Право граждан на получение жилого помещения государственного и муниципального жилищных фондов

Необходимо отметить, что подход, установленный Жилищным кодексом РФ к обеспечению граждан жильем из фонда социального использования, не вполне согласуется с положением части 3 статьи 40 Конституции РФ. Конституционная норма не содержит привязки отдельных категорий граждан к определенным условиям оплаты предоставляемого им социального жилья, а также к определенным видам жилищного фонда[25]. Таким образом, Жилищным кодексом РФ необоснованно исключена возможность бесплатного предоставления малоимущим гражданам жилья из жилищных фондов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Очевидно, что органы местного самоуправления не обладают достаточными финансовыми возможностями, позволяющими обеспечить жильем всех малоимущих граждан. Кроме того, возложение исключительно на органы местного самоуправления непосильного для них бремени обеспечения бесплатным жильем малоимущих граждан может привести к тому, что эти органы, устанавливая размер дохода и стоимость имущества, имеющих значение для признания граждан малоимущими (часть 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ), постараются исключить из этой категории максимальное число граждан. При этом граждане, не признанные малоимущими, исходя из собственных доходов, вряд ли смогут самостоятельно улучшить свои жилищные условия. Учитывая изложенное, представляется целесообразным внести изменение в Жилищный кодекс РФ, предусматривающее, что малоимущим гражданам жилые помещения по договорам социального найма могут предоставляться как из муниципального, так и из государственного жилищных фондов. Реализация такого подхода позволила бы более равномерно распределить между бюджетами всех уровней финансовую нагрузку, связанную с обеспечением жильем малоимущих, что увеличило бы возможность улучшить жилищные условия большего числа граждан с низкими доходами. При этом такое изменение полностью соответствовало бы положению части 3 статьи 40 Конституции РФ. Следует указать, что в случае принятия такого решения потребуется внесение изменений и в статьи Жилищного кодекса РФ, определяющие компетенцию органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления в части, касающейся установления порядка определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими, а также установления размера этих показателей).

3. Решение о предоставлении жилого помещения. Заселение освободившихся квартир (комнат) и оформление и выдача ордера

В домах муниципального жилищного фонда жилые помещения предоставляются по решению местного исполнительного органа (администрации), в домах ведомственного жилищного фонда - на основании совместного решения администрации и профкома предприятия (организации) при его наличии на предприятии (в организации). Данное решение должно быть утверждено местным исполнительным органом власти.

В домах общественного жилищного фонда жилые помещения предоставляются гражданам на основании совместного решения органа соответствующей организации и профкома (при его наличии) с последующим сообщением местному исполнительному органов власти о предоставлении жилых помещений для заселения.

При утверждении решений предприятий (организаций) о предоставлении жилых помещений работникам местный исполнительный орган не вправе включать в списки предприятий (организаций) других граждан. Если в решении предприятия (организации) о предоставлении жилых помещений работникам допущено нарушение правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, то это решение с замечаниями местного исполнительного органа возвращается соответствующему предприятию (организации) на дополнительное рассмотрение.

При получении жилого помещения в доме государственного, муниципального или общественного жилищного фонда граждане обязаны освободить ранее занимаемую ими жилую площадь.

Жилые помещения, освобождающиеся в домах, построенных с привлечением в порядке долевого участия средств предприятий (организаций), заселяются в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий работниками этих предприятий (организаций). Данный порядок заселения следует соблюдать независимо от времени окончания строительства жилого дома.

Если, допустим, в квартире освободилось жилое помещение, не изолированное от занимаемого другим нанимателем жилого помещения, то это помещение подлежит передаче в пользование нанимателя.

Что касается коммунальной квартиры, где проживают несколько нанимателей, то освобождающиеся в этой квартире изолированные жилые помещения должны предоставляться проживающим в этой квартире гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, а при отсутствии таковых - гражданам, имеющим жилую площадь, менее установленной нормы на одного человек (при этом учитывается право на дополнительную жилую площадь). При отсутствии в квартире указанных граждан освободившееся жилое помещение передается иным нанимателям этой квартиры по договору аренды или купли-продажи.

С согласия всех нанимателей один из них может приобрести иные жилые помещения и передать их для переселения другим нанимателям коммунальной квартиры в частную собственность, занять освободившиеся в квартире жилые помещения без дополнительной платы и приватизировать их в установленном порядке. В том случае, если в квартире нет желающих заселить освободившееся жилое помещение, оно предоставляется другим гражданам по договору найма.

На основании решения о предоставлении жилого помещения по договору найма в доме государственного, муниципального или общественного жилищного фонда местный исполнительный орган власти (администрация) выдает ордера установленной формы. Данный документ - единственное основание для вселения в предоставленное жилое помещение. Ордер может быть выдан только на фактически свободно жилое помещение.

Отдел по учету и распределению жилой площади или специально назначенные должностные лица выдают ордера в точном соответствии с решением о предоставлении жилья.

Получить ордер может только лицо, которому предоставляется жилое помещение или в исключительных случаях другое лицо по доверенности, удостоверенной в установленном порядке.

При получении ордера предъявляются паспорта или другие заменяющие и документы на всех членов семьи, подлежащих включению в ордер, а также письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи на переселение в предоставленное жилое помещение.

Местный исполнительный орган власти может приостановить выдачу ордеров в следующих случаях:

когда фактический состав семьи не соответствует указанному в решении о предоставлении жилого помещения;

если выявлены другие обстоятельства, которые могли повлиять на решение вопроса о предоставлении жилого помещения[26].

При вселении в предоставленное жилье ордер должен быть сдан в жилищно-эксплуатационную организацию.

Важно учитывать, что ордер на жилое помещение может быть признан недействительным в судебном порядке в следующих случаях: предоставления гражданами не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий; нарушения прав других граждан или организаций на указанное в ордере жилое помещение; неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о предоставлении жилья; в иных случаях нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений.

Требование о признании ордера недействительным может быть заявлено в течение трех лет со дня его выдачи.


Заключение


Подводя итог анализа права граждан на получение жилого помещения государственного и муниципального жилищных фондов социального использования как аспекта права на жилище, можно сделать следующие выводы.

1. Право граждан на получение жилого помещения государственного и муниципального жилищных фондов во владение и пользование является составляющей права на жилище на протяжении как советского, так и современного периода развития российского законодательства, однако его значение и роль меняются в зависимости от социально-экономических и политических общественных преобразований, а также в зависимости от изменения законодательного и научного определения понятия права на жилище.

2. В советском государстве в условиях, когда основным собственником жилищного фонда выступало государство, право граждан на получение жилого помещения государственного жилищного фонда во владение и пользование являлось базовым аспектом права на жилище.

3. В настоящее время на основе анализа норм Конституции РФ и Жилищного кодекса РФ можно утверждать, что право граждан на получение жилого помещения государственного и муниципального жилищных фондов социального использования как аспект права на жилище утратило основополагающее значение, что, однако, нисколько не умаляет социальную значимость этого права в связи с тем, что число российских граждан, имеющих доходы, не позволяющие им улучшить свои жилищные условия с помощью рыночных механизмов, очень велико.

4. Норма части 3 статьи 40 Конституции РФ, устанавливающая основания и порядок возникновения права граждан на получение жилого помещения государственного и муниципального жилищных фондов, впервые получила законодательное развитие в Жилищном кодексе РФ.


Библиографический список литературы


Нормативно-правовые акты:

1.       Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.93) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008г. №7-ФКЗ) // Российская газета от 31.12.2008г. - № 267.

2.       Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ.03.01.2005. N 1 (ч.1). Ст.14.

3.       Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с изм. от 27.12.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст.3301.

Учебная литература, книги, учебники, монографии, статьи:

4.       Авакьян С.А. Конституционное право России: В 2 т. Т.1.М., 2005.

5.       Герасимов Р.А. Право на жилище и механизм его реализации: Дис... к. ю. н. СПб.: Издательство юридического института, 2006.

6.       Иванов А.А. Право граждан на получение жилого помещения государственного и муниципального жилищных фондов // Хозяйство и право. 2005. N 6.С.

7.       Крашенинников П.В. Жилищное право. М.: Статут, 2008.

8.       Лазарев Л.В. Комментарий к Конституции Российской Федерации. ООО "Новая правовая культура", 2007.

9.       Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под общ. ред. проф.Л.И. Скворцова.24-е изд., испр. - М., 2005.

10.  Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова. - М., 2005.

11.  Седугин П.И. Жилищное право: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2007.

12.  Щенникова Л.В. Недвижимость: законодательные формулировки и концептуальные подходы // Российская юстиция. 2003. N 11.


[1] Пчелинцева Л.М. Обязательства государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан: новое в правовом регулировании // Журнал российского права. 2002. N 8. С. 101.

[2] См.: Там же. С. 100 - 112.

[3] См.: Толстой Ю.К. Жилищное право. М.: Проспект, 1996. С. 3 - 123.

[4] См.: Крашенинников П.В. Жилищное право. М.: Статут, 2000. С. 6.

[5] См.: Седугин П.И. Жилищное право. М.: Норма, 1997. С. 19 - 20.

[6] См.: Седугин П.И. Указ. соч. С. 28 - 29.

[7] См.: Шкредов В.П. Экономика и право. М.: Экономика, 1990. С. 259.

[8] См.: Горонович И. Исследование о сервитутах // Журнал Гражданского и Уголовного права. 1883. N 7 - 8. С. 86.

[9] См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 350.

[10] См.: СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1989. С. 418.

[11] См.: Там же. С. 296.

[12] Гаджиев Г.А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации. М.: Издательская фирма "Манускрипт", 1995. С. 225 - 226.

[13] См.: Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. 2001. N 7. С. 8.

[14] См.: Там же. С. 9.

[15] См.: Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. 2001. N 7. С. 9.

[16] Баранов В.М. Правовая демагогия // Вопросы теории государства и права: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 3 (12). Саратов, 2001. С. 44.

[17] См.: Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. М., 1984. С. 34.

[18] См.: Радько Т.Н. О понятии и социальном назначении государства // Вопросы теории государства и права: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 3 (12). Саратов, 2001. С. 28 - 29.

[19] См.: Богданов Е.В. Право на жилище. Минск: Изд-во "Университетское", 1990. С. 11.

[20] См.: Матузов Н.И. Общие правоотношения и их специфика // Правоведение. 1976. N 3. С. 30.

[21] См., например: Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1976. С. 217 - 228; Он же. Право развитого социалистического общества. Сущность и принципы. М., 1978. С. 143 - 144.

[22] Красавчиков О.А. Юридические факты в советском гражданском праве. М., 1958. С. 181 - 182.

[23] Малеин Н.С. Гражданский закон и права личности в СССР. М., 1981. С. 99 - 106.

[24] См.: Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова. - М., 2005. С. 64.

[25] См.: Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова. - М., 2005. С. 74.

[26] См.: Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова. - М., 2005. С. 89.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты