Правовая природа концессионных соглашений и соглашений о разделе продукции

Основываясь на толковании ст.40 закона об иностранных инвестициях как формы допуска иностранного лица к предпринимательской деятельности, можно предположить, что в законе об иностранных инвестициях должен быть предусмотрен перечень отраслей народного хозяйства, где иностранному лицу запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, отраслей народного хозяйства, где иностранному лицу можно осуществлять хозяйственную деятельность на условиях, указанных государством (концессионные договоры) и отраслей народного хозяйства, где иностранному лицу разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, т.е. перечень открытых для иностранного капитала отраслей народного хозяйства.

Проблема неизменяемости условий Концессионном соглашении и иных соглашений «гибридного» типа, включающих в себя гражданско-правовые и административно-правовые отношения, в том числе и соглашений о СРП, как они урегулированы в действующем законодательстве, была решена в зарубежной практике применения таких договоров. Концессионном соглашении и связанные с неизменяемостью их условий споры составляют основную часть инвестиционных споров, рассматриваемых Международным Центром по рассмотрению инвестиционных споров (МЦУИС), созданным на основании Вашингтонской Конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государством и иностранным инвестором, подписанной в 1965г. Хотя Россия до сих пор и не ратифицировала эту конвенцию, однако даже в этих условиях нельзя игнорировать специально созданный международно-правовой механизм разрешения инвестиционных споров. Создание МЦУИС свидетельствует об одном из возможных путей разрешения проблемы Концессионном соглашении

Проблема неизменяемости условий Концессионном соглашении тесно связана с проблемой защиты прав иностранного инвестора, а, следовательно, решение этой проблемы связано с выполнением задачи стимулировать приток иностранных инвестиций в Россию. Следует подчеркнуть, что проблема защиты прав частного лица возникает всегда, когда речь идет об осуществлении государством экономической деятельности. Существо реформенных преобразований как раз и заключается в том, чтобы за счет сужения сферы экономической деятельности государства стимулировать экономическую деятельность частных предпринимателей. Изменения, происшедшие в зарубежной практике заключения Концессионном соглашении и переход от Концессионного соглашения к соглашениям о разделе продукции отражают движение большинства стран в мире в сторону экономических реформ и развития рыночных отношений. Появившиеся в результате эволюции Концессионном соглашении соглашения о разделе продукции характеризовались одной из основных черт, характерных для гражданско-правовых соглашений - равенство сторон в правоотношении. В практике заключения Концессионном соглашении имеются примеры соглашений, в которых равенство в правовом статусе сторон обеспечивалось путем поднятия правового статуса иностранного инвестора, т.е. путем участия в соглашении в области добычи полезных ископаемых органа иностранного государства в качестве иностранного инвестора. Появление таких соглашений явилось основанием для утверждения, что и «контракты», относимые к типу концессионных договоров, также носят включают в себя черты, характерные для международно-правового договора (например, условие о применении норм международного права при разрешении конфликтных ситуаций). Теория «интернационализации коммерческих контрактов» была использована для доказательства необходимости подчинить концессионные соглашения нормам международного права.

Подчинение концессионных соглашений нормам международного права на основании теории интернационализации концессионных соглашений долгое время обеспечивало стабильность, т.е. неизменяемость условий Концессионном соглашении, и рассматривалось зарубежными юристами как наиболее эффективное средство защиты прав иностранного частного инвестора.

В то же время теория «интернационализации» Концессионном соглашении, лежащая в основе применения норм международного права к концессионных договорам, получила резкую критику со стороны советской юридической науки.

Отрицание международно-правовой природы концессионного соглашения в отечественной и зарубежной литературе было связано с признанием ее противоречия общепринятым нормам международного права. Завершением теоретических споров по поводу международно-правовой природы концессионных соглашений следует считать введение в практику двусторонних международных соглашений о гарантиях и защите инвестиций. Иными словами, чтобы решить проблему неизменяемости концессионных договоров, были найдены различные правовые средства. Что касается самой правовой конструкции концессионного договора, то, понимая все ее недостатки и преимущества, в зарубежной практике государств с рыночной экономикой она редко применяется кроме как в особых («индивидуальных») случаях. Основную функцию, которую выполняла исторически конструкция концессионного договора исполняет теперь система допуска иностранных инвестиций, предусматриваемая в законах об иностранных инвестициях.

 

2. Правовое регулирование недропользования на условиях СРП


В соответствии с законодательством Российской Федерации месторождения полезных ископаемых могут осваиваться либо на условиях действующего налогового режима на базе лицензионных соглашений (ПС), либо на основании специального налогового режима - соглашений о разделе продукции (СРП).

Как правило, решение о разработке месторождений на условиях СРП принимается в случаях, когда их освоение в режиме действующего налогового законодательства - нерентабельно. Недропользование на условиях СРП позволяет привлечь необходимые инвестиции для освоения новых перспективных участков, а также крупных и уникальных месторождений, расположенных в труднодоступных и малоосвоенных местах. В настоящее время перечень участков СРП включает 29 объектов. Среди них три действующих проекта («Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Харьягинское месторождение»).

Система государственного регулирования недропользования на условиях СРП имеет ряд важных преимуществ, которые целесообразно рассмотреть более подробно.

