственной регистрации юридических лиц, присвоение идентификационного номера налогоплательщика производится регистрирующим органом сразу же после внесения записи в Государственном реестре о создании нового субъекта права. Заявителю же по истечении установленного законом срока выдаются сразу два свидетельства – о регистрации и о постановке на налоговый учет.
На юридическое лицо возложена обязанность по уплате налогов. Такая обязанность может быть исполнена только путем безналичного перечисления. Кроме того, законодательно ограничен предельный размер расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами, именно на счете организации сосредоточиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы и услуги, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка, и прочие зачисления. С расчетного счета производятся почти все платежи предприятия.
Следствием данных положений является необходимость открытия счета в банке.
Порядок открытия расчетных и текущих счетов регламентируется инструкцией Банка России от 14 сентября 2006г. №-28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» Так, в настоящий момент для открытия счета банк требует от юридического лица представить: свидетельство о государственной регистрации, учредительные документы, лицензии, если данные лицензии имеют непосредственное отношение к правоспособности клиента заключать договор банковского счета соответствующего вида, карточку, документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковском счете, документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15