Практика в наши дни показывает, что частная собственность на землю нуждается в государственной поддержке и в какой-то мере опеке, что связано в первую очередь с экологическими последствиями неправильной эксплуатации земли. Отечественный и зарубежный опыт регулирования частной собственности, безусловно, учитывается в земельном законодательстве.
Глава 3. Проблемные вопросы регулирования прав собственности на землю
3.1 Право собственности как один из регуляторов земельного рынка (на примере Новосибирского района Новосибирской области)
Наиболее остро в наше время стоят вопросы правового регулирования земель сельскохозяйственной категории. Эта категория земель является наиболее ценной и имеет особую значимость в народном хозяйстве страны, так как она является главным средством производства сельскохозяйственной продукции.
Теоретически при разработке закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения законодателям нужно было пройти ряд этапов, включающих в себя: законодательное уточнение понятия земель сельскохозяйственного назначения, проведение повсеместной инвентаризации и бонитировки, ужесточение процедуру перевода сельскохозяйственных земель в другие категории и повышение действенность механизмов контроля целевого использования таких земель. Но данная поэтапность не была учтена, и в 2002 году Госдума приняла Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
После принятия Земельного кодекса и Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" главная проблема для Российской Федерации состоит в том, чтобы земельный рынок стал действительно земельным и действительно рынком.
В последнее время в экономической литературе дано более полное определение рынка земли. Земельный рынок - это часть системы земельных отношений, регуляторами которой является право собственности (владение, пользование, распоряжение), возможность передачи этого права (аренда, продажа, залог и так далее), конкуренция (свободный выбор участника), денежная оценка и свободно складывающиеся цены на землю.
На некоторые особенности рынка земли следует обратить внимание. Земля - специфический предмет рыночных отношений, во-первых, потому что через систему рыночных отношений в каждый данный период времени проходит небольшая часть земельного фонда; во-вторых, потому что земля закладывается, сдается в аренду и продается на определенных условиях; в-третьих, потому что большинство земельных участков редко меняет своего собственника.
Условиями существования земельного рынка являются следующие:
любой участок земли рано или поздно может получить нового собственника;
каждый земельный участок имеет свою цену.
Принципиальное значение для формирования рынка земли имеют два момента:
1) закрепление права собственности на все земли в обществе, так как участниками рыночных отношений могут быть только собственники земельных участков;
2) инвентаризация земельного фонда, так как пока земельные участки не будут физически точно определены и зарегистрированы, вступить в отношения купли-продажи невозможно.
Поэтому развитие земельного рынка в регионах должно начинаться с инвентаризации земель и с индивидуального закрепления права собственности на все без исключения земли, чтобы, вступая в рыночные земельные отношения, каждый знал, каков его статус по отношению к земле, которой он пользуется, распоряжается, владеет.
После принятия ЗК РФ и Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" главная проблема для Российской Федерации состоит в том, чтобы земельный рынок стал действительно земельным и действительно рынком.
В Новосибирской области в отношении земель сельскохозяйственной категории действует принятый Закон "Об использовании земель на территории Новосибирской области". Он устанавливает основные положения по использованию земель всех категорий на территории Новосибирской области, определяет полномочия органов государственной власти области и местного самоуправления в сфере использования земель, порядок предоставления, прекращения и ограничения прав на земельные участки, находящихся в собственности области или муниципальных образований.
Закон Новосибирской области от 30 декабря 2003 года № 162-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Новосибирской области" регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения на территории Новосибирской области, определяет правила, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки и доли в праве общей собственности на земельные участки, определяет условия предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность в соответствии с федеральным законодательством.
Действие настоящего Закона не распространяется на земельные участки, предоставленные гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
В плане практического осуществления мероприятий по формированию рынка земли в Новосибирском районе в 2007 году было продано 215 земельных участков общей площадью 114,393 га на общую сумму 5414396 рублей. В 2008 году было продано 365 земельных участков общей площадью 519,9128 га на общую сумму 8580366,74 рублей. Большое число участков было выкуплено собственниками зданий, строений, сооружений, которые находятся на данных землях, для их обслуживания, что увеличивает количество плательщиков земельного налога. В представленной ниже таблице 3.1 приведены сведения о количестве предоставленных земельных участков в муниципальных образованиях, входящих в состав Новосибирского района.
Таблица 3.1 - Количество земельных участков, предоставленных в собственность администрацией Новосибирского района за период с 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г.
№ п/п |
Наименование муниципального образования |
Количество предоставленных земельных участков |
1 |
2 |
3 |
1 |
Барышевский сельсовет |
1747 |
2 |
Березовский сельсовет |
386 |
3 |
Боровской сельсовет |
262 |
4 |
Верх-Тулинский сельсовет |
568 |
5 |
Каменский сельсовет |
153 |
6 |
Криводановский сельсовет |
841 |
7 |
Кубовинский сельсовет |
396 |
8 |
Кудряшовский сельсовет |
2125 |
9 |
Краснообский сельсовет |
56 |
10 |
Мичуринский сельсовет |
215 |
11 |
Морской сельсовет |
487 |
12 |
Мочищенский сельсовет |
275 |
13 |
Новолуговской сельсовет |
76 |
14 |
Плотниковский сельсовет |
196 |
15 |
Раздольненский сельсовет |
400 |
16 |
Станционный сельсовет |
64 |
17 |
Толмачевский сельсовет |
538 |
18 |
Ярковский сельсовет |
162 |
Как видно из представленной ниже таблицы 3.2 доходы от пользования земельными ресурсами бюджетов муниципальных образований Новосибирского района поступают неравномерно. Следовательно, затруднено эффективное планирование доходной части бюджета. А ведь земельные ресурсы должны являться основой независимости муниципального образования в части собственного финансирования.
Таблица 3.2 - Доля земельного налога в бюджете муниципальных образований Новосибирского района в тыс. руб.
Наименование муниципального образования |
Всего, тыс. руб |
Земельный налог, тыс. руб |
Доля земельного налога в общем бюджете муниципального образования, % |
Земельный налог 2007 года к 2006 году |
|||
|
2006 |
2007 |
2006 |
2007 |
2006 |
2007 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Барышевский |
26301 |
18340 |
1783 |
2092 |
6,8 |
11,4 |
1,17 |
Березовский |
7779 |
7511 |
406 |
352 |
5,2 |
4,7 |
0,87 |
Боровской |
8044 |
15411 |
382 |
627 |
4,7 |
4,1 |
1,64 |
Верх-Тулинский |
27807 |
21495 |
752 |
948 |
2,7 |
4,4 |
1,26 |
Каменский |
5598 |
9329 |
182 |
207 |
3,3 |
2,2 |
1,14 |
р.п. Краснообск |
33237 |
41627 |
4849 |
3778 |
14,6 |
9,1 |
0,78 |
Криводановский |
14350 |
32640 |
1218 |
1111 |
8,5 |
3,4 |
0,91 |
Кубовинский |
12344 |
12536 |
535 |
3258 |
4,3 |
26,0 |
6,09 |
Кудряшовский |
26699 |
21026 |
935 |
915 |
3,5 |
4,4 |
0,98 |
Мичуринский |
15442 |
17884 |
213 |
588 |
1,4 |
3,3 |
2,76 |
Морской |
10525 |
18406 |
331 |
345 |
3,1 |
1,9 |
1,04 |
Мочищенский |
6388 |
13910 |
2486 |
3118 |
38,9 |
22,4 |
1,25 |
Новолуговской |
11204 |
12812 |
248 |
509 |
2,2 |
4,0 |
2,05 |
Плотниковский |
2690 |
4208 |
213 |
311 |
7,9 |
7,4 |
1,46 |
Раздольненский |
8736 |
10927 |
342 |
457 |
3,9 |
4,2 |
1,34 |
Станционный |
31187 |
24914 |
1217 |
1831 |
3,9 |
7,3 |
1,50 |
Толмачевский |
12613 |
25326 |
536 |
10576 |
4,2 |
41,8 |
19,73 |
Ярковский |
7592 |
12621 |
319 |
750 |
4,2 |
5,9 |
2,35 |
Итого |
268536 |
320923 |
16947 |
33780 |
6,3 |
10,5 |
1,99 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9