Серьезные сдвиги в дискуссии о целесообразности использования в сфере недропользования договорных отношений между Государством и Инвестором произошли после состоявшейся в сентябре 2000 г. в г. Южно-Сахалинске первой Международной практической конференции «СРП-2000». Принимавший участие в работе конференции Президент России В.В. Путин твердо и открыто заявил, что «проблема реализации СРП - это важнейшая проблема для России», что «практика применения таких соглашений показала, что этот механизм является эффективным и широко используется во всем мире» и «СРП могут и должны стать важнейшей частью инвестиционной политики государства». Через год на Всемирном экономическом форуме (Москва, 30 октября 2001 г.) В.В. Путин одобрил намерения компании «Эксон» принять участие в крупнейшем проекте СРП «Сахалин-1» и вложить в него $12-15 млрд, подчеркнув, что «это значительная сумма, учитывая общий объем инвестиций в экономику России», и что он окажет всемерную поддержку проектам такого рода.

Режим СРП является на сегодня единственным приемлемым для инвесторов правовым режимом недропользования при освоении месторождений арктического шельфа, труднодоступных и малоосвоенных территорий Дальнего Востока, Западной и Восточной Сибири.

Освоение этих регионов на условиях лицензионных соглашений и в режиме действующего законодательства представляется маловероятным.

Процедура получения права пользования недрами на условиях СРП действительно является для инвестора пока в организационном плане более длительной и сложной, чем работа в режиме действующего законодательства. Вместе с тем СРП позволяет вести работы в режиме более гибкой налоговой нагрузки, учитывающей объективные природные условия расположения месторождения и его горно-геологические условия. Главное - инвестор получает возможность работать и планировать многолетний и весьма рискованный производственный процесс в стабильных условиях, гарантирующих ему не ухудшение коммерческих результатов при возможном изменении правового режима в стране на весь период действия соглашения (практически на срок в 25-30 лет).

В соответствии с СРП к окончанию срока действия инвестор имеет возможность накопить необходимые средства на проведение ликвидационных работ. К тому же законодательством по СРП установлено, что отчисления в ликвидационный фонд инвестору компенсируются и он может позволить себе запланировать необходимый объем ликвидационных работ. При работах в обычном стандартном режиме по окончанию действия лицензии все ликвидационные работы недропользователь должен осуществлять за счет собственной прибыли, размер которой к концу разработки месторождения из-за отработки «хлебных» пластов, как правило, сокращается. Может возникнуть ситуация, когда государству придется самому участвовать в решении проблем, связанных с экологически приемлемым завершением ликвидационных работ.

Режим СРП позволяет кратно увеличить годовую добычу сырья за счет ввода в разработку крупных и уникальных месторождений. Так, например, при разработке Харампурского месторождения добыча газа из сеноман-туронских залежей совместно с попутным газом составит 11,9 млрд. куб. м в год. Среднегодовая добыча газа только на одной платформе Штокмановского месторождения будет равна 22,5 млрд. куб. м. На Приразломном нефтяном месторождении намечается выход на уровень годовой добычи в 7,55 млн. тонн. По проекту «Сахалин-3» (Киринский блок) планируется производство природного газа в объеме до 15,5 млрд. куб. м. в год. На месторождениях проекта «Сахалин-1» среднегодовая добыча нефти составит до 12,3 млн. тонн и газа - до 20,4 млрд. куб. м.

Правовой механизм СРП универсален и применяется для месторождений, находящихся в любой стадии освоения (для новых или в значительной степени отработанных месторождений, для перспективных участков с высокой степенью риска и длительным сроком окупаемости). Его формирование в полной мере еще не завершено. Наиболее важной мерой представляется введение в силу 24 главы второй части Налогового Кодекса РФ, посвященной вопросам налогообложения в режиме СРП. Видимо, следует признать преждевременным решение об отказе от роялти, применявшегося в интервале от 6 до 12% и замене этого платежа, на фиксированный показатель налога на добычу (8,25%), который не адекватен различным от природы геологическому строению и добывным возможностям месторождений.

Правовой режим СРП необходим не только нефтяникам и газовикам. Через механизмы СРП нефтяной и газовой промышленности формируется благоприятная ресурсная база для развития отечественной энергетики, металлургии, машиностроения и других отраслей экономики России.

Так, например, в соответствии с Указом Президента России от 30 ноября 1991 года № 1517 при реализации на условиях СРП проектов освоения Приразломного и Штокмановского месторождений, расположенных на шельфе Печорского и Баренцева морей, предполагается широкое использование мощностей конверсируемых предприятий оборонно-промышленного комплекса. На Дальнем Востоке в аналогичных работах по изготовлению конструкций для разрабатываемых на условиях СРП морских месторождений шельфа Охотского моря участвует Амурский судостроительный завод.

По экспертным оценкам, зафиксированным в Рекомендациях конференции «СРП-2002: От законов - к инвестициям», до 2008 г. по проектам на условиях СРП в экономику России может быть вовлечено до $85 млрд. Это создает благоприятные предпосылки для развития смежных отраслей и сферы услуг, позволит укрепить производственную и социальную инфраструктуру регионов добычи.

Режим СРП предполагает публичное рассмотрение условий освоения участков недр и месторождений. При этом перед обсуждением законопроекта о включении участка в перечень объектов, освоение которых возможно на условиях СРП, требуется провести сравнение экономических показателей ТЭО СРП с результатами разработки в режиме действующего налогового законодательства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты