Порядок назначения и проведения референдума
Содержание
1. Понятие и назначение референдумов - важнейшей формы непосредственной демократии
2. Виды референдумов. принципы организации и проведения республиканского и местного референдумов
3. Право инициативы на проведение республиканского и местного референдумов
4. Голосование и подведение итогов референдума
5. Характеристика республиканских референдумов, проведенных в республике Беларусь
Список сипользованных источников
Введение
Конституционная право - ведущая отрасль права нашей республики, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, составляющие основы конституционного строя Беларуси, основы правового статуса человека и гражданина, организацию, систему и устройство органов государственной власти и местного самоуправления.
Тема моей курсовой работы: "Порядок назначения и проведения референдума", который закреплен в нашей Конституции (ст. ст.73-78).
Конституция Республики Беларусь - это Основной закон нашей страны, закрепляющий основы конституционного строя, права, обязанности личности и государства, порядок осуществления избирательной системы в республике, порядок формирования и компетенцию законодательной, исполнительной и судебной властей, компетенцию Президента Республики Беларусь, местного управления и самоуправления, Прокуратуры, Комитета государственного контроля, порядок осуществления финансово-кредитной системы в стране.
Объект исследования - источники права, содержащие сведения о референдумах.
Предмет исследования - закономерности формирования в юридической науке подходов к порядку назначения и проведения референдумов.
Цель написания работы - рассмотреть порядок назначения и проведения республиканских и местных референдумов в Республике Беларусь.
Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что референдум - это форма непосредственного участия общественности в процессе принятия важных решений, в том числе способных повлиять на состояние окружающей среды конкретного региона, населенного пункта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие и назначение референдумов - важнейшей формы непосредственной демократии;
2. охарактеризовать виды референдумов;
3. перечислить принципы организации и проведения республиканского и местного референдумов;
4. осветить кому принадлежит право инициативы на проведение республиканского и местного референдумов;
5. описать процесс голосования и подведения итогов референдума;
6. дать характеристику республиканских референдумов, проведенных в Республике Беларусь.
В ходе написания работы применялись формально-логические методы исследования (определение, классификация, анализ, сравнение, выводы).
Использовались средства MS Word, Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменения и дополнениями), Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии 1919 г., Конституция (Основной Закон) Белорусской ССР 1937 г., Конституция (Основной Закон) Белорусской ССР 1978 г., Избирательный кодекс Республики Беларусь, а также учебные пособия и научные публикации таких авторов, как: Антонова О.А., Бабко Д.В., Василевич Г.А., Вишневский А.Ф., Демичев Д.М., Кодавбович В.А., Круглов В.А., Кунцевич К.Н., Сидорчук В.К., Чудаков М.Ф.
1. Понятие и назначение референдумов - важнейшей формы непосредственной демократии
Слово "референдум" происходит от лат. "referendum", переводится как "то, что должно быть сообщено". Референдум - это одна из форм непосредственной демократии народа. Считается, что он впервые был проведен еще в 1439 г. в Швейцарии в кантоне Берн Разновидность референдума - плебисцит, от лат. "plebs" - "простой народ" и "scitum" - "решение", который обычно проводится для решения территориальных и других наиболее важных вопросов государственной жизни. [14, с.258]
В широком смысле слова референдум понимается как обращение к избирательному корпусу для окончательного решения какого-либо общенационального или местного вопроса. Это обращение может происходить как от органов государственной власти, так и от части граждан.
Основное отличие референдума от выборов состоит в том, что объектом волеизъявления граждан при выборах является кандидат на какую-либо избираемую государственную должность, а при проведении референдума волеизъявление граждан направлено на отношение к вопросу, по которому так же, как и на выборах, проводится тайное голосование. Кроме того, при проведении референдума не образуются избирательные округа.
Согласно ст.111 Избирательного кодекса Республики Беларусь референдум является способом принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.
Конституция СССР 1936 г. в ст.49 предусматривала референдума по инициативе Президиума Верховного Совета или по требованию одной из союзных республик. Однако референдум рассматривался как "всенародный опрос", а не как "всенародное голосование" с обязательным для всех решением.
