Право собственности

Законодательству иностранных государств (исключая ближнее зарубежье) подобные вещные права неизвестны. В нашей стране необходимость такого типа вещных прав появилась сразу после установления советской власти. Государство, сосредоточив в собственности громадные имущественные ценности, не в состоянии было управлять ими, не передавая их хозяйственным и иным организациям. Адекватную правовую форму закрепления имущества за организациями теоретически разработал и обосновал академик А. В. Венедиктов. Предусматривалось, что государство, сохраняя за собой право собственности, передает имущество организации в оперативное управление. Это право дает возможность организации владеть, пользоваться и в известной мере распоряжаться этим имуществом от своего имени. Позднее в Основах гражданского законодательства 1961 г. право оперативного управления получило законодательное закрепление.

С учетом изменений в экономике страны Основы гражданского законодательства 1991 г. и Закон о собственности 1991 г. предусмотрели трансформацию единого вещного права организаций в два самостоятельных: право полного хозяйственного ведения (для предприятий) и право оперативного управления (для учреждений). Правовой режим названных вещных прав юридических лиц получил дальнейшее развитие в действующем Гражданском кодексе. Ныне этим вещным правам присвоено наименование — право хозяйственного ведения и право оперативного управления (гл. 19 ГК). Причем, определяя содержание этих вещных прав, действующее законодательство значительно сузило его по сравнению с правом полного хозяйственного ведения и правом оперативного управления по Закону о собственности 1991 г. Причиной, вызвавшей такую реакцию законодателя, явились недостатки конструкции ограниченных вещных прав, представляющей слишком широкие возможности по управлению имуществом их обладателям. Е. А. Суханов правильно указывает на основные недостатки этой конструкции, заключающейся в возможности злоупотребления обладателями ограниченных вещных прав предоставленной им собственником свободой, используемой отнюдь не в интересах собственника и даже не в интересах их организаций, а в целях передачи имущества собственника в частный сектор на убыточных для собственника условиях[9].

Субъектами права хозяйственного ведения по действующему законодательству признаются государственные унитарные предприятия (за исключением казенных предприятий) и муниципальные унитарные предприятия (ст. 294 ГК). Временно, до приведения учредительных документов в соответствие с нормами части первой ГК, в сроки, которые определит закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в число субъектов этого вещного права включаются и те государственные и муниципальные предприятия, которые были основаны до официального опубликования ГК и обладали имуществом на праве полного хозяйственного ведения (ст. 6 Закона от 21 октября 1994 г. «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

В числе субъектов права хозяйственного ведения следует назвать также учреждения, обладающие вещным правом самостоятельного распоряжения доходами и имуществом, полученными от осуществления хозяйственной деятельности, допускаемой учредительными документами. Это право в отличие от ранее действующего законодательства, относящего его к праву полного хозяйственного ведения (ст. 48 Основ гражданского законодательства 1991 г.), не получило специально такого прямого признания в ст. 298 ГК. Но есть все основания считать, как отмечено в «Комментарии части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей», что это имущество находится в режиме особого вещного права, которое является правом хозяйственного ведения и к нему должны применяться правила ст. 295 ГК[10].

Объектами права хозяйственного ведения являются сами предприятия как имущественные комплексы, а также входящие в состав этих комплексов любые виды имущества, предназначенные для деятельности предприятий: здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие исключительные права (ст. 132 ГК). Имущество, входящее в состав объектов права хозяйственного ведения, группируются по различным фондам (основные, оборотные, специальные), что вносит определенные особенности в правовой режим каждой из этих групп имущества.

Определяя содержание права хозяйственного ведения, закон устанавливает, что государственное или муниципальное предприятие владеет, пользуется и распоряжается имуществом в пределах, очерченных законом или иными правовыми актами. Этим подчеркивается ограниченность права хозяйственного ведения, поскольку одновременно у другого субъекта существует право собственности на это же имущество.

Моментом возникновения права хозяйственного ведения у унитарного предприятия закон считает момент передачи ему имущества собственником, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или решением собственника. Согласно п.3 ст. 299 ГК право хозяйственного ведения прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника.

В соответствии со ст. 296 ГК субъектами права оперативного управления на имущество, закрепленное за ними собственниками, признаются казенные предприятия и учреждения.

Объектами права оперативного управления являются имущественные блага, перечень и правовой режим которых во многом совпадает с изложенным выше применительно к объектам права хозяйственного ведения. Однако в составе объектов права оперативного управления значительное место занимают деньги, которые выделяются государственным и муниципальным учреждениям из соответствующих бюджетов, а учреждениям, созданным юридическими или физическими лицами, из собственных средств учредителей. «Что же касается содержания права оперативного управления, то оно по объему правомочий обладателей этого права значительно уже права хозяйственного ведения. Согласно ст. 296 ГК казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им»[11].

Возникновение и прекращение права оперативного управления подчинено правилам, изложенным выше применительно к праву хозяйственного ведения ст. 299 ГК. Однако прекращение права оперативного управления по вине собственника имущества может иметь место в случаях, если имущество, закрепленное за казенным предприятием или учреждением, оказалось излишним, не используется ими либо используется не по назначению, что невозможно применительно к праву хозяйственного ведения.

Закрепленное в законе в качестве самостоятельной разновидности ограниченных вещных прав право постоянного бессрочного пользования земельным участком ст. 216 ГК обеспечивает  его обладателю владение и пользование земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, без установления срока. Это право пользования земельным участком предоставляется гражданам и юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного представлять земельные участки в такое пользование п.1 ст. 268 ГК.

Субъектами права постоянного (бессрочного) пользования могут быть граждане и юридические лица. В частности, земельные участки на праве постоянного пользования предоставляются крестьянским (фермерским) хозяйствам; гражданам, выходящим из сельскохозяйственных организаций в целях создания крестьянского (фермерского) хозяйства; гражданам, получившим земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства; родовым общинам и казачьим обществам, религиозным и иным организациям и объединениям, которым земельные участки предоставляются с учетом традиционного уклада жизни населения и ведения им сельскохозяйственного производства, оленеводства, звероводства, охоты и рыболовства.

Основные рамки содержания права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком определены в ст. 269, 270 ГК. Обладатель права постоянного пользования земельным участком осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, другими правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование. Если иное не предусмотрено законом, он вправе: самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен; использовать для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, лес, растения и обособленные водные объекты; возводить жилые, производственные и иные здания и сооружения, которые становятся его собственностью; производить оросительные, осушительные я другие мелиоративные работы, строить пруды и т.п.

Специфика объекта вещного права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком требует установления широкого круга обязанностей, которые субъект этого вещного права должен соблюдать при осуществлении правомочий по владению и пользованию земельным участком. Он обязан использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением, способами, которые не наносят ущерба земле как природному и хозяйственному объекту; повышать плодородие почвы, осуществлять мероприятия по использованию и охране земель, не допускать причинение ущерба окружающей среде; не нарушать прав владельцев соседних земельных участков; осуществлять строительство и содержание зданий и сооружений на участке в соответствии с градостроительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными правилами.

Что касается распоряжения земельным участком, находящимся в постоянном пользовании, то возможности обладателя такого права незначительны. Общее правило сформулировано в п. 3 ст. 264 ГК: владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом или договором. По закону владелец имеет право передавать участок другим лицам только в аренду или в безвозмездное срочное пользование и то лишь с согласия собственника участка (ст. 270 ГК).

Основания прекращения права постоянного бессрочного пользования земельным участком можно разбить на две группы. Первую составляют те случаи, которые предусмотрели стороны в заключенном ими договоре о предоставлении участка в постоянное пользование. Во вторую группу входят основания прекращения права постоянного пользования земельным участком, прямо названные в законе.

Вещное право пожизненного наследуемого владения земельным участком обеспечивает его обладателю владение и пользование участком, передаваемые по наследству (ст. 266 ГК).

Субъектами права пожизненного наследуемого владения земельным участком могут быть только граждане. Основными правомочиями, определяющими содержание права пожизненного наследуемого владения, являются владение и пользование, которые передаются по наследству.

Данное право прекращается по тем же основаниям, которые охарактеризованы выше по праву постоянного бессрочного пользования земельным участком. Дополнительно следует сказать лишь о прекращении этого права в случае отсутствия наследников у умершего владельца земельного участка либо их отказа от наследства.

Сервитуты, выделяемые законом в качестве разновидности вещных прав ст. 216, 274, 277 ГК, представляют собой права, закрепляющие за гражданами или юридическими лицами возможность пользования в ограниченном объеме чужим недвижимым имуществом. По российскому законодательству предметом сервитутов могут быть земельные участки, водные пути для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств, здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которыми необходимо вне связи с использованием земельных участков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты