В статье 209 ГК РФ собственность определяется как предоставление собственнику прав владения, пользования и распоряжения имуществом. Эта триада в общей форме отражает действительное содержание права собственности и реально существующие способы его использования.
Права на земельный участок могут возникнуть также:
1) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности. В этом случае права на земельный участок могут быть признаны судом, если из материалов и доказательств, представленных суду, следует, что это право принадлежало (либо принадлежит) лицу на том или ином основании. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей;
2) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом. Помимо оснований, собственно установленных гражданским законодательством, к таким основаниям относятся, в частности, нормы статьи 20 и 21 ЗК РФ о праве граждан и юридических лиц закрепить земельные участки, используемые ими на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, в собственность или заключить договор аренды;
3) вследствие иных действий граждан и юридических лиц (например, приобретение земельных участков на основании приобретательной давности);
4) вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий. В данном случае речь может идти, например, о приобретении права на земельный участок, принадлежавшего умершему, в порядке наследования. В этом случае смерть правообладателя является указанным событием.
Следует отметить, что наследование является одним из наиболее распространенных способов перехода прав собственности граждан на земельные участки. Правовое регулирование земельно-наследственных отношений представляет собой новую и пока еще недостаточно исследованную в российской гражданско-правовой науке сферу, в которой имеется немало проблем, нуждающихся в разрешении.
Заключение
Развитие гражданского оборота и вызванные этим процессом изменения системы защиты имущественных прав и совершенствования отдельных составляющих этой системы. Безусловно, земля, являясь важнейшим видом недвижимого имущества, требует наиболее тщательной правовой регламентации, фундаментом которой выступают нормы Конституции РФ. В связи с этим, очевидно, что несвоевременность корректировки положений, регламентирующих защиту права собственности на землю, ведет к невозможности реализации субъектами права собственности на землю их прав и интересов, гарантированных Конституцией РФ, что, в свою очередь, приведет к невозможности успешного функционирования механизмов рынка земли.
Земля обладает ценностью, которая отличает ее от любого другого материального объекта, она является местом обитания всех предшествовавших и будущих человеческих поколений, она ограничена в пространстве, является базисом для размещения производительных сил. Такая ценность предполагает концентрацию вокруг нее различного рода интересов субъектов хозяйственной и предпринимательской деятельности.
Конституция Российской Федерации учла современную обстановку и гарантировала каждому свободу собственности. Принятые в ее исполнение федеральные законы и иные нормативные правовые акты также охраняют объекты собственности и детально регламентируют отношения в этой области гражданского права.
Таким образом, вопрос собственности является одним из главных вопросов, определяющих существование и пути развития человеческого общества. Отношения собственности в России с развитием товарно-денежных отношений становятся все более важным элементом рыночной экономики.
Концепция развития Российского законодательства предусматривает последовательную реализацию конституционного принципа верховенства прав и свобод человека и гражданина, а также предполагает создание эффективного механизма их осуществления и защиты. При этом экономической и юридической основой конституционного строя России признаются право собственности и имущественные права. Эти права должны охраняться законом, предусматривающим различные гражданско-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые и другие меры защиты. Успешное функционирование системы гарантирования имущественных прав субъектов гражданского оборота является абсолютно необходимым условием для эффективного функционирования рыночной экономики.
В связи с колоссальным развитием всех отраслей жизнедеятельности российского общества в постсоветский период, активнейшее развитие получили такие гражданско-правовые институты как частная собственность и свобода договора, которые повлекли за собой качественные изменения как в правовой системе страны в целом, так и в отдельных отраслях законодательства. Изменились законы и мышление многих граждан, у многих - появилась дорогостоящая собственность, в том числе и земельные участки.
Очевидно, что конституционная характеристика земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, то есть всего многонационального народа Российской Федерации, предопределяет конституционное требование рационального и эффективного использования, а также охраны земли как важнейшей части природы, естественной среды обитания человека, природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности. Это требование адресовано государству, его органам, гражданам, всем участникам общественных отношений, является базовым для законодательного регулирования в данной сфере.
Однако в настоящее время на практике при соблюдении устанавливаемых законодателем требований в сфере земельно-правовых отношений, а также непосредственно при реализации своих законных прав на землю или осуществлении их защиты собственники земельных участков сталкиваются с серьезными трудностями. Данная ситуация обусловлена тем, что в настоящее время кроме Земельного кодекса Российской Федерации земельные правоотношения регулируются еще большим количеством законодательных актов федерального уровня, уровня субъектов РФ, местного уровня, разобраться в которых достаточно сложно. Ситуация усугубляется и наличием пробелов и противоречий в действующем земельном законодательстве, ставящих собственников и пользователей земли в тупиковые ситуации.
Таким образом, земельный вопрос продолжает оставаться в нашей стране одним из самых острых. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти по-прежнему пытаются в максимально возможной степени сохранить старый порядок землепользования, и его несовместимость с рыночной экономикой не принимается в расчет.
Не смотря на то, что одной из главных целей осуществляемых в последние годы социально-экономических преобразований является изменение земельного строя России, можно видеть непоследовательность в проведении земельной реформы, несовершенство законодательства.
Гражданский кодекс Российской Федерации, например, признает земельный участок недвижимым имуществом, но право собственности и иные вещные права на землю определяются в отдельной главе, вступление в силу которой связывается с принятием Земельного кодекса Российской Федерации. Таким образом, с одной стороны, земельный участок выводится из-под действия общих положений гражданского законодательства о собственности, а с другой - не допускается применение специальных гражданско-правовых норм о земле, если это не соответствует земельному законодательству. С учетом того, что федеральные законы о земле претендуют на установление иного, чем в гражданском законодательстве, порядка решения земельно-имущественных вопросов, применение Гражданского кодекса Российской Федерации в этой части весьма проблематично. Отказ признать земельные участки недвижимостью не формально, а по существу влечет за собой установление вместо налога на недвижимость земельного налога и применение многих других не очень удачных юридических конструкций. Что касается указов Президента Российской Федерации, то они носят скорее программный характер и не способны заменить собой законы.
Такое развитие законодательства о земле вызывает недоумение, поскольку создана конституционная основа для нормального правового регулирования земельных вопросов. Конституция Российской Федерации, с одной стороны, выделяет в российской правовой системе земельное законодательство в качестве самостоятельной отрасли, а с другой - подчеркивает необходимость определения порядка и условий пользования землей в федеральных законах. Нынешнее федеральное земельное законодательство чрезвычайно усложнено и запутано. Имеется множество федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, так или иначе затрагивающих земельные вопросы, но они бессистемны.
Тем временем сложившаяся обстановка настоятельно требует выработки новых подходов к регулированию земельных вопросов покупки и продажи земельных участков. Земельное законодательство должно гармонизировать свободную экономическую деятельность и государственное управление, которые в настоящее время во многом несовместимы друг с другом. Без кардинального изменения взглядов на пути разрешения земельно-правовой проблемы окажется невозможным сформировать взаимосвязанную систему земельного законодательства.
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. - 2009. - 21 января. - № 7.
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ // Российская газета. - 2004. - 30 декабря. - № 290.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Российская газета. - 1994. - 8 декабря. - № 238 - 239.
4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // Российская газета. - 2001. - 30 октября. - № 211 - 212.
5. Федеральный закон Российской Федерации "О государственном кадастре недвижимости" от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ // Российская газета. - 2007. - 1 августа. - № 165.
6. Федеральный закон Российской Федерации "О землеустройстве" от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ // Российская газета. - 2001. - 23 июня. - № 118-119.
7. Федеральный закон Российской Федерации "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ // Российская газета. - 2002. - 27 июля. - № 137.
8. Федеральный закон Российской Федерации "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ // Российская газета. - 2004. - 30 декабря. - № 290.
9. Федеральный закон Российской Федерации "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ // Российская газета. - 1998. - 23 апреля. - № 79.
10. Федеральный закон Российской Федерации "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ // Российская газета. - 2003. - 17 июня. - № 115.
11. Федеральный закон Российской Федерации "О личном подсобном хозяйстве" от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ // Российская газета. - 2003. - 10 июля. - № 135.
12. Федеральный закон Российской Федерации "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ // Российская газета. - 1995. - 22 марта. - № 57.
13. Федеральный закон Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Российская газета. - 2003. - 8 октября. - № 202.
14. Федеральный закон Российской Федерации "Об ипотеке (залоге недвижимости)" от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ // Российская газета. - 1998. - 22 июля. - № 137.
15. Федеральный закон Российской Федерации "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ // Российская газета. - 1997. - 30 июля. - № 145.
16. Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1992. - № 1. - ст.53.
17. Указ Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. № 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 1993. - № 44. - ст.4191.
18. Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2287 "О приведении законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 1993. - № 52. - ст.5085.
19. Указ Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. № 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 1996. - № 11. - ст.1026.
20. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002 г. № 278 "О размере, порядке взимания и учета платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 18. - ст.1765.
21. Закон Новосибирской области "Об использовании земель на территории Новосибирской области" от 14.04.2003 г. № 108-ОЗ // Сборник нормативных правовых актов Новосибирского областного Совета депутатов. - 2003. - N 3 (8).
22. Закон Новосибирской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Новосибирской области" от 30.12.2003 г. № 162-ОЗ // Сборник нормативных правовых актов Новосибирского областного Совета депутатов. - 2004. - N 2 (13).
23. Андреев Ю.Н., Князев Б.Е. Защита прав собственности граждан при выделе на местности земельного участка в счет земельной доли // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - 2008. - № 2. - С.52 - 57.
24. Боголюбов С.А. Земельное право: учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2009. - 402 с.
25. Боголюбов С.А. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / С.А. Боголюбов, Е.А. Галиновская, Ю.Г. Жариков. - М.: ТК Велби, Изд-во "Проспект", 2003. - 488 с.
26. Варламов А.А., Лойко П.Ф. Проблемы управления земельными ресурсами Российской Федерации // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель - 2005. - № 9. - С.4 - 7.
27. Волков С.Н. Земельные отношения как базовый фактор устойчивого развития сельского хозяйства // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - 2007. - № 5. - С.3 - 9.
28. Волков С.Н. О состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации / С.Н. Волков // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - 2007. - № 9. - С.4 - 8.
29. Гагарин А.И. Земельные ресурсы: состояние и проблемы // ЭКО. - 2007. - № 10. - С.122 - 129.
30. Голиченков А.К. Земельный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий / А.К. Голиченков, Г.А. Волков, О.М. Козырь. - М.: Агентство "Библиотечка "Российской газеты", 2002. - 325 с.
31. Государственный доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2007 году. - М.: Роснедвижимость, 2008. - 260 с.
32. Грудцына Л.Ю. Земля: справочник собственника и арендатора / Л.Ю. Грудицына, М.Н. Козлова. - М.: Юстицинформ, 2007. - 431 с.
33. Гусев Р.К. Сущность и значение правового режима земель в современных условиях // Материалы научно-практической конференции 17-18 апреля 2002 г. "Проблемы применения нового Земельного кодекса России". - М.: ИЗиСП при Правительстве РФ. - 2002. - № 3. - С.14 - 15.
34. Елисейкин П.Ф. Основания спора о праве гражданском // Вопросы теории и практики гражданского процесса. Гражданское судопроизводство и арбитраж: межвузовский научный сборник. - 1986. - № 5. - С.12 - 14.
35. Жариков Ю.Г. Земельное право: Учебник / Ю.Г. Жариков, В.Х. Улюкаев, В.Э. Чуркин. - М.: Юрайт-Издат, 2003. - 477 с.
36. Земельный фонд Российской Федерации: Статистический сборник. - М.: Росземкадастр; ФКЦ "Земля", 2002. - 774 с.
37. Коловангин П.М. Собственность на землю в России: История и современность. - СПб.: Знание; ИВЭСЭП, 2003. - 528 с.
38. Крассов О.И. Земельное право: Учебник - М.: Юристъ, 2000. - 624 с.
39. Кресникова Н.И. О механизме оборота земель сельскохозяйственного назначения // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - 2008. - № 4. - С.52 - 54.
40. Минина Е.Л. Споры сельскохозяйственных организаций с гражданами - собственниками имущественных паев и земельных долей. Комментарий судебной практики. - М.: Юстицинформ, 2000. - 149 с.
41. Свечникова И.В. Гражданско-правовая защита права собственности на землю: Автореф. дис. …д-ра юрид. наук: 09.00.08. - М., 2006. - 25 с.
42. Тихомиров М.Ю. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / под ред.М.Ю. Тихомирова. - М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2008. - 665 с.
43. Федорова Ю.Н. Разрешение земельных споров по законодательству Российской Федерации: Автореф. дис. …д-ра юрид. наук: 12.00.06. - Саратов, 2004. - 203 с.
44. Чубуков Г.В. Земельное право: Учеб. пособ. для самостоятельной работы студентов юридических вузов, обучающихся по дистанционной форме образования / под ред. Г.В. Чубукова, Н.А. Волковой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 319 с.
45. Янюк В.М. Обоснование параметров рыночной оценки сельскохозяйственных угодий // Кадастровый вестник - 2006. - № 2. - С.28 - 35.
Материалы судебной практики:
46.
Определение Верховного Суда РФ N КАС03-59 от 06.03.2003 г. // СПС Консультант-Плюс:
Каталог документов информационного банка Судебная практика: Решения высших судов
[Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: #"_Toc279347345">Приложения
Приложение А
Структура собственности на землю в крестьянских (фермерских) хозяйствах
Рисунок А.1 - Диаграмма использования государственной и частной собственности на землю в крестьянских (фермерских)хозяйствах
Приложение Б
Структура собственности на землю в личных подсобных хозяйствах
Рисунок Б.1 - Диаграмма использования государственной, муниципальной и частной собственности на землю в личных подсобных хозяйствах
Приложение В
Структура собственности на землю, предоставленную для ведения садоводства
Рисунок В.1 - Диаграмма использования государственной, муниципальной и частной собственности на землю, предоставленную для ведения садоводства
Приложение Г
Структура собственности на землю, предоставленную для ведения огородничества
Рисунок Г.1 - Диаграмма использования государственной, муниципальной и частной собственности на землю, предоставленную для ведения огородничества
Приложение Д
Структура собственности на землю, предоставленную для индивидуального жилищного строительства
Рисунок Д.1 - Диаграмма использования государственной, муниципальной и частной собственности на землю, предоставленную для индивидуального жилищного строительства
Приложение Е
Структура собственности на землю, предоставленную под дачное строительство
Рисунок Е.1 - Диаграмма использования государственной, муниципальной и частной собственности на землю, предоставленную под дачное строительство
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9