В Конституции СССР 1977 г. и Конституции БССР 1978 г. вопросу референдума было посвящено несколько статей, однако отсутствовал закон (механизм) его проведения.
Лишь в 1990 г. был принят Закон СССР о референдуме, а в марте 1991 г. проведен всесоюзный референдум о сохранении СССР на новых договорных условиях. Более 70% граждан бывших союзных республик высказались за его сохранение. Однако уже в декабре воля народа была нарушена беловежскими соглашениями лидеров России, Украины и Белоруссии о создании СНГ. [14, с.259]
Референдум - достояние всего человечества. Референдум - выражение воли народа, средство привлечения его к управлению делами государства. На референдуме можно принять, изменить, дополнить конституцию, любой другой закон, принять любое решение.
Опыт проведения референдумов свидетельствует, что институт референдума активно используется и реакционными силами, так как общественное мнение неустойчиво, противоречиво, недостаточно компетентно. Общественным мнением легко манипулировать через средства массовой информации. Говорят: "глас народа - глас божий, истина в последней инстанции". Тем не менее, значение референдума не следует преувеличивать.
Референдум эффективен лишь в сочетании с другими формами демократии - представительной и непосредственной, тогда, когда он ставит перед собой гуманную цель. Агитация по референдуму должна проводиться свободно как противниками, так и его сторонниками, на равных условиях. На референдум должны выноситься простые, ясные и доступные для понимания каждого гражданина вопросы. Демократичность или реакционность института референдума зависит во многом от реальных политических условий и обстоятельств, в которых он проводится.
2. Виды референдумов. принципы организации и проведения республиканского и местного референдумов
Виды референдумов (ст.73 Конституции, ст.111 Избирательного кодекса) |
Республиканские |
Местные |
Референдум является способом принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. В силу ст.112 Избирательного кодекса на республиканский референдум могут выноситься важнейшие вопросы государственной и общественной жизни Республики Беларусь. На местный референдум могут выноситься вопросы, имеющие важнейшее значение для населения административно-территориальных единиц и отнесенные к компетенции соответствующих местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.
Классификация решений референдумов по характеру актов, выносимых на всенародное голосование |
Обязательные |
Консультативные |
Решения, принятые в порядке обязательного референдума, обладают наивысшей юридической силой по сравнению с решениями, принятыми любыми государственными органами. Решение, принятое таким референдумом, может быть изменено или отменено позорным народным голосованием. [8, с.69]
Консультативный референдум позволяет выяснить мнение граждан по тому или иному вопросу. Решение консультативного референдума имеет рекомендательный характер для органов государственной власти и управления. [8, с.69]
На республиканский референдум не могут выносится вопросы |
Которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь |
Связанные с избрание и освобождением Президента Республики Беларусь |
Связанные с назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Республики Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь |
О принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов |
Об амнистии, о помиловании |
На местный референдум не выносятся вопросы |
|
Связанные с назначение на должность, утверждение в должности или освобождением от должности, относящиеся к компетенции местного исполнительного и распорядительного органа либо его руководителя |
Классификация решений референдумов по силе нормативного правового акта |
Конституционные |
Законодательные |
Предметом конституционного референдума является либо проект новой конституции, либо изменения и дополнения к действующей. Предметом законодательного референдума является принятие проекта нового закона или принятие изменений и дополнений к уже действующему закону, либо их отмена. [8, с.70]
Существуют и другие, более подробные классификации референдумов.
Помимо Избирательного кодекса, регулирующего отношения по поводу подготовки и проведения референдума, в Республике Беларусь действует Закон от 2 февраля 1988 г. "О народном обсуждении важных вопросов государственной жизни Республики Беларусь". [8, с.70]
Основное различие между референдумом и всенародным обсуждением состоит в том, что при проведении референдума участвует больше населения, - граждане, обладающие избирательным правом, и они могут выразить свое мнение по тому или иному вопросу тайным голосованием "за" или "против" как при обязательном, так и при консультативном референдуме. [8, с.71]