Порядок назначения и проведения референдума

При всенародном обсуждении тех или иных вопросов все исходит несколько иначе. В нем участвует не все население, а только отдельные группы граждан. Проекты законов, другие вопросы, вынесенные на народное обсуждение, могут обсуждаться на сессиях местных Советов депутатов, собраниях трудовых коллективов, собраниях граждан по месту жительства, в печати, по телевидению, на радио и другими способами. [8, с.71]

Граждане могут направлять предложения и замечания по проектам законов, другим вопросам, вынесенным на народное обсуждение, непосредственно в государственные органы, инициировавши их. При обсуждении граждане не участвуют непосредственно в голосовании, они высказывают лишь свои замечания и вносят предложения по проекту закона, иному вопросу, которые рассматриваются и учитываются при доработке проекта соответствующими государственными органами. [8, с.71]


Принципы организации и проведения референдумов

Право на участие

(ст.4 Избирательного кодекса)

Свободное участие

(ст.5 Избирательного кодекса)


Равное право на участие (ст.6 Избирательного кодекса)

Прямое волеизъявление

(ст.7 Избирательного кодекса)


Тайное голосование (ст.9 Избирательного кодекса)

Гласность

(ст.13 Избирательного кодекса)


3. Право инициативы на проведение республиканского и местного референдумов


Право инициативы на проведение республиканского референдума

(ст.74 Конституции, ст.113 Избирательного кодекса)

Право инициативы на проведение республиканского референдума принадлежит

Президенту Республики Беларусь

Палате представителей и Совету Республики

Гражданам Республики Беларусь


Инициатива Палаты представителей и Совета Республики на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от полного состава каждой из палат, и вносится Президенту Республики Беларусь. [12, с.183]

Инициатива граждан на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, внесенного не менее 450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тыс. граждан от каждой из областей и города Минска. [12, с.183]

В силу ст.114 Избирательного кодекса в случае, если с инициативой о проведении республиканского референдума выступают граждане, ими образуется группа по проведению референдума (далее - инициативная группа) из числа лиц, имеющих право участвовать в референдуме, в количестве не менее 100 человек, примерно в равной степени представляющих граждан от каждой области и города Минска. [12, с.183]

Инициативная группа обращается в Центральную комиссию с заявлением о регистрации инициативной группы и вопроса (проекта решения), предлагаемого ею на референдум. К заявлению прилагаются протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение об образовании группы, выдвижении инициативы о проведении референдума, вопросе (проекте решения), предлагаемом на референдум, избрании председателя группы и координаторов по областям и городу Минску, список участников собрания, подписанный председателем и секретарем собрания, а также список членов инициативной группы, давших согласие на участие в работе инициативной группы, что должно быть подтверждено их собственноручными подписями, подлинность которых подлежит нотариальному засвидетельствованию. [12, с.184]

Собрание инициативной группы правомочно, если в нем приняло участие более половины состава инициативной группы. Решения собрания принимаются большинством голосов его участников.

В списке инициативной группы указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта или реквизиты заменяющего его удостоверения личности каждого члена группы. На собрании инициативной группы из ее состава избираются председатель группы, а также координаторы по областям и городу Минску. [12, с.184]

Выносимый на республиканский референдум вопрос (проект решения) должен быть сформулирован инициативной группой четко и ясно с тем, чтобы на него был возможен однозначный ответ. Формулировка вопроса (проекта решения), предлагаемого на референдум, может быть уточнена с согласия инициативной группы, о чем должен быть представлен протокол собрания группы.

Документы, представленные инициативной группой о проведении республиканского референдума, и вопрос (проект решения), предлагаемый на референдум, направляются Центральной комиссией на заключение в Министерство юстиции и Прокуратуру Pecпублики Беларусь, которые проверяют соответствие вопроса (проекта решения) требованиям законодательства Республики Беларусь и соблюдение порядка образования инициативной группы.

Вопрос (проект решения), предлагаемый на республиканский референдум с учетом заключения Министерства юстиции и Прокуратуры Республики Беларусь, и состав инициативной группы регистрируются Центральной комиссией. [12, с.185]


В регистрации отказывается

В случае нарушения требований законодательства Республики Беларусь

Отказ в регистрации инициативной группы может быть обжалован

В месячный срок

В верховный Суд Республики Беларусь

Жалоба должна быть подписана большинством состава инициативной группы


После регистрации инициативной группы Центральная комиссия выдает ей свидетельство о регистрации и образец листа для сбора подписей граждан под предложением о проведении республиканского референдума (далее - подписной лист), а членам инициативной группы - соответствующие удостоверения. [12, с.185]

Материальное обеспечение агитации по инициированию республиканского референдума гражданами и сбору подписей граждан осуществляется за счет средств инициативной группы, которая открывает для этого счет в банке. В этих целях инициативная группа может использовать добровольные пожертвования организаций (за исключением государственных), политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан Республики Беларусь. Контроль за поступлением и расходованием этих средств осуществляется Центральной комиссией.

На подготовку и проведение референдума использование яств иностранных государств, предприятий, организаций, иностранных граждан и международных организаций, предприятий Республики Беларусь с иностранными инвестициями не допускается. [12, с.185]



Сбор подписей граждан

 (ст.115 Избирательного кодекса)

Осуществляется

Только членами инициативной группы

В 2-месячный срок со дня регистрации инициативной группы


Подписные листы должны содержать формулировку зарегистрированного вопроса, предлагаемого на референдум, и (или) изложение существа предлагаемого решения (законопроекта), а также фамилию, имя и отчество члена инициативной группы, собирающего подписи, с указанием номера свидетельства о регистрации инициативной группы и органа, выдавшего его. Член инициативной группы, проводящий сбор подписей, обязан по требованию гражданина представить для ознакомления полный текст решения (законопроекта), предлагаемого на референдум. [12, с.186]

В подписной лист могут быть включены только подписи граждан, проживающих в одном населенном пункте, а в городах с районным делением - в одном районе города.

В подписном листе указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта или реквизиты заменяющего его удостоверения личности гражданина Республики Беларусь, обладающего избирательным правом, поддерживающего предложение о проведении референдума. Данные о гражданине вносятся в подписной лист рукописным способом. Гражданин собственноручно ставит в подписном листе дату подписи и расписывается. Подписи нумеруются. [12, с.186]

Гражданин имеет право подписаться в поддержку предложения о проведении референдума только один раз.

Каждый подписной лист заверяется подписью члена инициативной группы, осуществлявшего сбор подписей, в присутствии руководителя либо заместителя руководителя местного исполнительного и распорядительного органа, на территории которого проводился сбор подписей, и немедленно удостоверяется печатью этого органа. На каждом подписном листе производится запись об общем числе заверенных подписей и дате такого заверения. [12, с.187]

Принуждение граждан Республики Беларусь с целью получения подписи в подписном листе, а также использование противоправных форм сбора подписей запрещается.

Ответственность за достоверность содержащихся в подписных листах данных несет член инициативной группы, осуществлявший сбор подписей.


Рассмотрение инициативы граждан о проведении республиканского референдума (ст.116 Избирательного кодекса)

Подписные листы сдаются инициативной группой


Не позднее истечения срока, установленного для сбора подписей

В районный, городской исполнительный комитет, в районную администрацию в городе

Которые в 10-дневный срок проверяют достоверность подписей граждан в подписных листах

При этом должно быть проверено не менее 20% подписей граждан в подписных листах, сданных инициативной группой


Определение порядка проверки и учета подписей граждан в подписных листах, представленных в органы, указанные в ч.1 ст.116 Избирательного кодекса, а также признание недостоверными подписей граждан проводятся в порядке предусмотренном ч.13 и 14 ст.61 Избирательного кодекса. Недостоверными считаются также подписи граждан, собранные до регистрации инициативной группы.

В случае обнаружения нескольких подписей одного и того же гражданина достоверной считается только одна подпись, а остальныеe подписи считаются недостоверными.

Если количество обнаруженных при проверке недостоверных подписей граждан составит более 15% от количества проверенных подписей, проводится дополнительная проверка еще 15% подписей от количества подписей в подписных листах, сданных членом (членами) инициативной группы в соответствующий районный, городской исполнительный комитет, районную администрацию в городе. [12, с.188]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты