Порядок предъявления исков транспортной организации при ненадлежащем исполнении обязательства по пер...

В отличие от ранее действовавшего законодательства, Гражданский кодекс РФ не установил каких-либо сроков на предъявление претензий и не предоставил такую возможность транспортным уставам. Претензионные сроки в транспортном законодательстве всегда носили пресекательный характер, что означает следующее: если клиент не предъявлял претензию в указанный срок, то он терял право на рассмотрения спора по существу как самим перевозчиком, так и в арбитражном суде. Перевозчик не рассматривал претензию, ссылаясь на пропуск срока подачи претензии, а арбитражный суд не принимал к рассмотрению исковое заявление по причине несоблюдения претензионного порядка. Формулировка ст. 123 Устава железнодорожного транспорта РФ дает основание сделать вывод о пресекательном характере сроков на предъявление претензии. Нарушение установленных сроков дает право перевозчику претензию без рассмотрения. И только если перевозчик признает причину пропуска срока предъявления претензии уважительной, то он может принять и рассмотреть претензию по истечении установленных сроков. Однако арбитражная практика идет по иному пути, признавая приоритет Гражданского кодекса. Так, Пленум ВАС РФ в постановлении от 12.11.1998 N 18 (п. 28) разъяснил, что предъявление грузоотправителем или грузополучателем претензии к предприятию железнодорожного транспорта за пределами сроков, предусмотренных в уставе, при условии соблюдения установленного этим Уставом порядка предъявления претензий, не является основанием к возвращению искового заявления. Однако если при рассмотрении иска будет установлено, что дело возникло вследствие нарушения истцом предусмотренных уставом сроков на предъявление претензии к железной дороге, то арбитражный суд в соответствии с частью 3 статьи 95 АПК РФ вправе отнести на истца судебные расходы независимо от исхода спора. Более того, клиент, подавший претензию и получивший отказ перевозчика от ее рассмотрения по мотивам нарушения претензионного порядка (в частности, пропуска срока подачи претензии), может указанный отказ обжаловать в арбитражном суде. В этом случае арбитражный суд принимает исковое заявление и возникшие разногласия по этому вопросу разрешает в заседании. При признании претензионного порядка соблюденным исковое заявление рассматривается арбитражным судом по существу. Такое разъяснение дал Пленум ВАС РФ в постановлении от 25.01.2001 N 1 (п. 10), подтверждая многолетнюю судебную практику по этому вопросу[34].

Исходя из вышесказанного, остается подытожить, что соблюдать сроки для предъявления претензий, конечно, необходимо, однако нужно помнить, что содержание Устава железнодорожного транспорта РФ в этой части входит в противоречие с Гражданским кодексом, который имеет большую юридическую силу. Даже при пропуске срока на предъявление претензии есть шанс добиться рассмотрения дела по существу в арбитражном суде. Главное - не пропустить срок исковой давности.

Необходимо также знать очень важный момент - иск в арбитражный суд можно предъявлять только в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа на претензию не ранее истечения срока для ее рассмотрения (30 дней). При предъявлении иска до истечения указанного срока, когда перевозчик ответа на претензию не дал, исковое заявление подлежит возврату без рассмотрения[35].

  

2.4 Лица, обладающие правом предъявления претензии


Право на предъявление претензии принадлежит:

а) отправителю – при невыполнении перевозчиком обязанности подать транспортные средства;

б) отправителю и получателю – при полной утрате груза в зависимости от того, кто из них предъявил документы на груз (грузовую квитанцию, коносамент);

в) получателю – при недостаче, порче или повреждении груза, а также в случае просрочки в его доставке против накладной и коносамента;

г) отправителю или получателю – при переборе грузовых платежей в зависимости от того, кто из них представить накладную (коносамент).

В статье 120 Устава железнодорожного транспорта РФ 2003 года право на предъявление  к перевозчику претензий, связанных с осуществлением перевозок грузов, грузобагажа, предоставляется также страховщику, который выплатил страховое возмещение грузоотправителю, грузополучателю в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком обязательств по перевозке. Порядок предъявления претензии страховщиком аналогичен порядку, установленному в отношении предъявления претензии грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем).

На практике нередко встречаются случаи, когда грузоотправитель не является владельцем груза, и поэтому у него при предъявлении претензии к перевозчику, связанной с утратой груза, могут возникать проблемы. В подобных случаях следует иметь в виду, что грузоотправитель выполняет свои действия в соответствии с договором поручения (ст. 971 ГК РФ) либо в соответствии со ст. 801 ГК, если он, являясь экспедитором, заключил с перевозчиком договор перевозки от своего имени, обеспечивая отправку и получение груза. Претензия такого грузоотправителя (при наличии надлежаще оформленных документов) является обоснованной и подлежит рассмотрению перевозчиком на общих основаниях[36].

Несмотря на четкое определение в статье 120 Устава железнодорожного транспорта РФ субъектов, обладающих правом на предъявление к перевозчику претензий, на практике возникают вопросы о возможности принятия к рассмотрению перевозчиком претензии, а арбитражным судом - искового заявления при предъявлении претензии либо иска лицом, не указанным в Уставе. В таких случаях необходимо иметь в виду, что на основании статьи 120 Устава предъявление претензий и исков юридическими и физическими лицами, не являющимися грузоотправителями и грузополучателями, допускается только в случае, когда между этими лицами и грузоотправителями и грузополучателями надлежаще оформлен договор поручения либо выдана надлежаще оформленная доверенность. Содержание указанной статьи порождает вывод о том, что лицом, выдвигающим требования в претензии, и истцом по делу будет выступать все-таки грузоотправитель (грузополучатель), т.к. и поверенный, действующий по договору поручения, и представитель по доверенности, могут совершать юридические действия исключительно от имени доверителя (представляемого). Таким образом, согласно ст.ст. 182, 971 ГК РФ и ст. 34 АПК РФ истцом по делу будет грузоотправитель (грузополучатель), заключивший договор поручения или выдавший доверенность. Непредставление надлежаще оформленного договора поручения или доверенности влечет за собой возврат искового заявления в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 108 АПК РФ. Такой вывод сделан в постановлении Пленума ВАС РФ от 12.11.1998 № 18[37].

 

2.5 Ненадлежащие адресаты заявленной претензии


Претензии предъявляются к транспортному предприятию. По штрафам за невыполнение обязательств по заявкам (заказам) грузоотправителя претензия всегда предъявляется к транспортному предприятию пункта отправления. Когда перевозки как прямые выполняются несколькими транспортными предприятиями одного вида транспорта, претензии направляются на железнодорожном, речном и воздушном транспорте – транспортному предприятию пункта назначения, а на автомобильном транспорте при утрате груза – предприятию, принявшему и во всех остальных случаях выдавшему груз.

На морском транспорте претензия предъявляется к транспортной организации, которая осуществляла перевозку, а если перевозка не была совершена – к транспортной организации, которая в соответствии с поданной заявкой (заказом) или договором должна была осуществить перевозку[38].

Согласно статье 122 Устава железнодорожного транспорта РФ претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов в прямом сообщении (т.е. только железнодорожным транспортом), предъявляются к перевозчику. В настоящее время на рынке транспортных услуг действует более двадцати железнодорожных перевозчиков. Крупнейшим из них является ОАО "Российские железные дороги", образованное на базе имущества существовавших ранее государственных унитарных предприятий (Приволжская, Московская, Западно-Сибирская железные дороги и др.). В настоящее время указанные железные дороги вошли в состав ОАО "РЖД" в качестве филиалов, т.е. утратили статус юридических лиц, и оказывают услуги по перевозке грузов от имени "РЖД". Право филиалов (железных дорог) заключать от имени ОАО "РЖД" договоры перевозки грузов закреплено в Уставе ОАО "РЖД". Согласно постановлению Пленума ВАС РФ от 1993 "Об участии в арбитражном процессе обособленных подразделений юридических лиц" при возникновении споров по обязательствам юридических лиц (в нашем случае ОАО "РЖД"), претензии и исковые требования не могут предъявляться к их филиалам (в нашем случае, к филиалам ОАО "РЖД")[39]. Они предъявляются к самому юридическому лицу, но по месту нахождения обособленного подразделения (филиала). Поэтому адресатом претензии будет ОАО "РЖД". Даже если индивидуальный предприниматель сдал груз к перевозке во Владивостоке, а принял доставку в Санкт-Петербурге. Исключение составляют случаи, если в качестве перевозчика предприниматель выбрал иную перевозочную железнодорожную организацию. Претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов в прямом смешанном сообщении (т.е. с участием организаций двух и более видов транспорта), предъявляются к железнодорожному перевозчику, если конечным пунктом перевозки грузов является железнодорожная станция либо к соответствующей организации транспорта другого вида, которая обслуживает конечный пункт перевозки грузов или в ведении которой находится этот пункт.




2.6  Содержание претензии и

удовлетворение претензионных требований. Предъявление иска

 

Претензия должна содержать все необходимые сведения и расчет суммы требования, что в совокупности позволит перевозчику рассмотреть претензию по существу. Так, в претензии указывается: дата ее подачи; полное наименование заявителя претензии, а для юридических лиц - данные свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица; местонахождение юридического лица, а для физических лиц - данные документа, удостоверяющего личность и адрес, по которому следует направлять ответ на претензию; банковские реквизиты заявителя; подробное описание обстоятельств, вызвавших предъявление претензии (полная или частичная утрата груза, недостача, просрочка в доставке); сумма претензии по каждому отдельному требованию, по каждой накладной, квитанции о приеме груза, учетной карточке выполнения заявки, ведомости подачи и уборки вагонов, накопительной карточке и иным документам. Заканчивается претензия перечислением документов приложения. В работе я привела примерный образец претензии (см. Приложение №2). Тут необходимо также повторить, что претензии подписываются грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного пути не общего пользования, страховщиком, либо их представителем на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством, а не именно главой организации отправителя как в образце претензии.

Гражданским кодексом Российской Федерации установлен тридцатидневный срок, в течение которого перевозчик обязан ответить на претензию. Нормы УАТ РСФСР, установившие трехмесячный срок для ответа на претензию по перевозкам грузов одним видом транспорта и шестимесячный по перевозкам в прямом смешанном сообщении, утратили силу как не соответствующие ГК РФ. В течение месячного срока перевозчик обязан рассмотреть претензию и либо удовлетворить ее, либо дать мотивированный ответ об отказе в удовлетворении претензии полностью или в части. В случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензии, а также неполучения по окончании месячного срока ответа на претензию грузоотправитель и грузополучатель могут предъявить иск к перевозчику в порядке арбитражного судопроизводства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты